СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начну с того, что география возникла и развивалась исключительно из практических потребностей людей. Именно географией рожден тезис «Учить, чтобы знать, знать, чтобы правильно действовать». Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умения пользоваться различными источниками географической информацией для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только входе выполнения практических работ. Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивают формирование4 умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и тому подобное. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, и развитию самостоятельности. Программные практические работы ориентированны на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты, описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты, измерять расстояние, азимуты, наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации, прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов. Выполнение системы практических работ предусмотренных программой, способствуют овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, гео­экологическими подходами и методами. Чтобы избежать у учеников перегрузки следует выдвигать следующие требования: знакомить школьников с целью проведения каждой практической работой, возможными формами отражения ее результатов. Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения. Создать творческую атмосферу сотрудничества, несковывая инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели. Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы. Организуя практические работы помнить, что программа задают лишь общие направления работы, а учитель, конкретизирует содержание определяет конкретную территорию и объем задания.

Обращаю Ваше внимание на следующий постулат- мотивация деятельности. Психологи утверждают, что реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением школьников к предмету. Мотивы- внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходит к действию. Таким образом, задача учителя создать ситуацию позитивной мотивации при выполнении практических работ. Все практические работы следует оценивать. Причем оценки за работы всему классу ставить сразу, одновременно, проверяя результат работы у всех. Важно, чтобы все работы были оценены объективно. Для этого предлагаются следующие примерные нормы оценок 5-правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении, 4-погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию, 3-погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении, 2- серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психологических особенностей обучаемых, использование системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, который обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

Четкий и грамотный инструктаж учителя к выполнению школьниками практической работы способствует успешному ее завершению. Ученик должен ясно представлять, что он выполняет, как ему работать, какие действия выполнять, какое оборудование использовать, зачем необходимо выполнить эту работу. Главная задача учителя - это научить школьников пользоваться ранее полученными географическими знаниями, при выполнении практических работ. Для большинства практических работ затраты времени на их проведение составляет от 10 до 25 минут. Важным является также то, что обязательные требования подготовки учащихся по предмету, выраженные в деятельностном подходе (называть, описывать, объяснять) предполагает многократную тренировку учащихся, необходимую для лучшего усвоения практической части содержания курсов. В этой связи программно-практические работы выполняют рольсвоеобразного географического тренажера. Очень много дает учащимся анализ сделанных ими ошибок в процессе, которого становится очевидным недостаточность или несовершенство самостоятельной работы.

Применения практических работ посильно всем и позволяет показать свои знания. Некоторым учащимся, у которых проблемы с монологической речью и слаборазвито логическое мышление, очень трудно получить хорошие и отличные оценки за устные ответы. Применение системы практических работ позволяет им получать отличные и хорошие оценки, что компенсирует их неудачи в устных ответах.

Умения - это синтез личностных качеств человека, сложное сочетание чувственных, интеллектуальных, волевых и других качеств личности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Поэтому при выполнении практических работ каждый из учеников получает возможность через учебную деятельность проявить свой интеллект, качество свой личности.

Практические работы делятся на обучающие, которые выполняются впервые учениками, тренировочные, выполняемые по образцу и итоговые. Последний тип работы предназначен для проверки овладения тем или иным умением учениками, проводится оценка качества работы, оценки выставляются в журнал. Задания для выполнения носят различный уровень трудности.   Некоторым   работам   придается   творческий   характер,   они ориентированы на внимательное чтение текста учебника, на развитие воссоздающего воображения, на творческий подход к решению не стандартных учебных ситуаций. Большое количество практических работ не предполагает их полное выполнение, учитель выбирает из предложенного материала наиболее с его точки зрения, целесообразный, учитывая особенности класса.

Все практические работы имеют различный уровень сложности и разделены на три группы. Уровень группы «А» - базовый. Он должен быть достигнут всеми учащимися. Задания групп «Б» и «В» более сложные. Они предлагаются тем, кто склонен к поиску, любит решать логические задачи, выполнять творческие работы.

Практические работы реализуют идею дифференцированного обучения. Задания первого уровня сложности содержит вопросы «Что?» и «Где?», второго - «Какой?» и «Что характерно?»-требуют умения выделять существенные признаки объекта. Кроме того, они предусматривают сравнение объектов и явлений, поэтому ученики должны уметь находить общие черты и черты различия. Задания третьего уровня сложности требуют ответов на вопросы «Почему?» и «Чем объяснить?». Они более сложные и включают в себя знания, позволяющие ответить на задания двух предыдущих уровней. Например. Задание уровня «А». По карте атласа определите заказники и заповедники вашей области, какие памятники природы Вам известны? Составьте систематику данных объектов в табличной форме. Это же задание уровня «Б». Посетите заказник или заповедник и составьте список обитателей, занесенных в Красную книгу. Это же задание уровня «В». Разработайте туристический маршрут по заповедным местам региона. Обоснуйте свой выбор. Предложенные практические работы позволяют: а) лучше закрепить понятия б) применить теоретические знания на практике в) усвоить фактический материал об особенностях природы, населения и хозяйства региона г) научить учащихся обобщать, анализировать, находить зависимости и выявлять закономерности. При выполнении практических работ используется целый комплекс различных источников информации: учебники, статистические справочники, карты, атласы, периодические издания, энциклопедии.

Практическая направленность в географии фокусируется не только на обязательных программных практических работах о которых говорилось выше. Развитие творческих способностей учащихся происходит в процессе написания рефератов, создания экскурсионного использования экологической тропы. Научно-исследовательская деятельность учащихся набирает обороты - это практическая деятельность высшего уровня. Ощутить себя первопроходцем в изучении какого-либо явления - это дорого стоит.

Экскурсии______________________________________________________

Зачеты _________________________________________________________

Политинформации_______________________________________________

 

Таким образом, окидывая взглядом все выше сказанное думаю мне удалось раскрыть значимость, структуру и содержание практических работ по географии и убедить коллег в актуальности данной темы, учитывая, что задания ЕГЭ опираются не только на теоретические знания, но и практические уме