План урока
по математике в 9 классе по теме:
«Арифметическая и геометрическая прогрессии при подготовке к ГИА»
Цели урока:
Дидактическая:
- систематизировать знания по изучаемой теме,
- применять теоретический материал при решении задач,
- формировать умение выбирать наиболее рациональные способы решения,
Развивающая:
- развивать логическое мышление,
- продолжить работу по развитию математической речи,
Воспитательная:
- формировать эстетические навыки при оформлении записей,
- формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
Оборудование:
Компьютеры, проектор, презентация: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Ход урока:
Организационный момент:
Проверка домашнего задания.
Устная работа
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.(Слайд 2.)
ГРАФИКИ
А) Б) В)
ФОРМУЛЫ
1) y=− 1/6x
2) y=1/6x
3) y=− 6/x
4) y=6/x
На рисунке изображены графики функций вида y=ax2+bx+c. Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов a и c. (Слайд 3)
ГРАФИКИ
А) Б) В)
КОЭФФИЦИЕНТЫ
1) ac0
2) ac
3) a0, c
4) a0, c0
Число, классная работа, тема урока.
Изучена данная тема,
Много формул вы узнали,
Задачи с прогрессией решали.
И вот последний урок
Нас красивый лозунг
поведет:
“ПРОГРЕССИО - ВПЕРЕД”
Цель нашего урока повторить и закрепить умения и навыки использования основных формул прогрессии при решении задач. Осмыслить и сравнить формулы арифметической и геометрической прогрессии.
Актуализация знаний учащихся:
Что называется арифметической прогрессией?
Что называется геометрической прогрессией?
(два ученика записывают формулы на доске)
Математический диктант:
Какая последовательность?
1) 2; 5; 8; 11;14; 17;…
2) 3; 9; 27; 81; 243;…
3) 1; 6; 11; 20; 25;…
4) –4; –8; –16; –32; …
5) 5; 25; 35; 45; 55;…
6) –2; –4; – 6; – 8; …
Истинно или ложно каждое высказывание?
1. В арифметической прогрессии
2,4; 2,6;… разность равна 2.
2. В геометрической прогрессии
0,3; 0,9;… третий член равен 2,7
3. 11-ый член арифметической прогрессии, у
которой равен 0,2
4. Сумма 5 первых членов геометрической прогрессии,
у которой b =1, q = -2 равна 11.
5. Последовательность чисел, кратных 5,
является геометрической прогрессией.
6. Последовательность степеней числа 3
является арифметической прогрессией.
Проверка ответов.
( один ученик зачитывает ответы, разбор по презентации)
Самостоятельная работа:
1 уровень
(задания по коррекции знаний ученики решают, затем проверяют ответы по готовым решениям)
1) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия
а1 = 5 d = 3
Найти: а6 ; а10.
2) Дано: (b n ) геометрическая прогрессия
b1= 5 q = 3
Найти: b3 ; b5.
3) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия
а4 = 11 d = 2
Найти: а1 .
4) Дано: (b n ) геометрическая прогрессия
b4= 40 q = 2
Найти: b1.
5) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия
а4=12,5; а6=17,5
Найти: а5
6) Дано: (b n ) геометрическая прогрессия
b4=12,5; b6=17,5
Найти: b5
2 уровень
(класс решает самостоятельную работу на 15 минут)
1)Дано: (а n ), а1 = – 3, а2 = 4. Найти: а16 – ?
2)Дано: (b n ) , b 12 = – 32, b 13 = – 16. Найти: q – ?
3)Дано: (а n ), а21 = – 44, а22 = – 42.Найти: d - ?
4)Дано: (b n ) , bп 0, b2 = 4, b4 = 9.Найти: b3 – ?
5)Дано: (а n ), а1 = 28, а21 = 4. Найти: d - ?
6) Дано: (b n ) , q = 2. Найти: b5 – ?
7) Дано: (а n ), а7 = 16, а9 = 30.Найти: а8 –?
Проверка ответов
Решение заданий ГИА. (разбор задач на доске)
1) Пятый член арифметической прогрессии равен 8,4, а ее десятый член равен 14,4. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии.
2) Число –3,8 является восьмым членом арифметической прогрессии (ап), а число –11 является ее двенадцатым членом. Является ли членом этой прогрессии число ап=-30,8?
3) Между числами 6 и 17 вставьте четыре числа так, чтобы вместе с данными числами они образовали арифметическую прогрессию.
4) В геометрической прогрессии b12 = 315 и b14 =317. Найдите b1.
Итог урока:
Анализ и оценка успешности достижения целей урока.
Анализ адекватности самооценки.
Выставление оценок.
Намечается перспектива последующей работы.
Домашнее задание:
№652в; 670 а,б,в,г;
Типовые тестовые задания И.В.Ященко
Вариант 7 №6
Учить формулы
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.
Учебник: Алгебра 9 класс.
Авторы: Ю.Н. Макарычев и др.
Издательство: «Просвещение»