СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская статья: "Значение процесса моделирования на уроках русского языка, методы формирования: плоская модель, введение понятия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью данной статьи, Вы узнаете о значении процесса моделирования на уроках русского языка и методах формирования "плоских моделей".

Просмотр содержимого документа
«Авторская статья: "Значение процесса моделирования на уроках русского языка, методы формирования: плоская модель, введение понятия"»

Попова Еля Ильинична

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького, студент 3-го курса, отделения «ПНК»


ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ: ПЛОСКАЯ МОДЕЛЬ, ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Аннотация: в данной статье вкратце рассказывается о процессе моделирования, а так же прописаны методы формирования письменной речи.

Ключевые слова: имитативный, коммуникативный, конструирование, плоская модель.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает развитие навыков речи не только устной, но и письменной. Информационное поле растет с каждым днем, и вместе с ним растёт потребность в высказывании и выражении своих мыслей устно и письменно. Не подлежит сомнению, тот факт, что обучение выражать мысли вербально требует подготовки, а именно письменные формулировки предложений, таким образом, обозначается актуальность исследования в рамках выпускной квалификационной работы.

Целью нашего исследования является рассмотрение вопроса о значении процесса моделирования на уроках русского языка.

Для достижения цели мы выделили следующие задачи:

  1. Изучить необходимую литературу про моделирование;

  2. Изучить необходимую литературу про методы моделирование;

  3. Ввести новое понятие «плоские модели».

Баранов М.Т. в своей методике говорит о том, что развивать письменную речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трёх групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования.

Имитативный метод (или по-другому метод обучения по образцу) имеет свой обширный набор приемов и типов ученических работ:

- письменные изложения разнообразных типов;

- составление предложений;

-различные рассказы и письменные сочинения по аналогии прочитанного.

- работаю над типами речи и над различными жанрами: над описанием, повествованием, рассуждением. [2, с.254]

Имитативный метод очень развит в начальной школе, но он не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

Вторая группа методов – это коммуникативные. Они опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта. Метод учитывает все его ступени – и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений, таких как:

- создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;

- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;

- создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных. [2, с.312]

Метод конструирования – синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.

Метод конструирования текста имеет большой набор приемов и типов речевых упражнений. Приемы распределяются по группам:

- работа над словом или словарная работа (толкование значений слов);

- работа над словосочетанием;

- приемы работы над предложением (составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов);

- упражнения, опирающиеся на теории текста (составление текстов различных функционально-смысловых типов).

В данном параграфе мы рассмотрели имитативные, коммуникативные методы и метод конструирования для совершенствования письменной речи; приёмы и типы упражнений, которые прививают младшим школьникам ряд конкретных умений, привели классификацию видов упражнений по развитию письменной речи обучающихся.

Среди познавательных УУД можно выделить особую группу – знаково-символических универсальных действий. Знаково-символические УУД предполагают овладение приёмами построения моделей.

Обратимся к определению понятия «модель». Модель - упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования (в том числе и обучения). [4, с.154]

Целью нашего опытно-практического исследования является апробирование плоских моделей как средства развития письменной речи у обучающихся 2 класс. На данный момент не выработано чёткое определение понятия «плоская модель», поэтому мы, опираясь на определение понятия «модель», сформулированное Е. В. Ковалевой, значение слова «плоский», представленное в словаре русского языка Ожегова С.И., сформулировали его определение. Имплицировав оба определения, мы даем определение понятию «плоская модель»

Плоская модель – ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью образ какого-либо объекта или системы объектов, располагающийся на одной плоскости и применяемый с целью целостного восприятия обучающимися изучаемого объекта. (А.А. Полякова, Е.И. Попова). В нашем понятии отражается и специфика предмета, и принципиальная особенность его расположения, и доминирующая цель её функционирования.

Основными задачами применения моделей является совершенствование процесса усвоения знаний, организация самостоятельной деятельности обучающихся по усвоению способов получения необходимой учебной информации. Кроме того, применение плоских моделей учит не просто усваивать материал, но и мысленно его анализировать и активизировать в дальнейшей практической деятельности, что приводит к повышению интереса к изучаемому предмету, в нашем случае – к русскому языку.

Продолжая говорить о преимуществах применения плоских моделей на уроках, мы говорим о том, что они работают на:

  1. Активную позицию обучающихся.

  2. Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД у обучающихся.

  3. Обогащение словарного запаса и развитие речи, что обуславливается необходимостью описания, составления письменного текста.

  4. Развитие абстрактного и творческого мышления младших школьников, реализацию межпредметных связей.

Применение моделей и варианты их использования позволяет обучающимся развивать не только письменную речь, но и абстрактное мышление, возможность творчески и свободно мыслить, импровизировать с сюжетами и ситуациями и при этом изучать разделы русского языка и других предметов, открывать новые знания, повторять, обобщать и систематизировать, а также выполнять контрольные работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 29.11.2022).

  2. Баранов, М.Т. Методика использования макетов на уроках русского языка [Текст]: пособие для учителя / М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2020. – 312 с.

  3. Еднералова, Н.Г. Восприятие речи в языковым сознанием современных школьников [Текст] / Н.Г. Еднералова. – Воронеж, 2018. – 240 c.