III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения.
«История и культура Ленинградской земли с древних времен и до наших дней»
Раздел 1. Общая характеристика Ленинградской области.
Тема 1. Введение в геологию.
Теория: Понятие геологии. Геологическое прошлое и геологическое строение Ленинградской земли.
Практика: Игра «Исследователи».
Тема 2. Общая характеристика рельефа Ленинградской области.
Теория: Ландшафт и его геологические особенности. Географическое положение Ленинградской области.
Практика: Работа с физической картой Ленинградской области. Экскурсия в саблинские пещеры. Изучение рельефного строения.
Тема 3. Введение в археологию. Археологическая история края.
Теория: Понятие о науке археологии. Археологическая разведка и раскопки. Археологические памятники Ленинградской земли.
Практика: Игра «Отчет о раскопках» /обработка археологических материалов/. Описание одного из археологических памятников Ленинградской области /по выбору обучающегося/. Посещение раскопок в д. Естомичи и Малое Конезерье, подготовка и защита отчетов.
Тема 4. Природа родного края.
Теория: Почвы. Климат. Растительный и животный мир Ленинградской области. Реки. Озера.
Практика: Игра «Зоологическое лото». Подготовка гербария. Доклад «Растения и животные из Красной книги».
Тема 5. Ленинградская область на карте России.
Теория: Изучение географического положения Ленинградской области. Административно-территориальное деление региона. Границы Ленинградской области. Административные центры Ленинградской земли.
Практика: Работа с картой Ленинградской области. Доклад «Характеристика административного центра Ленинградской области» /по выбору обучающегося/.
Тема 6. Символы Ленинградской области.
Теория: Знакомство с основами геральдики. История Флага и Герба. Герб И Флаг Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Практика: Игра «Создай свои символы».
Тема 7. Народы нашего края в древности.
Теория: Заселение нашего края. Первые стоянки на территории Ленинградской области. Финно-угорские, волосовские племена. Древние племена в современном мире.
Практика: Исследование своей родословной. Оформление родового дерева.
Тема 8. Славяне.
Теория: Появление славянских племен. Стоянки. Теория призвания варяжских князей. Изучение различных точек зрения ученых на норманнскую теорию. Появление государственности у славян. Обычаи и быт славян.
Практика: Круглый стол «Наше отношение к норманнской теории». Игра «Одень славянина». Оформление выставки «Быт наших предков» /совместно с учителем технологии/. Знакомство с историческими особенностями вышивки, бисероплетения, лоскутного шитья, вязания, изготовления посуды, предметов быта и орудий труда.
Тема 9. Древняя Ладога – стольный град.
Теория: Первое поселение. Раскопки. История Старой Ладоги. Старая Ладога – порт на пути «Из варяг в греки». Празднование 1250-летия города.
Практика: Экскурсия в старую Ладогу – оформление отчетов. Игра «Проведи экскурсию по Ладоге». Посещение студии «Луга-фильм» - просмотр фильма о старой Ладоге. Игра «Мой сценарий» - написание сценария собственного фильма о старой Ладоге.
Раздел 2. Северо-западные земли в 9 – 17 веках.
Тема 1. Северо-запад Руси в 10 -12 веках.
Теория: Северо-запад форпост земли русской. Невская битва 1240 г. Нашествие крестоносцев. Ледовое побоище 1242 г. Князь Александр Невский.
Практика: Создание макетов – реконструкций битв.
Тема 2. Серебряный пояс северо-западных рубежей русской земли.
Теория: Каменные твердыни северо-запада: Старая Ладога, Корела, крепость Орешек, Ивангород, Нарва, Шлиссельбург.
Практика: Подготовка доклада о крепости /по выбору обучающегося/. Игра «Путешествие в крепость». Экскурсия в Ивангородскую крепость.
Тема 3. В составе Новгородской республики 13 -15 века.
Теория: События 13 века на северо-западе. Иностранная агрессия в конце 13 середине 15 века. Основание Выборга. Социально-экономическое развитие региона в 13-15 вв. Христианизация края. Историко-культурное наследие.
Практика: Экскурсия в великий Новгород. Оформление отчета. Игра «Новгородское вече».
Тема 4. Северо-западные земли в составе Российского государства.
Теория: Северо-запад во внутренней политике Москвы. На страже северо-западных рубежей. Ливонская война. Иван 4. Экономическое развитие региона. Монастырское строительство.
