Литература второй половины XX – начала XXI вв.
Стихотворения отечественных
поэтов второй половины
XX – начала XXI вв.
Пастернак Борис Леонидович является одним из крупнейших русских поэтов 20 века. Одной из выдающихся черт лирики автора является любовь к природе. Он пишет о природе как о едином целом, не разделённом на живое и неживое, он пишет философские стихи, где природа является отражением внутреннего мира человека.
Стихи Пастернака, как и стихи абсолютного большинства поэтов, нельзя разделить строго по темам. В них может говориться о любви и о красоте природы, о назначении поэта и о Родине, о величии подвига и о дружбе.
Природа в лирике Пастернака чувствует, живёт своими мыслями и делами. Деревья, волны, травы, месяц совсем, как люди. У них свои привычки, своё отношение к жизни.
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий
Ночью снял на память гром.
***
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Растения, явления природы очеловечены. У Пастернака всё вполне естественно:
Стояли тучи под ружьём
И, как в казармах батальоны,
Команды ждали. Нипочём
Стеснённой стуже были стоны.
Обращают на себя внимания метафоры. Они очень образны, живы, иногда неожиданны:
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти.
***
Уходят ветлы, как слепые
Без палки и поводыря.
Стихотворение «Июль»
пронизано совсем иным настроением.
Подберите свои ассоциации
мороженое
ЛЕТО
каникулы
цветы
река
друзья
дождь
ягоды
вода
тополь
речка
купаться
дача
фрукты
зной
История создания
Стихотворение «Июль» относится к поздней лирики поэта. Оно было написано летом 1956 года, в то время, когда Борис Леонидович пребывал на даче в Переделкино. Пастернаку нравилось проживать на даче, которую он получил от Литфонда. В уютном доме, находящемся в лесу, автором написано множество произведений, в том числе и роман «Доктор Живаго».
Переделкино — сам дачный дом, огород, ближние и дальние окрестности поселка — для Пастернака становится непрерывным источником ощущений, переживаний, наблюдений и мыслей..
Жанр, направление, размер
Произведение «Июль» относится к пейзажной лирике автора. Борис Леонидович очень часто обращается к данному жанру, придавая философское звучание строкам, описывая мир природы и мир человека как единое целое , неразлучное, отражающее друг друга.
Пастернак – поэт-модернист, которому присущи и черты футуризма, и черты символизма, что только лишь подчёркивает индивидуальность автора, его самобытность.
Размер стихотворения «Июль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка стихотворения перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Июль» состоит из 7 ёмких строф. Произведение «Июль» можно разделить на 3 смысловые части.
1-я часть – это первая строфа.
Она состоит из четырёх строк, обособленных на конце точками. Данное четверостишие немного запугивает читателя, погружает его в атмосферу мистики, загадки. Автор данной строфой вгоняет читателя в ступор, дабы была возможность дальнейшее воспринимать с трепетом, более глубоко, с замиранием сердца.
По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой.
2-я часть – это последующие 2 катрена.
Предположив в конце первой строфы, что все загадочные звуки издаёт домовой, автор описывает происходящее в доме, оправдывая всё тем же домовым. «Везде болтается некстати, мешается во все дела…»; «Вбегает в вихре сквозняка и с занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка.»
Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка.
3-я часть – заключительные 4-е четверостишия.
В них выясняется кто этот самый баловник, шалящий в доме.
Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник. На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.
От чьего лица ведётся повествование?
ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
От лица жильца дома, в котором происходят мистические действа.
А кто является этим жильцом?
Этот жилец – лирический герой стихотворения «Июль», в котором можно разглядеть автора. Герой внимательно, с трепетом, «вслушивается» в атмосферу дома, его воображение рождает таинственные образы.
Как меняется образ таинственного поселенца?
Первыми строками поэт интригует читателя: «приведенье», «шаги над головой», «тени», «домовой».
образ становится более чётким, но
недостаточно точным. Он, поселенец дома, «болтается», «мешается», «крадётся», «срывает», «вбегает», «взвивает».
Что мы можем сказать о характере жильца?
Этими разнообразными глаголами автор указал на противоречивость «жильца», на его взбалмошный характер . Именно это описание придало читателю уверенность, что «гость» не такой уж и опасный, как казалось вначале стихотворения.
Далее образ становится абсолютно ясным, и «серые» догадки читателя превращаются в «светлое», вполне конкретное лицо. Это «летний дачник-отпускник»!
«Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»
Как автору удается отождествлять июль с живым существом?
Поэт описывает «странного гражданина», который таскает в одежде пух одуванчиков, лопуха, который входит в дом через окно, громко разговаривает… Отношение к данному образу кардинально меняется, оно становится доверительным, немного восторженным, образ вызывает улыбку.
В стихотворении «Июль» не встречается ни единого символа! Но обволакивающий образ лета, созданный поэтом, настолько таинственный, чудесный, что его вполне можно принять за символ, который можно расшифровать как чудо, поселившееся в доме, в жизни человека.
ТЕМА
Стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы.
ПРОБЛЕМЫ
Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.
НАСТРОЕНИЕ
Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Главная мысль произведения «Июль» — это единство человека и природы.
Лето в стихотворении — «дачник-отпускник», поселившийся в доме лирического героя. Смысл произведения «Июль» заключается в том, что:
- природа такой же «полноправный гражданин планеты», как и человек (а, может быть, и более полноправный),
- природу нужно уважать, как и человека,
- природой можно и нужно восхищаться, вдохновляться.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Июль» не только украшают произведение, но и ясно передают авторские подтексты:
Эпитеты:
Метафора:
Сравнение:
Главным средством выразительности, на котором строиться всё произведение, можно назвать олицетворение. Автор пишет о лете как о живом существе:
В стихотворении использована инверсия.
«баловник-невежа», «жилец приезжий», «недолгий роздых», «степной нечесаный растрепа», «целый дом», «воздух луговой».
«летний дачник-отпускник».
«и с занавеской, как с танцоршей».
«июль… снял комнаты у нас внаём», «июль, таскающий в одежде…», «июль, домой сквозь окна вхожий. Всё громко говорящий вслух».
Инверсия в литературе — это изменение порядка в расположении частей предложения .
Цели использования инверсии : придание тексту ритмичности и музыкальности, выделение определённых частей предложения, придание тексту выразительности и эмоциональной окрашенности, создание определённого стиля речи или имитация исторической манеры говорения, управление вниманием читателя.
Сижу за решеткой в темнице сырой
(сырой темнице). Часов однообразный бой (бой часов). Идет Жилин , все тени держится.
(Жилин идет)
«Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлечённые понятия.
В этом секрет её трудности для понимания»
Д. С. Лихачёв.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906–1999) — советский и российский литературовед, филолог, культуролог, искусствовед .