СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Б.Кустодиев и Кинешма (презентация к уроку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дополняет материал урока о жизни и творчестве известного художника Бориса Кустодиева и его связи с Ивановским краем, городом Кинешмой. Может быть использован в курсе краеведения "Искусство родного края", а также на классном часе. 

Просмотр содержимого документа
«Б.Кустодиев и Кинешма (презентация к уроку)»

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович  (1878 — 1927 гг.)  Русский художник Родился 23 февраля 1878 года в семье Михаила Лукича Кустодиева, преподавателя Астраханской духовной семинарии. В 1887-1892 годах учился в Астраханском духовном училище В 1892 – 1896 годах - в Астраханской духовной семинарии. В 1896-1898 годах Б. М. Кустодиев учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1898 году художник был переведен в мастерскую профессора-руководителя И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета» (1901-1903). В 1903 году окончил Академию художеств. Его дипломная картина «Базар в деревне» была удостоена золотой медали с правом на заграничную стажировку. В 1909 году Б. М. Кустодиев был избран академиком Санкт-Петербургской Академии художеств.

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878 — 1927 гг.) Русский художник

  • Родился 23 февраля 1878 года в семье Михаила Лукича Кустодиева, преподавателя Астраханской духовной семинарии.
  • В 1887-1892 годах учился в Астраханском духовном училище
  • В 1892 – 1896 годах - в Астраханской духовной семинарии.
  • В 1896-1898 годах Б. М. Кустодиев учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге.
  • В 1898 году художник был переведен в мастерскую профессора-руководителя И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета» (1901-1903).
  • В 1903 году окончил Академию художеств. Его дипломная картина «Базар в деревне» была удостоена золотой медали с правом на заграничную стажировку.
  • В 1909 году Б. М. Кустодиев был избран академиком Санкт-Петербургской Академии художеств.
Творчество художника С начала 1900-х годов Б. М. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.  Одновременно с этим художник работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Итогом этой работы стала «Масленица» (1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.

Творчество художника

  • С начала 1900-х годов Б. М. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.
  • Одновременно с этим художник работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной.
  • Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Итогом этой работы стала «Масленица» (1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.

Последние годы жизни

  • В 1909 г. у художника проявились первые признаки неизлечимой болезни спинного мозга. В 1916 г. после повторной операции у Кустодиева развился паралич, до конца жизни художник был прикован к инвалидной коляске, но продолжал творить.
  • Много работая для театра, Б. М. Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссера («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; «Гроза» А. Н. Островского, 1918, неосуществленная постановка).
  • В послереволюционные годы Б. М. Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919-1920; «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921). Им также были выполнены циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Н. C. Лескова «Штопальщик», 1922; «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).
  • Б. М. Кустодиев скончался в Ленинграде 26 мая 1927 г., похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
ХУДОЖНИК И КИНЕШМА. Впервые Борис приехал в Кинешму летом 1898 года, будучи еще студентом Академии художеств. Этот город покорил художника. В конце июля 1900 года художник выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию, изучает старинные волжские города и вновь заезжает в Кинешму. В 1900 — 1915 гг. жил и работал в с. Семеновском-Лапотном Кинешемского уезда. Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца 19-го начала 20 века. Известные картины «Ночное», «Из церкви», «Купец с деньгами» написаны на кинешемском материале.

ХУДОЖНИК И КИНЕШМА.

  • Впервые Борис приехал в Кинешму летом 1898 года, будучи еще студентом Академии художеств. Этот город покорил художника.
  • В конце июля 1900 года художник выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию, изучает старинные волжские города и вновь заезжает в Кинешму. В 1900 — 1915 гг. жил и работал в с. Семеновском-Лапотном Кинешемского уезда.
  • Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца 19-го начала 20 века. Известные картины «Ночное», «Из церкви», «Купец с деньгами» написаны на кинешемском материале.
ХУДОЖНИК И КИНЕШМА. Темой своей дипломной работы Кустодиев решил избрать Кинешемскую ярмарку. Крупные ярмарки проходили в Кинешме дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, а вторая, более крупная ярмарка - Крестовоздвиженская - начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября. В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению дипломной картины «Базар в деревне» (или «На базаре»). В письме своей невесте Юлии он писал: «…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок с такой типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы». «…Вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно, и, вероятно, на нем я остановлюсь. Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно брать из природы, которая разнообразнее всего выдуманного». Многие источники пишут, что эта работа художника не сохранилась, остался только эскиз.

