2 курс. Заочная магистратура «русский язык в высшем и среднем образовании».
Уваровская Наталья Вячеславовна
Аннотированная подборка научных статей и монографий по теме: «Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному»
1. . Основные методические аспекты преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. Кодзаева Олеся Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного факультета международного образования ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, e-mail: [email protected]. УДК 811.161.1:37.016 ББК 81.2Р-96 Д-87
Аннотация : В статье рассматриваются проблемы обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе изучения. Автор раскрывает важность изучения различных сторон языка: фонетики, лексики, лексико-грамматического строя, а также овладения культурой русскоязычной коммуникации.Данная статья покажет, какие возникают особенности методики обучения дисциплине в зависимости от возникающих в процессе ее освоения трудностей. Также поможет выявить , какие проблемы возникают у иностранных студентов при учении русского языка.
2.Корпусное преподавание русского языка. Автор: Ольховская А.И. Корпус как инструмент и как идеология: о некоторых уроках современной корпусной лингвистики // Русский язык в научном освещении. 2008. № 2. С. 7–20.
Аннотация: Данная статья посвящена проблемным и проектным заданиям, которые могут быть использованы в практике преподавания русского языка (орфографии, морфологии, лексикологии, ортологии и др.). Упражнения направлены на анализ таких явлений, как изменение рода существительных, многозначность, заимствованная лексика, неологизмы, установление авторства слов и времени их появления в языке, устаревшая лексика. Для решения поставленных задач ученикам необходимо воспользоваться традиционным средством обучения – словарю. Данная статья будет является эффективным средством для реализации метода проблемного обучения русскому языку ,а его использование поможет учащимся взглянуть на язык как на живой. Сопоставление словарной и корпусной информации позволит объединить нормативный и визуальный подходы к изучению языка и существенно расширить представления о нем.
3. Актуальные направления методических исследований в области изучения русского языка как иностранного (на материале диссертаций,защищенных на кафедре русского языка и методике его преподавания) Автор С.А. Дерябина.Кафедра русского языка и методики его преподавания Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198, с.7-18.
Аннотация: Статья представляет собой анализ актуальных направлений методических исследований в области методики преподавания русского языка как иностранного. Материалом исследования послужили докторские и кандидатские диссертационные исследования, подготовленные на кафедре русского языка и методики его преподавания за последние десять лет.
Данная статья показывает разные основы методики обучения иностранных студентов по культуре письменной речи . Также поможет поставить цели и задачи для обучения студентов ,и что самое важное, послужат воспитанию толерантности, развитию процессов межкультурной коммуникации.
4. Особенности обучения русскому языку как иностранному без опоры на язык-посредник или родной язык учащихся. Автор: Курьянова С.А. Особенности обучения русскому языку как иностранному без опоры на язык-посредник или родной язык учащихся // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.- практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 28-34.
Аннотация: в данной статье говорится о том, что система российского образования ориентирована на обучение иностранцев совместно с российскими учащимися. Также рассматривается специфика и методы обучения русскому языку как иностранному без опоры на родной язык учащихся. Данная статья дает понять, что родной язык является помощником в обучении новому (иностранному) языку, но по мере овладения учащимися иностранным языком, доля родного языка должна уменьшаться, а иностранного– увеличиваться. В этом случае родной язык или язык-посредник могут стать эффективным средством поддержки, способствующим, а не препятствующим усвоению русского языка.
5. Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного. Автор: В.А. Степаненко, М.М. Нахабина, И.В. Курлова.Центр международного образования Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова ул. Кржижановского, 24/35, корп. 1, Москва, Россия, 117218.
Аннотация: В статье описываются новые направления обучения русскому языку как иностранному, которые нашли отражение в новом поколении учебников, учебных пособий, тестов, а также в мультимедийных курсах и видеоматериалах, созданных в Центре международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова в последние годы. Данная статья поможет применить новые современные методы для умений решать свои проблемы средствами изучаемого языка, что дает возможность активизировать деятельность обучаемого, сделать эту деятельность более целенаправленной, эффективной, чтобы изучение языка приносило человеку удовольствие.
6. Методика преподавания русского языка как иностранного.
Автор: М.П. Чеснокова. – 2 изд., перераб. – М.: МАДИ, 2015. – 132 с.
Аннотация: в данной статье говорится о том, что роль русского языка как международного велика и для обмена научной информацией. Это объясняется прежде всего невиданными темпами ее развития. Данная статья позволит разработать методические принципы составления учебного материала по русскому языку для иностранцев, изучающих русский язык как в вузах России, так и в вузах других стран в условиях отсутствия языковой среды.
7.Русский язык как иностранный: элементарный уровень. Автор: Михалева Е.В., Майер А.К., и др Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. — 378 с.
Аннотация: Данная статья, позволяет освоить русский язык как иностранный (РКИ) на элементарном уровне. Эта работа содержит теоретический материал и практические задания различных уровней сложности для закрепления. Учебный материал сопровождается цветными иллюстрациями и авторскими фотографиями; имеются контрольные тесты, ключи к заданиям и тестам, карточки русских слов и часто употребляемых выражений, словник.
Данная статья нужна для того,чтобы провести экспериментальную часть в дипломной работе .Оценить уровень знаний русского языка среди иностранных учеников с помощью некоторых упражнений.
8. Современные образовательные технологии в преподавании русского языка как неродного: концепция программы повышения квалификации учителей общеобразовательной школы. Автор: ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №2(28)УДК 372.8:811.161.1© Т.Г.Бочина, Е.В.Хабибуллина. Аннотация: В статье представлена программа повышения квалификации учителей русского языка как неродного общеобразовательной школы. Говорится об актуальности программы, ее цель, тематическое наполнение вариативных модулей. Данная статья нужна для того,чтобы сформировать умения и навыки, необходимые преподавателю русского языка для решения образовательных задач средствами информационно-коммуникационных технологий общего назначения, а также специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию школьного предмета «русский язык».
Монография:
Теория и практика преподавания русского языка как иностранного / под ред. И. Попадейкиной, Р. Чахоры. Вроцлав, 2012. 181 с. Аннотация: Данная монография отражает интересы современных преподавателей РКИ, сфокусированные на актуальных проблемах теории и практики обучении русскому языкукак иностранному. В монографии указаны полезные материалы и упржнения, которые окажутся интересными для преподавателей, ученых, методистов, занимающихся изучением и преподаванием РКИ. Также даны программы занятий обучения русскому языку как иностранному.
Данная работа поможет сформировать у учеников и студентов понимание процессов и явлений, наблюдаемых в современном русском языке. Также поможет объяснить некоторые особенности современной русской орфографии.
Методика преподавания русского языка в национальной школе .
Автор : Г.Г. Буржунов. - Махачкала, 2000. –274 с.
Аннотация: Данная монография выделяет основные проблемы, которые мешают взаимодействию между учителем русского языка и ребенком другой национальности, для которого русский язык является иностранным. Эта работа поможет выявить какие возникают проблемы у педагога при незнание национальных особенностей детей, носителей другого языка, так как проявление невнимания к культуре детей полиэтнического контингента может повлечь за собой серьезное непонимание причин поведения ребенка и могут негативно отразиться на успехе взаимодействия в образовательном процессе.