Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 44 города Тюмени имени героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского
Использование индивидуальных особенностей учащихся как одно из условий успешного развития познавательной деятельности в обучении географии.
Проект урока в 7 классе по теме «Австралия Географическое положение. История открытия. Рельеф »
учитель высшей категории
Нерадовская Наталья Анатольевна
2014 год
Пояснительная записка.
Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
Учителю необходимо выполнить социальный заказ. Но как? Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка (возрастные особенности, его характер, темперамент, память, внимание, каналы восприятия окружающего мира, коммуникативные и организаторские способности и т.д.).
В своей работе руководствуемся данными обследования, проведенного школьным психологом для изучения личности учащихся. Покажем, как это можно использовать при проектировании урока географии.
Очень важно для оптимизации образовательного общения знание скорости реакции ученика, право - левополушарности и ведущего канала восприятия – визуального, аудиального, кинестетического. На момент подготовки к уроку мы располагали такой информацией. Психологом были обследованы учащихся 7а,в,б класса.
В классе 28 человек. Из них мальчиков – 15, девочек – 13.Мальчики и девочки отличаются друг от друга по получению информации, времени вхождения в урок, речью, памятью, вниманием, по адаптации к неблагоприятным условиям, по реакции на эмоциональный фактор, по деятельности и отношению к учебе и т. д.
Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого преобладает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое. Левополушарные будут характеризоваться рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, слабой эмоциональной отзывчивостью. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правополушарные люди, напротив, более эмоциональные, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, дедуктивное, конкретное, параллельное. Это крайние типы, а между ними могут быть самые разные промежуточные варианты. Исследователи условно выделяют несколько типов функциональной ассиметрии мозга. Среди учащихся 7 класса правополушарных оказалось 2 человек. Для них надо предусмотреть соответствующие методы: объяснительно- иллюстративный и проективно- творческий. Для левополушарных, а их в классе оказалось 23 человек, соприродна логика, рациональное познание, исследовательская деятельность. Им на уроке будет предложена палитра эвристических и проблемных методов. Смешанный тип полушарности в классе у 2 человек. Они будут чувствовать себя комфортно в различных видах деятельности.
В классе 27 человек. Из них мальчиков – 12, девочек – 15.
Психологом и классным руководителем был определен ведущий канал восприятия учащихся – зрительный, слуховой, осязательный. Эти данные позволили нам определиться с формами, средствами, приемами для успешного и эффективного проведения урока. Визуалу и кинестетику не годятся долгие и эмоциональные повествования, но аудиалу именно они дадут максимум эффекта. Кинестетику и аудиалу бессмысленно что- либо предъявлять в виде сложных схем и опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и приятна. Визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами, а кинестетик только в них может получить наиболее адекватное для него понимание информации. В классе оказалось кинестетиков-17 человек, визуалов-5 человек, аудиалов – 5человек.
Особый смысл для нас имели данные об индивидуально- психологических особенностях учеников: память, внимание, интеллект, логические связи и закономерности, тревожность, а также данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость. Естественно, что, имея перед глазами при подготовке к уроку перечень индивидуально- психологических проблем и социометрических данных по каждому ученику в классе, приходилось их учитывать: тревожным не создавать ситуацию стресса, невнимательным подбирать специальные средства фиксации внимания и т. д.
На уроке планировались различные формы работ: фронтальная, групповая, индивидуальная. Для тех учащихся, кто имеет скорость реакции (это время готовности ученика ответить учителю в случае, если он абсолютно уверен в своих знаниях) в пределах 10 секунд, показан фронтальный способ педагогического общения; для остальных «фронталка» противопоказана. В классе с быстрой скоростью реакции- 143 человек, со средней скоростью-7 человек, у 7 человек скорость реакции составляет более 10 секунд (их нельзя ставить в условия гонки).
