Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» в 3 классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с НОДА с тяжелым множественным нарушением развития (ТМНР) (вариант 6.4 ФГОС НОО (ОВЗ)) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование разделов, тем программы |
1 модуль «Осень» (4 ч.) |
| Человек и природа. Беседа, рассмотрение картин. Одежда и обувь человека осенью. Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы. |
2 модуль Природа осенью. (6 ч.) |
| Какие бывают растения? Части дерева. Явления природы: дождь, листопад. А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. Занятия и труд людей осенью. Лес. Правила поведения в лесу. В мире животных |
3 модуль Зимушка-зима. (9 ч.) |
| Сравнение зверей и птиц. Одежда и обувь человека зимой. Зимние явления природы (снег, метель, лед) Зимние забавы. Что делают растения зимой? Новый год. Животные и птицы зимой. Дикие животные. Заяц, волк. Домашние животные. Кошка и собака. Уход. |
4 модуль Природа и человек. (6 ч.) |
| Природа и рукотворный мир Из чего что сделано? Дерево. Ткань. Резина. Сравнение на ощупь. Воздух и вода. Значение для человека и животных. Явления природы: солнце, ветер. |
5 модуль Весна. (5 ч.) |
| Оживает все кругом! Одежда и обувь весной. Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. Жизнь птиц весной. Животные весной. Труд людей весной. |
6 модуль Повторение. (4 ч.) |
| Части суток. День-ночь Закрепление по теме "Животные" Закрепление по теме "Птицы" Закрепление по теме "Растения" Закрепление по теме "Явления природы" Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?" |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
личностные | предметные | базовые учебные действия |
2 группа | 2 группа | 2 группа |
1 модуль «Осень» (4 ч.) |
1 | Человек и природа | 1 | Проявляет интерес к окружающим предметам | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы | Понимать словесную (жестовую) инструкцию |
2 | «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени | Выполняет действие способом рука-в-руке |
3 | Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) | 1 | Проявляет собственные чувства | Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем | Выполняет действие по инструкции совместно с учителем |
4 | «Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты Ягоды Грибы | 1 | Готовность к сотрудничеству | Умение наблюдать за действиями педагога | Выполняет стереотипную инструкцию |
2 модуль Природа осенью. (6 ч.) |
5 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 1 | Проявляет интерес к совместной деятельности | Рассматривает лист, раскрашивает | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
6 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 1 | Проявляет интерес к совместной деятельности | Учится наблюдать изменения в природе | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
7 | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 1 | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Умение рассматривать иллюстрации | Выполняет стереотипную инструкцию |
8 | Занятия и труд людей осенью Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
9 | В мире животных | 1 | Произвольно воспринимает информацию | Проводить наблюдения | Выполняет стереотипную инструкцию |
10 | Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Выполняет стереотипную инструкцию |
3 модуль Зимушка-зима. (9 ч.) |
11 | "Здравствуй, зимушка-зима!" | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | Выполняет стереотипную инструкцию |
12 | Одежда и обувь человека зимой | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
13 | Зимние явления природы (снег, метель, лед). Зимние забавы | 1 | Формирование адекватной оценки своих достижений. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Узнавать изученные природные объекты. Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде Подражает действиям |
14 - 15 | Что делают растения зимой? Елка | 2 | Мотивация учебной деятельности. | Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем | Принимать помощь |
16 - 17 | Новый год Изготовление украшений на елку. | 2 | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
18 | Животные и птицы зимой | 1 | Адекватная мотивация учебной деятельности | Узнавать изученные объекты. | Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке" |
19 | Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | Мотивация к учебной деятельности. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | Выполняет стереотипную инструкцию |
4 модуль Природа и человек. (6 ч.) |
20 | Дикие животные. Заяц, волк. | 1 | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать изученных животных | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
21 | Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 1 | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию |
22 | Комнатные растения. Уход. | 1 | Мотивация к учебной деятельности. | Научатся распознавать комнатные растения. . | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
23 | Природа и рукотворный мир. Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 1 | Мотивация учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Различать объекты природы и рукотворного мира; Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Умение вступать в контакт Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
24 | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Узнавать изученные природные объекты. | Узнавать объекты окружающей природы. |
25 | Явления природы: солнце, ветер | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Узнавать изученные природные объекты. | Узнавать объекты окружающей природы. |
5 модуль Весна. (5 ч.) |
26 | Оживает все кругом! (весна). Одежда и обувь весной. | 1 | Ценностное отношение к миру. Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Наблюдать за природой Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению |
27 | Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 1 | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность | Умение работать с пиктограммами по теме «растения» | Узнавать объекты окружающей природы. |
28 | Жизнь птиц весной Животные весной В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) | 1 | Проявлять интерес к природе Проявлять интерес к природе | Различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах Умение отличать насекомых от животных (узнавание) | Узнавать объекты окружающей природы. выполняет действие способом рука-в-руке |
29 | Труд людей весной. В саду и в огороде | 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость. Проявлять интерес к природе | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия Умение слушать и подражать | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию Узнавать знакомые объекты окружающей природы. |
30 | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Проявлять интерес к природе | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке |
6 модуль Повторение. (4 ч.) |
31 | Части суток. День-ночь | 1 | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога |
32 | Закрепление по теме "Животные" Закрепление по теме "Птицы" | 1 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке |
33 | Закрепление по теме "Растения" Закрепление по теме "Явления природы" | 1 | Ценностное отношение к миру. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Выполняет действие способом рука-в-руке. |
34 | Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?" | 1 | Ценностное отношение к миру. | Умение наблюдать за природой | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога |
| Всего за год | 34 ч | |
2 группа вариант 6.4
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание. |
Двигательная сфера | Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. |
Память | Опосредованное запоминание недоступно. |
Мышление | Обобщение, абстрагирование недоступны. |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |