СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Бабушкин сундучок» (старинный женский народный костюм)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная аттестация по ОРК и СЭ обучающихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
««Бабушкин сундучок» (старинный женский народный костюм)»

Исследовательский проект Тема исследования: «Бабушкин сундучок» (старинный женский народный костюм) Школа :МБОУ «СОШ с. Б. Чечуйка» Авторы: обучающиеся 4 класса Время работы над исследованием:  Руководитель: Клюквина Л.Н. (учитель ОРКСЭ) Консультанты:Мотолыгина С.Ф,родители обучающихся

Исследовательский проект

Тема исследования: «Бабушкин сундучок» (старинный женский народный костюм)

Школа :МБОУ «СОШ с. Б. Чечуйка»

Авторы: обучающиеся 4 класса

Время работы над исследованием:

Руководитель: Клюквина Л.Н. (учитель ОРКСЭ)

Консультанты:Мотолыгина С.Ф,родители обучающихся

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»  Д.С.Лихачёв

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С.Лихачёв

Тема исследования:

Тема исследования:

"Бабушкин сундучок"

(«Старинный женский народный костюм»)

Цель исследования:  исследовать старинный женский народный костюм.

Цель исследования:

исследовать старинный женский народный костюм.

Гипотеза исследования:  С давних времен на Руси существует старинный русский женский костюм

Гипотеза исследования:

С давних времен на Руси существует старинный русский женский костюм

Задачи исследования Познакомиться с русским народным костюмом, вышивкой, орнаментом. Привить интерес к русскому народному творчеству. Развить эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление.

Задачи исследования

  • Познакомиться с русским народным костюмом, вышивкой, орнаментом.
  • Привить интерес к русскому народному творчеству.
  • Развить эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление.
Формы исследовательской работы: Сбор и обработка информации и литературы. Опрос. Беседа. Просмотр видеофильмов и телепередач.

Формы исследовательской работы:

  • Сбор и обработка информации и литературы.
  • Опрос.
  • Беседа.
  • Просмотр видеофильмов и телепередач.

Практическая значимость Собранный материал может быть использован, как учащимися так и учителями на уроках и во внеурочное время

Практическая значимость

  • Собранный материал может быть использован, как учащимися так и учителями на уроках и во внеурочное время
Этапы исследования: изобразить наше представление о женском народном костюме; спросить у взрослых; изучить научную и художественную литературу; просмотреть видеофильмы и телепередачи; разработать свой орнамент для костюма сочинить сказку; подготовить отчет о проделанной работе.

Этапы исследования:

  • изобразить наше представление о женском народном костюме;
  • спросить у взрослых;
  • изучить научную и художественную литературу;
  • просмотреть видеофильмы и телепередачи;
  • разработать свой орнамент для костюма
  • сочинить сказку;
  • подготовить отчет о проделанной работе.
Важная «пава», «душа голубица» -  Издавна так называли девицу.  Девичьи руки в труде и заботе  С ранней поры привыкали к работе:  Ткали и пряли, вязали и шили,  Сеяли, жали и тесто месили.  В трудной работе сгибалась спина…  Но выходила на праздник она  В дивном наряде – крестьянской одежде,  Где весь узор о мечте и надежде:  Красным расшиты запон и рубаха  (Чёрное – скорбь, что на родине свято),

Важная «пава», «душа голубица» - Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина… Но выходила на праздник она В дивном наряде – крестьянской одежде, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Чёрное – скорбь, что на родине свято),

По подолу будто вспахано поле –  Ромбы узорной легли полосою,  Символы солнца и знаки земли,  Матери-жизни и птицы любви.  Шею украсили бусы, мониста,  Бисер, кораллы, янтарь золотистый.  Всех драгоценней убор головной –  Жемчугом шитый и битью златой:  Кика, сорока – убор молодицы,  Косник, венец – украшенье девицы,  Сборник, повойник – убор для старухи…  Самый красивый – убор молодухи.  Так испокон сохранён на Руси  Женский костюм небывалой красы!

По подолу будто вспахано поле – Ромбы узорной легли полосою, Символы солнца и знаки земли, Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока – убор молодицы, Косник, венец – украшенье девицы, Сборник, повойник – убор для старухи… Самый красивый – убор молодухи. Так испокон сохранён на Руси Женский костюм небывалой красы!

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха . Часто парни и девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха . Часто парни и девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Он являлся оберегом. Известны разные пояса: вязаные, плетёные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.

На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Он являлся оберегом. Известны разные пояса: вязаные, плетёные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.

Сарафан считается исконно русской женской одеждой. Праздничную одежду хранили в сундуках, высоко ценили и берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.

Сарафан считается исконно русской женской одеждой. Праздничную одежду хранили в сундуках, высоко ценили и берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.

Понёва представляет собой поясную одежду чуть ниже колена из трех  частично сшитых кусков ткани. Понёву обертывали вокруг бедер и закрепляли на талии.

Понёва представляет собой поясную одежду чуть ниже колена из трех частично сшитых кусков ткани. Понёву обертывали вокруг бедер и закрепляли на талии.

Передник . Так называлась одежда, состоящая из двух несшитых полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии.

Передник . Так называлась одежда, состоящая из двух несшитых полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии.

В холодную погоду русские женщины  надевали душегрею (или душегрейку).  Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие  складки. Душегрея была очень пышной в  нижней части и лишь немного прикрывала талию. Могла быть украшена мехом

В холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку). Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была очень пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Могла быть украшена мехом

Обувью женщинам и мужчинам служили лапти . Была также известна кожаная обувь.

Обувью женщинам и мужчинам служили лапти . Была также известна кожаная обувь.

Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу – в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Конец косы девушки украшали накосником , он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем.

Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу – в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Конец косы девушки украшали накосником , он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем.

Костюмы некоторых областей России.

Костюмы некоторых областей России.

 Готовя праздничную рубаху деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.    По народным поверьям, узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А ещё защищали от беды и зла.

Готовя праздничную рубаху деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. По народным поверьям, узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А ещё защищали от беды и зла.

Нарисовали наше представление  о народном костюме.

Нарисовали наше представление о народном костюме.

Изучали научную и художественную литературу.

Изучали научную и художественную литературу.

Просмотрели телепередачи и фильмы.

Просмотрели телепередачи и фильмы.

Поработали с компьютером.

Поработали с компьютером.

Разработали свой орнамент для сарафана.

Разработали свой орнамент для сарафана.

Сочинили сказку

Сочинили сказку

Рассказали о своём исследовании папам, мамам, бабушкам.

Рассказали о своём исследовании папам, мамам, бабушкам.

Гипотеза подтвердилась!

Гипотеза подтвердилась!

Результаты исследования. Собран и изучен материал по теме исследования. Установлено что традиции сохранились до сих пор.

Результаты исследования.

  • Собран и изучен материал по теме исследования.
  • Установлено что традиции сохранились до сих пор.

Вывод.  Нам понравилось самостоятельно проводить исследование, быть «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ». И мы продолжим изучать традиции нашего народа .

Вывод.

Нам понравилось самостоятельно проводить исследование, быть «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ». И мы продолжим изучать традиции нашего народа .