Практика: Работа с историческими картами. Игра-путешествие по карте региона «Монастыри северо-запада».
Тема 5. Наш край в 17 веке.
Теория: Эпоха смутного времени. Столбовский мир, его значение. Ингерманландия. Борьба за возвращение ижорской земли в 17 веке.
Практика: Работа с историческими картами. Викторина «Смутные времена».
Тема 6. Северная война.
Теория: Причины северной войны. Характеристика планов сторон. Освобождение ижорской земли. Основание Санкт-Петербурга. Рубежи Северной войны в 1704 – 1721 гг. Административно-территориальное устройство региона. Социально-экономическое развитие региона. Новая культура, быт. Создание российского флота.
Практика: Работа с историческими картами. Круглый стол «Личность Петра 1 на фоне эпохи». Экскурсии в г. Кронштадт, в Псков - Печоры.
Раздел 3. Петербургская губерния в 18 – 19 веках.
Тема 1. Губерния в 18 веке.
Теория: Общая характеристика исторических особенностей века. Екатерина Великая - просвещенный абсолютизм.
Практика: Просмотр иллюстраций. Работа с исторической литературой. Конкурс докладов «Пригородные дворцы знати».
Тема 2. Губерния в первой половине 19 века.
Теория: Общая характеристика эпохи. Три системы управления городом. Губерния в первой половине 19 века. Помещики и крестьяне. Мануфактура, промыслы, торговля. Война 1808 – 1809 г. со Швецией. Отечественная война 1812 г. Губерния в Отечественной войне. Петербуржское ополчение. Декабризм – история и итоги.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с историческими картами. Круглый стол «История, итоги и последствия восстания на Сенатской площади».
Тема 3. Губерния во второй половине 19 века.
Теория: Общая характеристика эпохи. На пути к реформам. Крестьяне и реформа. Промышленность и транспорт. Губернское земство.
Практика: Подготовка своего проекта реформы отмены крепостного права. Игра «Развитие капитализма в с/х». Игра «Заседание земского собрания». Круглый стол «Значение реформы 1861 года».
Тема 4. Культура 19 века.
Теория: Образование, медицина, наука. Дворцы и парки Ленинградской области. Храмы и монастыри земли Ленинградской.
Практика: Круглый стол «Наш край – сад отечественной культуры». Подготовка мини-экскурсий по дворцам и паркам Петродворца, Ломоносова, Пушкина, Павловска, Гатчины, Кронштадта. Подготовка докладов о храмах и монастырях Ленинградской земли. Поиск материала об исчезнувших и известных по легендам святых.
Раздел 4. Драматический 20 век.
Тема 1. Губерния в конце 19 начале 20 века.
Теория: Общая характеристика исторического момента. Первая русская революция. Аграрная реформа в губернии. Первая мировая война. Февраль 1917 г.
Практика: Игра в форме круглого стола «Была ли альтернатива Октября 1917 года».
Тема 2. Гражданская война.
Теория: Причины. Ход и итоги гражданской войны. Значение гражданской войны для России. Гражданская война на территории губернии.
Практика: Экскурсия в Лужский краеведческий музей. Работа с историческими материалами. Работа с историческими картами.
Тема 3. Пути возрождения края.
Теория: Петроградская губерния на путях хозяйственного возрождения 1921 – 1927 гг. Осуществление НЭПа. Общественно-политическая жизнь губернии в 20-е годы.
Практика: Работа с исторической литературой.
Тема 4. Ленинградские земли в условиях сталинского режима.
Теория: Образование Ленинградской области. Административно-территориальное деление. Организация власти. Перелом в жизни крестьянства. Противоречия социально-культурного развития. Война которой могло не быть 1939 – 1940 г.
Практика: Игра «Мой вариант индустриального развития страны». Диспут «Пути коллективизации». Работа с исторической литературой.
Тема 5. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны.
Теория: Организация отпора фашистам «Лужский рубеж». Блокада Ленинграда. Освободительные операции 1943 – 1944 гг. Трудящиеся прифронтовых районов. Партизанское движение. Подполье. Оккупация. Освобождение.
Практика: Экскурсии в Лужский краеведческий музей, по «Дороге жизни», по «Зеленому поясу славы», в музей «Блокада», работа с исторической литературой, работа с историческими картами.