ХУДОЖНИК И КИНЕШМА.

  • Темой своей дипломной работы Кустодиев решил избрать Кинешемскую ярмарку. Крупные ярмарки проходили в Кинешме дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, а вторая, более крупная ярмарка - Крестовоздвиженская - начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября.
  • В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению дипломной картины «Базар в деревне» (или «На базаре»).
  • В письме своей невесте Юлии он писал:

«…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок с такой типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы». «…Вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно, и, вероятно, на нем я остановлюсь. Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно брать из природы, которая разнообразнее всего выдуманного».

  • Многие источники пишут, что эта работа художника не сохранилась, остался только эскиз.
Борис Кустодиев  На базаре (1902-03 гг.) эскиз

Борис Кустодиев На базаре (1902-03 гг.) эскиз

Борис Кустодиев  Этюд крестьянки к несохранившейся картине Из церкви. 1903-1905 гг.  Костромские места настолько очаровали Кустодиева, что весной 1905 года он приобрёл у профессора Б.К. Поленова недалеко от Кинешмы 2,5 десятины земли возле деревни Маурино и начал строить свой знаменитый дом-мастерскую «Терем». С

Борис Кустодиев Этюд крестьянки к несохранившейся картине Из церкви. 1903-1905 гг.

  • Костромские места настолько очаровали Кустодиева, что весной 1905 года он приобрёл у профессора Б.К. Поленова недалеко от Кинешмы 2,5 десятины земли возле деревни Маурино и начал строить свой знаменитый дом-мастерскую «Терем». С "Теремом", где Кустодиев жил и работал практически каждое лето, у него связывалось то, что принято называть счастьем.
  • Еще одна картина Кустодиева, написанная в 1905 году на кинешемском материале, - «Из церкви», тоже не сохранилась. Один из этюдов к этой картине хранится в Бердянском художественном музее.
Борис Кустодиев Ярмарка. 1906 г. В 1906 году, опять же в Кинешме, художник пишет картину «Ярмарка». На полотне на фоне Крестовоздвиженской и Воскресенской церквей изображена традиционная Кинешемская ярмарка. В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью выписывает детали интерьеров и одежды персонажей. В настоящее время картина «Ярмарка» находится в Государственной Третьяковской галерее.

Борис Кустодиев Ярмарка. 1906 г.

  • В 1906 году, опять же в Кинешме, художник пишет картину «Ярмарка». На полотне на фоне Крестовоздвиженской и Воскресенской церквей изображена традиционная Кинешемская ярмарка. В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью выписывает детали интерьеров и одежды персонажей. В настоящее время картина «Ярмарка» находится в Государственной Третьяковской галерее.
«Кустодиевские ярмарки» Впрочем, историки пишут, что «Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века — начала XX столетия». Ярмарка. 1908 г.

«Кустодиевские ярмарки»

  • Впрочем, историки пишут, что «Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века — начала XX столетия».

Ярмарка. 1908 г.

Ярмарка. 1910 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
  • Ярмарка. 1910 г.
  • Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Ярмарка в деревне.1919 г.
  • Ярмарка в деревне.1919 г.
Сельская ярмарка. 1920 г.
  • Сельская ярмарка. 1920 г.
«Купчихи в Кинешме» Еще одна прямая «адресная» картина – «Купчихи в Кинешме» была написана в 1912 году.

«Купчихи в Кинешме»

  • Еще одна прямая «адресная» картина – «Купчихи в Кинешме» была написана в 1912 году.
Александр Николаевич Бенуа говорил:

Александр Николаевич Бенуа говорил: