Исследовательский проект
Тема исследования: «Бабушкин сундучок» (старинный женский народный костюм)
Школа :МБОУ «СОШ с. Б. Чечуйка»
Авторы: обучающиеся 4 класса
Время работы над исследованием:
Руководитель: Клюквина Л.Н. (учитель ОРКСЭ)
Консультанты:Мотолыгина С.Ф,родители обучающихся
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С.Лихачёв
Тема исследования:
"Бабушкин сундучок"
(«Старинный женский народный костюм»)
Цель исследования:
исследовать старинный женский народный костюм.
Гипотеза исследования:
С давних времен на Руси существует старинный русский женский костюм
Задачи исследования
- Познакомиться с русским народным костюмом, вышивкой, орнаментом.
- Привить интерес к русскому народному творчеству.
- Развить эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление.
Формы исследовательской работы:
- Сбор и обработка информации и литературы.
- Опрос.
- Беседа.
- Просмотр видеофильмов и телепередач.
Практическая значимость
- Собранный материал может быть использован, как учащимися так и учителями на уроках и во внеурочное время
Этапы исследования:
- изобразить наше представление о женском народном костюме;
- спросить у взрослых;
- изучить научную и художественную литературу;
- просмотреть видеофильмы и телепередачи;
- разработать свой орнамент для костюма
- сочинить сказку;
- подготовить отчет о проделанной работе.
Важная «пава», «душа голубица» - Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина… Но выходила на праздник она В дивном наряде – крестьянской одежде, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Чёрное – скорбь, что на родине свято),
По подолу будто вспахано поле – Ромбы узорной легли полосою, Символы солнца и знаки земли, Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока – убор молодицы, Косник, венец – украшенье девицы, Сборник, повойник – убор для старухи… Самый красивый – убор молодухи. Так испокон сохранён на Руси Женский костюм небывалой красы!
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха . Часто парни и девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.
На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Он являлся оберегом. Известны разные пояса: вязаные, плетёные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.
Сарафан считается исконно русской женской одеждой. Праздничную одежду хранили в сундуках, высоко ценили и берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.
Понёва представляет собой поясную одежду чуть ниже колена из трех частично сшитых кусков ткани. Понёву обертывали вокруг бедер и закрепляли на талии.
Передник . Так называлась одежда, состоящая из двух несшитых полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии.
В холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку). Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была очень пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Могла быть украшена мехом
Обувью женщинам и мужчинам служили лапти . Была также известна кожаная обувь.
Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу – в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Конец косы девушки украшали накосником , он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем.
Костюмы некоторых областей России.
Готовя праздничную рубаху деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. По народным поверьям, узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А ещё защищали от беды и зла.
Нарисовали наше представление о народном костюме.
Изучали научную и художественную литературу.
Просмотрели телепередачи и фильмы.
Поработали с компьютером.
Разработали свой орнамент для сарафана.
Сочинили сказку
Рассказали о своём исследовании папам, мамам, бабушкам.
Гипотеза подтвердилась!
Результаты исследования.
- Собран и изучен материал по теме исследования.
- Установлено что традиции сохранились до сих пор.
Вывод.
Нам понравилось самостоятельно проводить исследование, быть «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ». И мы продолжим изучать традиции нашего народа .