СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по внеурочной деятельности (Чтение и развитие речи) 6 класс надомное обучение для школ 8 вида

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

АОП по внеурочной деятельности (чтение и развитие речи) 6 класс 8 вид

Просмотр содержимого документа
«АОП по внеурочной деятельности (Чтение и развитие речи) 6 класс надомное обучение для школ 8 вида»

Внеурочная деятельность (Чтение и развитие речи)

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности (Чтение и развитие речи) составлена на основе курса «Школа развития речи» для 6 класса.

Программа рассчитана на 29 учебных часов в год, из расчета 1 час в неделю (29 учебных недель). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 29 часов (из них 29 часов - аудиторные занятия).

Целью данного курса является: обеспечение условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи у детей среднего и старшего школьного возраста с различным уровнем речевого развития; осуществление своевременного и полноценного личностного развития детей; обеспечение эмоционального благополучия детей.

Основными задачами являются:

- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

- развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней

- обогащать и расширять активный словарный запас учащихся.

- формировать умение строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи.

- формировать умение сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей.

- формировать положительную мотивацию к обучению.

- постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Общая характеристика предмета

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников является курс «Развитие связной речи». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у школьников среднего и старшего звена. Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка познакомить учащихся с материалом, понятиями, терминами, не изучаемыми в рамках школьной программы. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования. Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи.

Основные формы работы: рабочая программа реализуется через проведение занятий, носящих теоретический и практический характер. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Формы контроля: работа курса предполагает безотметочную форму контроля. Оценка деятельности учащихся носит устный характер (одобрение, словесное поощрение).

Планируемые результаты:

Учащиеся 6 класса должны знать:

- что такое речь, слово, предложение;

- что такое однокоренные слова;

-что такое письмо, записка, деловое письмо;

-что такое изложение.

Учащиеся 6 класса должны уметь:

-различать слово, словосочетание, предложение;

-подбирать однокоренные слова, близкие и противоположные по значению слова;

-выполнять подробный и краткий пересказ;

-делить текст на смысловые части и восстанавливать текст из частей;

-разгадывать и составлять загадки;

-составлять план к изложению, записывать текст изложения по памяти;

-писать письмо другу, товарищу, записку.

Содержание курса:

Вводный блок – учащиеся узнают понятие о речи; из видеопримеров наблюдают за людьми, не имеющими возможности обладать речью, делают выводы о необходимости речи в нашей жизни, сравнивают правильную, красивую речь с примерами неграмотной речи.

Развитие связной устной речи – на занятиях, включенных в этот блок, учащиеся учатся правильно разгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки, узнают о структуре сказки, учатся составлять короткие сказочные истории на заданную тему, придумывать продолжение к сказке. Учащиеся учатся правильному пересказу, узнают, как определить главную мысль в частях рассказа, с помощью этого пробуют освоить краткий пересказ.

Развитие связной письменной речи – на теоретических занятиях данного блока учащиеся знакомятся с понятием «текст», узнают виды текста, его структуру. На практических занятиях ребята непосредственно работают с небольшими по объему текстами, рассматривают смысл и значение заглавия рассказа, затем сами составляют план по серии картинок, позднее рассказ по серии картинок в устной форме. Так же ребята учатся давать описание животного по плану. Самостоятельно пробуют составить план к небольшому тексту, затем записывают его по памяти. Таким образом, учащиеся готовятся к написанию изложения.

Расширение и обогащение словарного запаса – при изучении тем данного блока учащиеся знакомятся с понятием «слово», учатся из одного слова образовывать новые слова разного значения, делить слова на тематические группы, не называя понятия «многозначные слова», работают со словами, имеющими несколько значений.

Деловое общение. Культура общения – учащиеся на данных занятиях учатся элементарным правилам культурного общения со знакомыми и малознакомыми людьми, о роли мимики и жестов во время общения.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий составляет 40 минут.

АОП составлена на 29 часов в год, 1 час в неделю.

Тематическое планирование

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Развитие связной устной речи

9

2

Развитие связной письменной речи

6

3

Расширение и обогащение словарного запаса

9

4

Деловое общение. Культура общения

5


Всего

29

Критерии оценивания:

Форма оценивания коррекционно – развивающих занятий – безотметочная

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка», Москва: ВЛАДОС, 2004.

2.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка», Москва: «Издательство Астрель», 2005. 3.Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Правила русского языка», Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

4.Вербицкая М.В, Волошина О.И. «Чтение. Справочник для начальной школы», Москва: Издательский дом «Дрофа», 1997.

5.Жидкова Л.А., Каменецкая Л.М. «Сборник статей для изложений во вспомогательной школе», Москва: Просвещение, 1968.

6.Журжина Ш.В., Костромина Н.В. «Дидактический материал по русскому языку», Москва: Просвещение, 1988.

7.Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И. «Карточки по русскому языку», Москва, Экзамен, 2008.

8.Степанова О.С., Рыдзе О.А.«Дидактические игры на уроках в начальной школе», Москва: творческий Центр, 2003.

9.Фомина И.В.,И.В.Щербакова «Русский язык. Развитие устной речи и коррекция письма.Инновационные подходы», Волгоград: Учитель, 2009.

10.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи», Москва: Издательство «АРКТИ», 2001.

Интернет-сайты:

www.school-collection.edu.ru

http://zavuch.info/forums.html

http://www.gramma.ru

http://www.openclass.ru

http://www.gramota.ru

http://korped.rkc-74.ru

http://www.mgn.ru/~gmc/work.html