Аттестация педагогических кадров
Высококвалифицированные, мотивированные на дос т ижение отличных результатов в работе учителя – один из главных критериев, по которому современные родители выбирают школу.
Чтобы стимулировать рост мастерства педагогов, обеспечить их конкурентоспособность и социальную защищенность на рынке труда, в образовательных учреждениях организуется проведение аттестации педагогических работников.
НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 24.03.2023
№ 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Данный приказ действует до 31 августа 2029 года. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до вступления в силу настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены
Актуализация педагогической аттестации
ЧТО ТАКОЕ АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Аттестация педагогических работников – важная процедура, позволяющая оценивать профессиональные и личностные компетенции, знания и навыки учителей, воспитателей и иных специалистов в сфере образования.
Ключевая цель – подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности.
Основными задачами процедуры являются :
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- стимулирование учителей на непрерывное самообразование, повышение уровня квалификации;
- выявление необходимости получения работниками дополнительного образования;
- развитие системы наставничества и методической помощи;
- приведение образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС,ФООП, формирование кадрового резерва педагогической организации;
- дифференциация размеров заработной платы педагогов с учетом объемов работы и установленной аттестационной комиссией квалификационной категорией.
Виды педагогической аттестации
В целях установления ПЕРВОЙ и ВЫСШЕЙ квалификационной категории
В целях подтверждения соответствия занимаемой должности
В целях установления квалификационной категории
«педагог-методист» или «педагог –наставник»
Проводится по желанию педагогических работников *
на основе их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию **
Проводится 1 раз
в 5 лет на основе оценки
их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями
Проводится по желанию педагогических работников .
К указанной аттестации допускаются педагогические работники, имеющие
высшую квалификационную категорию
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности
Педагоги, которым не надо проходить аттестацию на
соответствие занимаемой должности
Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят
Педагогические работники, имеющие квалификационные категории
Когда можно
провести аттестацию
Аттестацию не проходят
Беременные женщины
Аттестацию не проходят
Женщины в отпуске по беременности и родам
Минимум через два года после выхода из отпуска
Работники в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет
Минимум через два год а после выхода из отпуска
Работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием
Минимум через год после выхода на работу
Работники, п роработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации,
в которой проводится аттестация, аттестацию не проходят.
ВНИМАНИЕ!
- Прохождение педагогическими работниками аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункта 8части 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.
Педагогические работники (за исключением педагогических работников, п.22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
ОТКАЗ педагогического работника от прохождения аттестации является дисциплинарным протступком, т.е. неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
(за совершение у казанного проступка в соответствии со ст.192 ТК РФ работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям)
НЕ прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности должны:
- пройти курсы повышения квалификации, в период прохождения курсов рабочее место за ним и средняя заработная плата сохраняются.
- После успешного завершения курсов, аттестация проводится повторно. Если процедура аттестации покажет соответствие знаний и навыков занимаемой должности, то педагог на 5 лет будет освобожден от прохождения дополнительной аттестации (кроме тех, которые проводятся по желанию работника, например, повышение квалификационной категории ).
- !!!ВАЖНО Если и после курсов процедура не пройдена, то педагогический работник может быть переведен на другую должность, для которой его квалификация достаточна. Также могут быть применены иные меры в соответствии с законодательством РФ
Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории
Проводится:
- по желанию педагогических работников
- в целях установления квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации будет осуществлять аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской федерации. В состав комиссии входит не менее 7 человек
- на основании заявлений
- заявления подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в ОО (в том числе в период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком)
I к.к. и Высшая к.к.(присвоенные с 01.09.2023г.) - БЕССРОЧНЫЕ
ЗАЯВЛЕНИЯ
Первая кв. категория
Высшая кв. категория
- стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией
- стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- выявление развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
- личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации
- достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией
- достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»)
- выявление и развитие способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
- личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной
- активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональны
Вынесение решения аттестационной комиссией
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- установить первую квалификационную категорию, высшую квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
- отказать в установлении первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
Работники, имеющие государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являются призерами профессиональных конкурсов, соответствующих направлениям их деятельности, проходят аттестацию по упрощенной процедуре, без всестороннего анализа профессиональной деятельности;
На основании распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и сведения об их трудовой деятельности
Аттестация в целях установления квалификационных категорий «педагог-наставник» или «педагог-методист»
Педагог - методист
- руководит методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной организации;
- руководит разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;
- оказывает коллегам методическую поддержку при подготовке к участию в профессиональных конкурсах; участию, в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;
- передает опыт по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.
Педагог - наставник
- руководит практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;
- является наставником педагогических работников образовательной организации, активно сопровождения их профессиональное развитие в образовательной организации;
- содействует подготовке коллег, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
- распространяет авторские подходы и методические разработки в области наставничества в образовательной организации
Вынесение решения аттестационной комиссией
- Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
- По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- установить квалификационную категорию «педагог-методист», квалификационную категорию «педагог- наставник» категорию (указывается должность работника, по которой устанавливается квалификационная категория),
- отказать в установлении квалификационную категории «педагог-методист», квалификационную категории «педагог- наставник» (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
- Решение АК вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» при условии выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.
- При отказе в установлении кв.к. в целях установления таких кв.к. осуществляется не ранее чем через 1 год после принятия АК соответствующего решения.
- Результаты аттестации в целях установления кв.к. «педагог-методист», «педагог- наставник» педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации
Ссылки на электронные ресурсы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрирован 02.06.2023 № 73696) http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306020031
2. Письмо Министерства просвещения РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 17 августа 2023 г. N 08-1510/394 Об ответах на часто задаваемые вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. N 196
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407454635 /
Рекомендуемые курсы повышения квалификации