Тема 6. Ленинградская земля в послевоенное время.
Теория: Общая характеристика периода 1946-1960 г. Ленинградская область в период 60-х – 80-х годов. Трудные 90-е. Перспективы развития региона. Вступая в 21 век. ТЭК Ленинградской области. Врата в Европу.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа в библиотеке с подшивками газеты «Ленинградская правда». Игра «Перспективы региона».
Тема 7. Знаменитые люди нашего края.
Теория: Знаменитые люди нашего края: Александр Невский, А.Д. Меньшиков, Петр 1, А.В. Суворов, братья Бестужевы, О.А. Кипренский, П.П. Мельников, А.Ф. Можайский, И. Кронштадский, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Масин, Н.К. Рерих, Т.К. Жуков. Почетные граждане Ленинградской области: Н.А. Резвая, Алексий 2, В.М. Гребнев, С.С. Богданов, В.И. Паршина, И.И. Шварц, А.Ф. Колмыков, А.П. Епархин.
Практика: Изучение биографической литературы. Конференция «Знаменитые люди нашего края». Оформление альбома, посвященного известному человеку /по выбору обучающегося/.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Тема 1. Подготовка материала к итоговому занятию.
Практика: Оформление выставки «Итоги работы за год». Подготовка материала для итогового занятия.
Тема 2. Итоговое занятие.
Практика: Историческая викторина «Земля Ленинградская». Подведение итогов конкурсов «Лучший режиссер», «Лучший репортер», «Лучший докладчик», «Лучший археолог», «Лучший экскурсовод», «Лучший оратор», «Лучший краевед».
Раздел 6. Научно-практическая конференция.
Тема 1. Научно-практическая конференция «Ленинградская область: прошлое, настоящее, будущее».
Теория: Обобщение изученного в течение года материала. Оценка настоящей ситуации в регионе. Перспективы будущего развития.
Практика: Оформление фотовыставки «Земля Ленинградская». Подготовка наглядного материала для выступления на конференции.
Раздел 7. Археологическая экспедиция.
Тема 1. Археологическая экспедиция.
Теория: Правила поведения в археологической экспедиции. Принципы подготовки и планирования археологических экспедиций.
Практика: Планирование и проведение археологической экспедиции «Курганы Полужья». Оформление результатов.
2-й год обучения.
«История Лужской земли»
Раздел 1. История земли Ленинградской /подведение итогов прошлого года и летней поисковой работы/.
Тема 1. Подведение итогов прошлого года и планирование.
Теория: Подведение итогов прошлого года. Отчет о летней экспедиции, походе. Планирование работы на новый учебный год.
Практика: Обработка и анализ собранных материалов. Представление собранных материалов. Выступление с результатами летней научно-поисковой работы.
Раздел 2. Древние поселения Полужья.
Тема 1. Первые поселения Полужья.
Тема 2. Раскопки в д. Естомичи.
Тема 3. Псков – старейшее поселение края.
Тема4. Селение Городец – древнее поселение и святыня.
Тема 5. Экскурсия в Городец «К Трифону».
Теория: Первые поселения Полужья /Тесово, древняя верфь Пристань/. Значение реки Луги для заселения и жизни края. Псков – старейшее поселение края. Селение Городец – свидетель древней мирной жизни и иноземных разорений.
Практика: Изготовление трафаретов Лужского района для обозначения археологических и культурных памятников края /для учащихся 5 класса школы/. Экскурсия на раскопки в Естомичи, Наволок. Воображаемая экскурсия «Берега реки Луги и их обитатели». Экскурсия в Городец «К Трифону».
Раздел 3. Лужский край и его географическое прошлое.
Тема 1. Административно-территориальное деление Лужского края.
Теория: Лужские погосты. Пятина Великого Новгорода. Изменения 17 и 18 веков. Образование губернии. Реформа 1775 года. Указ 1781 года.
Практика: Экскурсия в Лужский краеведческий музей. Работа с исторической литературой. Работа с историческими картами.
Тема 2. Иоано-Богословский Череменецкий монастырь.
Теория: Основание монастыря. Особенности расположения. Происхождение названия. Судьба монастыря в период Ливонской войны. Храмы. Легенды и тайны монастыря. Трагедия монастыря. Современная история святыни.
