СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анонс мастер-класса «Метод фреймов в решении педагогических задач на уроках литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анонс мастер-класса, который представляет собой опыт использования элементов фреймовой технологии на уроках литературы. Представлены варианты авторских фреймов, применяемых учителем на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Анонс мастер-класса «Метод фреймов в решении педагогических задач на уроках литературы»»

Мастер-класс

«Метод фреймов в решении педагогических задач на уроках литературы»



Эпиграф

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.



Цель:

Показать практическую значимость использования фреймов с целью формирования читательских компетенций.



Одна из главных педагогических задач: формирование читательской компетентности обучающихся, которую по одной из классификаций можно отнести к стратегическим педагогическим задачам. В той же классификации выделяются так называемые оперативные (текущие, ближайшие) педагогические задачи, решаемые в отдельный момент педагогической деятельности. Считаю, что именно в решении оперативных педагогических задач играет важную роль отбор форм и методов обучения.

В своей практике учителя используют скорее не предложенные технологии в полном объеме, а их детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Одной из таких технологий является фреймовая технология.

Под читательской компетентностью подразумевается совокупность знаний и навыков: во-первых, отбирать, понимать, организовывать информацию; во-вторых, интерпретировать информацию; в-третьих, давать оценку информации.

Вашему вниманию предлагаю практический опыт использования фреймов на уроках литературы. (отвечающих основным требованиям к структуре урока по ФГОС)

№1 Первый вариант фрейма направлен на формирование компетенций, связанных с отбором, пониманием и организацией информации.

Составляющие части фрейма, предложенного учителем направляют обучающихся не только на знание текста, но и на осознание его смысла, идейного содержания.

Учащиеся работают в группах (три группы, разделены произвольно по рассказам; можно предложить выбрать относительно рассказа, который больше всего заинтересовал), в процессе чтения и обсуждения дополняют друг друга, выбирают главное. (одно из УУД)

«СОЛЬ ЗЕМЛИ»

название

Рассказ

Рассказ

Рассказ

Герой (-и) Ф. И. О. (доп. сведения)







Ключевое (-ые) событие





Чувство (эмоциональное состояние, переживаемое героем)






Что помогло преодолеть негатив в жизненной ситуации?






Вариант заполненного фрейма


Название рассказа

Рассказ

«Валенки»


Рассказ

«Золотые руки»

Рассказ

«Когда делаешь по совести»

Герой (-и) Ф. И. О.

Основные сведения







Ключевые события отрывка

Сгорели валенки

Встреча на вокзале

Заявление бюро райкома

Крещенский холод

Сшили новые валенки

Возвращение домой

Приветствие, встреча

Чувство (эмоциональное состояние, переживаемое героем)


СТРАХ

ОБИДА

«со злостью»

«на зло»

«с вызовом»

«От радости пою»

«успокоилась»

«от радости затрубили»

?


Что помогло преодолеть?



Ответственность

Смекалка

Помощь

Любовь к своему делу

Стойкость; чувство справедливости; мысли о других, а не о себе



Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Поэтому данный фрейм можно дополнить еще одним пунктом, например: «Какими качествами героев я обладаю или хотел бы обладать?»

Эта технология позволяет рационально распределять время на уроке: значительно экономить время на объяснении новых теоретических понятий и представлений, и выделять достаточно времени для закрепления нового материала и отработку навыков.



Примеры фреймов, использование которых направлено на изучение, обобщение и закрепление изученного материала




































































Использование фреймовой технологии на уроках позволяет трансформировать обучение в самообучение, развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать, находить связи и структурировать полученную информацию, активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков, побуждает к самостоятельному добыванию знаний. Всё это способствует развитию творческого потенциала учащихся.


Говоря о результативности применения элементов фреймовой технологии на учебных занятиях, вашему вниманию предлагаю результаты анкетирования учащихся.


Тема: ваше отношение к формам и методам обучения / Ваше отношение к элементам фреймовой технологии на уроках литературы?

  1. ДА/НЕТ

  1. Нужны ли интерактивные формы обучения в современной школе?

  2. Считаете ли вы урок с использованием элементов фреймовой технологии более продуктивным?

  3. Повышается ли уровень интереса к изучению материала?

  4. Повышает ли такой метод работы ответственность, самостоятельность?

  1. Чем устраивает вас такая форма работы по сравнению с конспектом? (выбрать)

  • Удобно иметь свой напечатанный экземпляр

  • Не надо формулировать самостоятельно вопросы и много писать

  • Есть возможность высказать свое мнение, если тебя не успели спросить на уроке

  • Можно заработать оценку в любом случае

  • Развивает умение отбирать, структурировать информацию, а также понимать смысл прочитанного

  • Свой вариант




  1. Чем не устраивает вас такая форма работы?

  • Иногда непонятна формулировка

  • Большой объем информации

  • Свой вариант