Такой подход позволяет учителю, проектирующему урок, ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели. Важной стороной актуальности данного проекта, выступают возрастные особенности учащихся 7 класса. Главные трудности детей этого возраста: отсутствие специфической учебной мотивации. На уроке будет сделана попытка выстроить, адекватную возрасту подростка, систему учебных мотивов, создать внутренний комфорт каждому ученику. Решая проблемную задачу, ученик будет иметь право высказывать любую гипотезу, что учит не только мыслить, но и аргументировано, доказательно, грамотно высказывать свои мысли, учит нестандартному мышлению и развивает коммуникативные навыки, а, следовательно, и интеллект. Такой подход позволяет учителю не только на деле реализовывать основные положения психосберегающей технологии, но и ненавязчиво побуждать своих питомцев работать в зоне ближайшего развития, без чего немыслим их интеллектуальный рост.
В обучении необходимо использовать рефлексирующую деятельность учащихся. Очень важно, чтобы они умели объективно анализировать свои действия и поступки с точки зрения их соответствия цели и условиям деятельности, а главное, имели потребность в таком анализе, имели привычку к нему. К такому анализу начинаем приучать учащихся 7 класса постепенно. Этому будут способствовать задания на составление географических моделей (ментальных карт), составление схем и т. д.
Исходя из выше изложенного, проект урока в 7 классе по теме «Австралия Географическое положение. История открытия. Рельеф » получился следующим:
Австралия Географическое положение. История открытия. Рельеф
Тип урока: изучения нового материала
Форма: урок построен как слайд-лекция с участием детей. Виды деятельности на уроке подобраны исходя из трех типов восприятия учащихся — аудиального, визуального и кинестетического
Цели:
Обеспечить усвоение учащимися знаний об основных этапах освоения материка. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка, показывать элементы береговой линии и основные формы рельефа, объяснять влияние внешних и внутренних факторов на рельеф.
Задачи урока:
1. Познакомить с особенностями ГП Австралии
2. Помочь учащимся установить связь между тектоническим строением и рельефом
3 Способствовать умению моделирования ландшафтов территории, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать решения, анализировать информацию.
Оборудование:
Медиа – проектор, презентация, иллюстрации «Ландшафты Австралии», физическая карта Австралии , листы для групповой работы, фрагменты контурной карты
Здоровье и психосберегающая среда будет обеспечена через создание условий для проведения урока; творческого экспериментального, домашнего задания; интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно- гигиенических требований.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Привлечение внимания, обеспечение необходимой мотивации)
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | типы восприятия учащихся | УУД |
Какой материк мы будем изучать? | Участие в целеполагании Анализируя изображения на слайде Отвечают: Австралию | Визуальный тип: использование рисунков и фотографий Аудиальный тип: диалоговый режим Кинестетический тип: эффект неожиданности | ЛИЧНОСТНЫЕ совместное решение проблем КОММУНИКАТИВНЫЕ умение слушать и вступать в диалог умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации РЕГУЛЯТИВНЫЕ поиск информации задания с недостающими данными ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ выделение и формулирование познавательной цели |
2. Постановка учебной задачи.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | типы восприятия | УУД |
1. Мотивационно - организационный этап Актуализация имеющихся знаний 2. Целеполагание (планирование работы по пополнению ресурсов, формулировка учебных задач) | Момент осмысления значимости рефлексия: планирование: | В: создать зрительный образ материка А: выражать словесно свои мысли. К: показывать на карте географические объекты | ЛИЧНОСТНЫЕ совместное решение проблем обучение способам выражения мыслей КОММУНИКАТИВНЫЕ умение слушать и вступать в диалог планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации РЕГУЛЯТИВНЫЕ определение цели деятельности на уроке поиск информации ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ поиск и выделение необходимой информации структурирование знаний |
3.Работа над новым материалом.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | типы восприятия | УУД |