Практика: Занятие-экскурсия «Иоано-Богословский Череменецкий монастырь». Оформление итогов экскурсии. Фотовыставка. Защита проектов «Восстановим святыню». Конкурс сценариев документального фильма о монастыре.
Тема 3. Героическое прошлое Лужского края.
Теория: 13 – 15 вв. Участие работников Полужья в ополчении Александра Невского во время борьбы с немецкими рыцарями. 16 – 17 вв. – борьба с набегами литовского воинства. Полужье в смутное время. 18 – 19 вв. – Петр 1, Северная война. Участие ополчения г. Луги в войне с Наполеоном. В 1812 году.
Практика: Экскурсия в Лужский краеведческий музей. Работа с исторической литературой. Работа с историческими картами. Конкурс на самый интересный факт героического прошлого Лужского края.
Тема 4. Жизнь крестьян Полужья.
Теория: Жизнь крестьян. Занятия, верования, традиции, быт крестьян Полужья.
Практика: Посещение этнографического музея. Оформление отчетов о посещении музея /в оригинальной форме/. Создание макетов русской избы Полужья. Оформление экспозиции в школьном музее «Жизнь и быт крестьян Полужья».
Раздел 4. «Есть на свете город Луга…».
Тема 1. Основание города и его строительство.
Теория: Реформа 1775 г. Указ 1777 г. Основание города. План города. Первые каменные постройки. Облик города с момента основания до 19 века.
Практика: Изучение первых планов города. Доклады «Первые каменные постройки», «Старые названия улиц».
Тема 2. Герб Луги.
Теория: История Герба Луги. Знакомство с основами геральдической науки.
Практика: Изготовление герба для музея. Создание герба современной Луги - защита проектов.
Раздел 5. «Путешествие вокруг города».
Тема 1. Имения Лужского уезда.
Теория: Правила подготовки и организации экскурсий. Особенности публичного выступления.
Практика: Подготовка и проведение воображаемых экскурсий по имениям Лужского района – Иванщина, Рапти, Красный Вал, Боровое, Заполье, Наволок, Светлогорье, Романщина, Солнцев Берег /по выбору обучающегося/. Проведение самостоятельной коллективной экскурсии «Имения вокруг Череменецкого озера».
Тема 2. Великие люди, связанные с Лужским краем.
Теория: Правила сбора и оформления материала для публичного выступления.
Практика: Поиск материала и подготовка докладов о знаменитых ученых, художниках, композиторах, писателях, поэтах или военных связанных с нашим краем /по выбору обучающегося/. Оформление альбомов и фото-раскладок.
Раздел 6. Промышленность Лужского края.
Тема 1. Зарождение промышленности в Лужском уезде.
Теория: Знакомство с историей зарождения промышленности в нашем городе. Знакомство с историей и современными успехами Лужского Абразивного завода, стеклозавода «Торковичи». Современное состояние промышленности в нашем городе.
Практика: Экскурсии в музеи Абразивного завода и стеклозавода «Торковичи». Подготовка и оформление отчетов об экскурсиях.
Раздел 7. Лужский край на разломе эпох.
Тема 1. Луга на разломе эпох 1917 – 1920 гг.
Теория: Выход России из войны после заключения Брестского мира. Февральская революция – свержение царизма. Лужский Сержевский полигон – история создания и современность.
Практика: Экскурсия на Лужский полигон, беседа о перспективах его развития. Доклады на тему: «Военные открытия на Лужском полигоне».
Тема 2. Гражданская война и установление Советской власти на территории края.
Теория: Гражданская война. Коллективизация. Индустриальная защита края.
Практика: Экскурсия в Лужский краеведческий музей. Работа с историческими документами. Доклады на тему: «Имена героев Гражданской войны в названиях улиц».
Тема 3. Наш край в годы Великой отечественной войны.
Теория: «Лужский рубеж». Оккупация города. Освобождение города. Имена 15 Героев Советского Союза.
Практика: Подготовка и проведение экскурсии к памятнику «Лужский рубеж» для учащихся начальных классов школы. Доклады на тему: «Герои Советского Союза, рожденные Лужской землей», «Герои Советского Союза, получившие это звание на Лужской земле» /по выбору обучающегося/.
Тема 4. Партизанский край.
