«Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков и вариативность форм её проведения» Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребёнка.
Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы), в создании которых участвуют и дети:
Сказочные истории из жизни язычка .Сборник артикуляционных сказок.
Изготовлен сборник сказок, где есть содержание, список использованной литературы. К каждой сказке изготовлены карточки-символы, обозначающих героев или артикуляционных упражнений, так же можно использовать муляжи игрушек. Разработан
Изготовлена ширма для выполнения артикуляционных упражнений с использования сказок
Артикуляционная гимнастика в стихах.
Подобраны стихи, также комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков
Сопровождение мультимедиа. Сборник презентаций артикуляционных гимнастик.
Сборник детских песен для автоматизации звуков.
Использование дидактических кукол
Каких только кукол нет в детских садах! И пальчиковые и плоскостные- всех не перечислишь. А вот кукла, у которой открывается рот, есть зубы и подвижный язык, встретишь не везде. Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию многофункциональную, развивающую игрушку «Лягушка — говорушка» и «Гоша-говоруша»
Артикуляционные кубики
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование биоэнергопластики активизирует у ребенка внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальчиковую моторику, ориентировку в пространстве.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой.
Для изготовления кукол нужно взять перчатки , прикрепить на внешней стороне глаза, бантик, шляпу. Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка.
Ребенок сам выбирает перчатки.
Текст | Движения или статическая поза рук | Движения или статическая поза языка |
Жил-был язычок И был он такой | Вытягиваем указательные пальцы | Высовываем язычок |
Наступило утро, выглянуло солнце | Пальцы разжаты и подняты вверх | Губы в улыбке |
Пошел язычок гулять Вышел на дорожку | Пальцы вправо-влево | Упр. «Часики» |
Увидел большое дерево Вот его ствол Листочки тянуться к солнышку | Локти, ладоши соединены, пальцы подняты вверх | Язык высовываем и напряженно тянем к носу |
На дереве сидит птица Это дятел на сосне Долбит клювом по коре | Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла (постучать по ладони другой руки), левую руку поднят и развести пальцы в сторону. Помять руки | Отчетливо произносим –т-т-т. Потом д-д-д. |
Под деревом растут грибы У одних грибов ножки толстые, А других-тонкие | Кулак одной руки показывают толстую ножку, а ладонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется. Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другой руки шляпка. | Упр. «Грибок» |
Собираем их в корзинку | Делаем из ладошек корзинки | Упр. «Чашечка» |
Тяжело нести корзины, увидели лошадку и поехали | Сжимаем и разжимаем пальцы рук в кулак | Упр. «Лошадка» |
Приехали домой, язычок устал и пошел спать | Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») | Открыть рот и высунуть язычок |
Спасибо нашим пальчикам, спасибо язычку | Все пальцы, начиная с мизинца здороваются | Приговариваем слова |
Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчает детям освоение нового упражнения.