СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АРТ - Занятие кукла - утешница

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект психологического урока с детьми с применением кукло - терапии и сказкотерапии  

Просмотр содержимого документа
«АРТ - Занятие кукла - утешница»

Конспект непосредственно  образовательной  деятельности

для детей подготовительной группы

«Знакомство с народной тряпичной куклой»

Изготовление куклы «Утешницы»

Интеграция образовательных областей: 
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.( «Социально-коммуникативное развитие»);
2.  Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи  прилагательные. («Речевое развитие»)
3.  Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики  рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.  Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение  к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические:  изготовление куклы,  подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки , загадки, вопросы, ответы,  игра - песня.
Оборудование:

Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка,  ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»

Чтение сказки “Василиса Премудрая”

                 Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент

Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, бемажный петух…)

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в  русском народном костюме.

-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!  

(Низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

Посмотрите на мой наряд.  (Кружится)

Нравиться?

-А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

- Ой, а что это у вас в руках?

-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны?  Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

-А из какого материала сделана машинка?

(Машинка сделана из пластмассы)

-Значит машинка какая?

 (Машинка пластмассовая)

(Спросить 4-5ребенка)

 -Где же делают  такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)

-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

 С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она?  (Кукла)

(Показывает тряпичную куклу)

-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.  

Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

 Моя кукла называется Берегиня.

 Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?   

Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.

Но, чтобы попасть в мою мастерскую  мы отправимся за волшебную занавесь.

(Дети проходят за ширму и переодеваются в русские народные костюмы)

-Какие вы все красивые, как же вам идут эти наряды! В путь!

(Звучит русская народная музыка, все проходят в уголок русской избы, а затем в мастерскую)

II. Знакомство с  мастерской.

-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

Вот моё жилище, а попросту изба.  А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.

Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.

А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

(Открыть сундук)

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

А вы знаете, что куклы бывают разные .(Показать кукол)

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.  Я вам сейчас  все о них расскажу и покажу.

Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.

Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.

-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

а ротик ей не мешает.

III. Рассказ воспитателя.  (просмотр презентации)

          «Народные тряпичные куклы»

             (история кукол, виды кукол)

А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками? 

-Сегодня мы с вами сделаем куклу  «Утешницу».

Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

А знаете, почему её называют Утешницей?

С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

Прежде чем приступить к изготовлению куклы   мы немного разомнем наши ручки и ножки.

IV. Игра – песня

Игра «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

V. Продуктивная деятельность.

 

Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться,  играя с куколкой. И все у нас получится.

1.Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата. 

2.Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и  начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!

3.Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой.  Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка. 

4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая). Возьмите короткую ленточку.  Завяжите ленточку на голову куколке .

5. Осталось  повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?

(Треугольник).    

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим.  Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)

7.Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)

Привяжите конфеты к ленточке.

-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

VI. Итог занятия

-Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

 А что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)