Теория: Организация партизанского движения в крае. Бригады, отряды, командиры. Операция «Рельсовая война». Дети войны – юные пионеры-герои, комсомольцы в борьбе за свободу Родины.
Практика: Экскурсия к памятнику «Партизанская слава». Посещение могилы Героя Советского Союза Антонины Петровой на Лужском мемориальном кладбище. Доклады на тему: «Пионер-герой», «Герой партизанского края» /по выбору обучающегося/.
Тема 5. Луга в период становления новой эпохи.
Теория: Общая характеристика исторического периода. Достижения промышленности и сельского хозяйства в советский период.
Практика: Изучение подшивок газеты «Лужская правда» в библиотеке. Знакомство с ветеранами труда Лужского района, организация встреч и вечеров.
Тема 6. Лужский край – современный облик.
Теория: Изменение края в последние годы. Лужане и их вклад в жизнь города. Предприятия города. Навстречу 20-летия школы №6.
Практика: Поиск информации о выпускниках школы, оформление альбомов. Защита проектов «Мой город завтра». Изготовление макетов «Город будущего».
Раздел 8. Подведение итогов года. Планирование работы на следующий учебный год.
Тема 1. Подведение итогов и планирование.
Теория: Повторение теоретического материала, изученного в течение учебного года. Планирование работы на следующий учебный год.
Практика: Викторина «Знай свой край». Игра по станциям «Мой город: прошлое, настоящее и будущее». Подготовка материалов для защиты итоговых творческих проектов.
Раздел 9. Поход «С истоков до устья» /по реке Луга/.
Теория: Планирование похода «С истоков до устья» /по реке Луга/. Правила поведения в походе.
Практика: Поход «С истоков до устья» /по реке Луга/.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Тема 1. Итоговое занятие.
Практика: Защита творческих проектов «Благодарим свой район». Подведение итогов конкурсов «Лучший режиссер», «Лучший репортер», «Лучший докладчик», «Лучший археолог», «Лучший экскурсовод», «Лучший оратор», «Лучший краевед».
3-й год обучения.
«Санкт-Петербург – Северная столица нашей Родины»
Раздел 1. История Лужского края /подведение итогов прошлого года и летней поисковой работы/.
Тема 1. Подведение итогов прошлого года и планирование.
Теория: Подведение итогов прошлого года. Отчет о летнем походе. Планирование работы на новый учебный год. Выбор индивидуальных тем для исследования.
Практика: Обработка и анализ собранных в походе материалов. Представление собранных материалов. Выступление с результатами летней научно-поисковой работы.
Раздел 2. Рождение города Санкт-Петербурга.
Тема 1. Рождение города.
Теория: Рождение Санкт-Петербурга. Застройка города «по сторонам». Петербургская сторона, Адмиралтейская сторона, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Невский проспект. Быт первых строителей города. А.Д. Меньшиков.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с первыми картами Санкт-Петербурга.
Тема 2. Архитектура Петровской эпохи.
Теория: Первые архитекторы города. Р.В. Брюс.
Практика: Работа с картой Санкт-Петербурга. Работа с иллюстрациями архитектурных памятников города. Экскурсия в Петропавловскую крепость и кунсткамеру. Подготовка и проведение обучающимися заочной экскурсии «Петровский Петербург». Тестовая работа «Архитектура Петровской эпохи».
Тема 3. Общественная жизнь Петровского Петербурга.
Теория: Петербургская знать. Дворянская служба. Двор и гвардия. Военная форма. Парады. Первые церкви Петербурга. Первая богадельня. П.И. Якужинский. Феофан Прокопович.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с картами Санкт-Петербурга разного времени. Блеф-клуб «Петр 1».
Тема 4. Петербург деловой.
Теория: Морской порт. Снабжение столицы продовольствием. Основные занятия населения. Полиция. Борьба с пожарами. Почта. Городские часы. Бани.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с картами Санкт-Петербурга разного времени. Конкурс лучшего рассказа на тему: «Один день из жизни делового Петербурга».
Тема 5. Официальные торжества.
Теория: Невская флотилия – закладка и спуск кораблей на воду. Петровские ассамблеи. Гуляния в Петергофе. История фейерверков. Традиция пушечных выстрелов. Зимние забавы. «Свадьба карликов». Зверовой двор. Перенесение мощей Александра Невского.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с картами Санкт-Петербурга разного времени. Игра «На ассамблею в Летний». Конкурс на лучший сценарий празднования Нового года Петровского Петербурга.