Анализ стихотворения «Австралия-страна наоборот» Иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий. Предоставление учебной информации. ГП Проблема: Она располагается под нами, Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год Так почему же Австралия страна наоборот? Изучение номенклатуры. Работа с физической картой Австралии. Австралийцы очень гордятся своей страной - магазин лучший во всем южном полушарии, человек самый высокий в южном полушарии. Как это отразилось на карте? (большой…) Изучение береговой линии. Найти ошибку в маршруте. История Проблема: Ее исток — на лондонском причале: После открытия Кука стала английской колонией. Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Сейчас одно из самых безопасных государств.. Там кролики страшней, чем наводненье Самое опасное животное, завезли в 5 штук. Принят закон запрещающий ввоз животных и рас на острова (киви-кошки?) Рельеф Австралия осколок, какого древнего суперконтинента? В каком направлении движется Австралийская литосферная плита? Как это влияет на рельеф? Что преобладает в рельефе? Особенности тектонического строения по форзацу. Интересные формы рельефа. Австралия благодаря большим запасам полезных ископаемых из колонии превратилась в одну из богатых стран мира | Обосновать текст фактическими данными на основе картографической информации и иллюстраций. Читает текст стихотворения Правополушарнный аудиал Ответ: Учащиеся оценивают влияние ГП на особенности природы материка подчеркивают, что расположена в южном полушарии материки имеют противоположные времена года., спасает Юг от Северной жары. Отвечают по опорной схеме визуал, аудиал Работа в парах. Показывают объекты перечислимые учеником. Кинистетики Работа с картой и слайдом читает аудиал находят ошибку в тексте. Записывают в тетрадь ошибку и проверяем. №1 читает правильные ответы ученик, нашедший все 7 ошибок. слушают, смотрят, записывают информацию №2 Выбирают правильный ответ: ДА,НЕТ. правильные ответы читают аудиалы. Критерии известны №3 работа с тектонической и физической картой. устное обсуждение и затем заполнение опорной карты, правильный ответ зачитывает аудиал и сравниваем с шаблоном Ответ: Складчатый пояс на востоке В рельефе преобладают равнины Древние горы на востоке материка Нет действующих вулканов. Нет ледников. Смотрят фотографии и видео. | В: использование рисунков и фотографий, запись новой информации в тетрадь А: внутренний диалог, эмоциональное голосовое и музыкальное сопровождение слайдов К: поиск информации на картах атласа и учебника соревновательность | ЛИЧНОСТНЫЕ поощрение учебного сотрудничества КОММУНИКАТИВНЫЕ умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации РЕГУЛЯТИВНЫЕ поиск информации конструктивное взаимодействие умение отличать верно выполненное задание от неверного ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ поиск и выделение необходимой информации выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий определение основной и второстепенной информации свободная ориентация и восприятие текстов постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
4. Итог урока.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | типы восприятия | УУД |
Обобщение изученного материала | Анализ и оценка успешности достижения цели. №4 Выбери правильный ответ. Устная работа. С закрытыми газами поднимают правую руку если согласны с утверждением. Читает текст правополушарнный аудиал | А В К создать образ материка | ЛИЧНОСТНЫЕ совместное решение проблем обучение способам выражения мыслей КОММУНИКАТИВНЫЕ умение слушать и вступать в диалог умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации РЕГУЛЯТИВНЫЕ умение отличать верно выполненное задание от неверного ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ структурирование знаний понимание и адекватная информации |
Самооценка | Самооценка. Определение того, что не знал и не умел, научился делать, определение своей активности, самокритика (что не удалось, не получилось, причины) И все таки я не понял…. Мне было интересно узнать… Поднять руки тем, у кого все смайлики улыбаются. | |
д/з | Д/з. Создать ментальную карту Австралии | | |
Список литературы:
Библиографический список
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики. Два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам.- СПб.:Тускарора, 2000 г., -с. 160.
Козлова А. Г. За педагогикой ненасилия – будущее…- СПб., 1996 г.
Поташник М. М., Левин М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое общество России, 2003г., - с. 112.
Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высш. пед. заведений./ Под ред. Сластенина В. А.- М., Изд. Центр « Академия» 2000 г.,- с. 216.