Тема 6. Просвещение, наука и культура первой половины 18 века.
Теория: Первые типографии в городе. Газета «Ведомости». Календари. Первые библиотеки, музей. Первые учебные заведения Санкт-Петербурга. План Лейбница. Нартов. Основание Академии наук. Первые театры. Изобразительное искусство эпохи Петра. Первая картинная галерея.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с картами Санкт-Петербурга разного времени. Экскурсия «Домик Петра 1 – первое здание столицы». Доклады на темы: «Наука Петровского времени», «Искусство Петровского времени», «Театральная жизнь Петровского времени», «Образование в Петровские времена», «Их имена занесены в золотую книгу памяти Санкт-Петербурга» /по выбору обучающегося/.
Раздел 3. Петербург второй половины 18 века.
Тема 1. Городское управление и хозяйство.
Теория: Градостроение послепетровского Петербурга. Городское хозяйство 18 века. Транспорт 18 века. Петербургские бани 18 века.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с картами Санкт-Петербурга разного времени. Игра «Городской совет».
Тема 2. Петербуржцы 18 века.
Теория: Население середины 18 века. Основные занятия и условия жизни горожан и низшего сословия. Жилища рабочих людей. Биржа труда. Петербургское купечество.
Практика: Кроссворд «Городские жители». Работа с историческими иллюстрациями. Конкурс на лучший эскиз городского костюма второй половины 18 века.
Тема 3. Двор и дворяне 18 века.
Теория: Дворянские семьи, детство, отрочество. Обряд совершеннолетия. Сватовство, женитьба. Интерьер дома. Женщины дворянки. Придворные церемонии. Ледяной дом. Государственная служба.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Инсценировка «Сватовство».
Тема 4. Образ жизни и развлечения знати.
Теория: Развлечения 18 века. Слоновые дворы Петербурга. Карусели. Азартные игры. Маскарады. Модная одежда. Косметика. Петербургская кухня.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Конкурс на лучший эскиз маскарадного костюма для бала второй половины 18 века. Конкурс на самый интересный рецепт русской кухни 18 века.
Тема 5. Петербург – центр образования и науки.
Теория: Учебные заведения. Гимназия при Академии наук. Императорский шляхетский корпус. Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус. Пажеский дворцовый корпус. Общество благородных девиц. Смольный институт. Вольные частные школы. Открытие фарфора. Первая химическая лаборатория. Академия словесности.
Практика: Обзорная экскурсия по Петербургу 18 века. Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Работа с картами Санкт-Петербурга разного времени. Доклады на темы: «Учебный план военного заведения», «Учебный план Смольного института», «Известные выпускники учебных заведений Петербурга второй половины 18 века» /по выбору обучающегося/.
Тема 6. Литература и искусство 18 века.
Теория: Литературная жизнь. Каменный /Большой/ театр при Екатерине 2. Эрмитажный театр. Музыкальная жизнь Петербурга 18 века. Академия художеств. Классицизм.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Экскурсия в капеллу. Игра «Литературный салон».
Раздел 4. Санкт-Петербург в 19 веке.
Тема 1. Население и его занятия.
Теория: Занятие горожан 19 века. Фабрично-заводские рабочие. Александровская мануфактура. Одежда инженеров и рабочих 19 века. Ремесленники. Мещане. Разночинцы. Жилище Петербуржца.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Конкурс эскизов костюмов горожан 19 века. Конкурс на лучший рассказ «Один день из жизни горожанина 19 века».
Тема 2. Городское хозяйство, транспорт.
Теория: Управление. Транспорт. Омнибусы. Конки. Первая конка. Первая железная дорога. Железная дорога из Петербурга в Москву. Первые вокзалы. Первые пароходы. Первый электороход.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с картами Санкт-Петербурга разного времени. Экскурсия «Павловск – Пушкин – первая железная дорога». Конкурс проектов «Экологический транспорт будущего для исторического центра Санкт-Петербурга».
Тема 3. Торговля и купечество 19 века.
Теория: Торговля и снабжение города. Гостиный двор. Городские рынки. Апраксин двор. Одежда торгового люда и купечества 19 века. Трактиры, чайные, столовые. Петербургские гостиницы.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Игра «За покупками в Петербург 19 века». Конкурс на самый интересный рецепт кухни 19 в.
Тема 4. Петербург – столица империи.
Теория: Императорский двор 19 века. Дворянская служба. Петербург – военная столица. Военные парады. Чиновничество.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Викторина «Парадный Петербург».
Тема 5. Дворянство в Петербурге.
Теория: Женщины-дворянки. Дворянский бал. Образ жизни столичных дворян. Дуэль. Одежда дворян. Дома и быт дворян.
Практика: Работа с историческими иллюстрациями. Работа с исторической литературой. Игра «Обеденный ритуал». Круглый стол «Дворянские фамилии Санкт-Петербурга».
Тема 6. Просвещение в Петербурге 19 века.
Теория: Просвещение 19 века. Одежда учащихся. Форма студентов. Форма средней школы. Высшая школа. Библиотеки, книжные лавки. Женское образование. Наука в Петербурге.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с историческими иллюстрациями. Игра «На лекции в ВУЗе Петербурга 19 века». Конкурс на лучший эскиз школьной формы будущего.
Тема 7. Культура и искусство.
Теория: Литературные салоны, собрания, кружки. Изобразительное искусство. Первая фотомастерская. Театральная и музыкальная жизнь Санкт-Петербурга. Петербургский балет.
Практика: Работа с исторической литературой. Посещение одного из театров Санкт-Петербурга. Доклады «Имена людей искусства Петербурга 19 века».
Раздел 5. Петербург за 300 лет.
Тема 1. Городское хозяйство.
Теория: Мостовые Петербурга. Освещение Петербурга. Городское водоснабжение. Связь. Названия улиц, нумерация домов. Городская почта. Телеграф.
Практика: Работа с исторической литературой. Пешеходная экскурсия по центру Петербурга. Посещение здания Главного Почтамта. Конкурс на лучшее письмо в конца 19 начала 20 века.
Тема 2. Трагедии Северной столицы.
Теория: Наводнения. Наводнение 1824 г – «Медный всадник» А.С. Пушкина. Знаки и сигналы о наводнениях. Пожары. Пожарная служба. Пожар в Зимнем.
Практика: Работа с исторической литературой. Работа с историческими иллюстрациями. Конкурс на лучший рисунок «Наводнение в городе Петра». Круглый стол «Организация пожарной службы от прошлого к настоящему и будущему».
Тема 3. Сады и парки Санкт-Петербурга.
Теория: Первые сады Петербурга. Из истории Меньшиковского дворца. Висячий сад Эрмитажа. Из истории Елагина острова. Сад Академии художеств. Сад в Екатерингофе. Ботанический сад и дендросад. Бульвары, сады, парки Петербурга. Адмиралтейский сад. Отдых и развлечения.
Практика: Работа с литературой. Работа с иллюстрациями. Экскурсия «Сады и парки Петербурга». Конкурс фотографий «Зеленые узоры Петербурга», оформление отчетов об экскурсии.
Тема 4. Реки и каналы Санкт-Петербурга.
Теория: Нева – главная артерия города. История реки. Открытие навигации. Реки и каналы Санкт-Петербурга. Острова Северной столицы.
Практика: Работа с литературой. Работа с иллюстрациями. Экскурсия «Невские набережные». Экскурсия в Морской порт. Экскурсия «Белые ночи Северной столицы». Оформление индивидуальных отчетов об экскурсиях.
Тема 5. Эрмитаж – величайший музей мира.
Теория: История Зимнего дворца. История Эрмитажа.
Практика: Эрмитаж – обзорная экскурсия, тематическая экскурсия. Оформление индивидуальных отчетов об экскурсии.
Тема 6. Музеи города.
Теория: История музейного дела России. Музеи Санкт-Петербурга. Музей истории города. Музей политической истории города. Железнодорожный музей. Этнографический музей.
Практика: Экскурсии – посещения музеев города. Оформление индивидуальных отчетов.
Раздел 6. Итоговое занятие.
Тема 1. Итоговое занятие – научно-практическая конференция «Петербург – Северная столица России»
Практика: Оформление выпускных альбомов на одну из изученных в течение года тем. Защита проектов «Город моей мечты». Подведение итогов года и обучения в коллективе. Награждение лучших. Вручение выпускных свидетельств.
20