Литература 5кл. 15.10.18г
Тема: Внеклассное чтение. Басенный мир И.А. Крылова
Цели урока: проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова; проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен; развитие речи и творческого мышления обучающихся; воспитание интереса к классической литературе.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деят-ти, участвует в творческом; осознает себя как индивидуальность.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции.
Познавательные: понимает информацию, представленную в схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка д/з
- Опрос учащихся
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.
- Индвид.раб.со слабыми уч-ся(карточки)
3. Изучение новой темы
1) Слово учителя
И. А. Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И.А. Крылова актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные крыловские звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы. Талант баснописца настолько могуч, что никто не мог превзойти его. Дедушка Крылов безраздельно царствует в басенном мире. Его басни читали в веке XIX и XX, читают их и в XXI веке. Его басни – книга мудрости самого народа. Н.В. Гоголь
За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира. 12 мая 1855г. был открыт памятник Крылову – первый в Петербурге памятник писателю, сооруженный Клодом на народные деньги. При жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.
В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии.
2) Работа с учебником.
Чтение басен Крылова
3) Групповая работа
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Для команды № 1
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!
Для команды № 2
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.
Для команды № 3
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!
Конкурс «Блиц-турнир»
1) Назовите русских баснописцев. (М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев)
2) Какой язык выучил И.А.Крылов к 50-и годам? (древнегреческий)
3) Как подписал И.А.Крылов свой перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям»? (Нави Волырк – перевёрнутое Иван Крылов)
4) Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И.А.Крылов? (журналистикой)
5) В каком городе родился И.А.Крылов? (в Москве)
6) С какого возраста И.А.Крылов работал переписчиком бумаг в губернских канцеляриях? (с 8 лет)
Конкурс «Кто есть кто»
Игроки команд по очереди достают из конвертов карточки с написанными словами, называющими героев басен. Участники должны определить, кого в своих баснях И.А.Крылов называл следующим образом:
вещунья | ворона |
плутовка | лиса |
попрыгунья | стрекоза |
серый забияка | волк |
певец Авроры | соловей |
4. Рефлексия
За одну встречу невозможно вспомнить 200 басен. Царство басен ждет вас снова. Книги И. А. Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, безобидная насмешливость — эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.
-Кто на уроке был самым активным?
- Кто заслужил отличные оценки и почему?
- Я тоже хотела бы наградить особенно отличившихся из вас, ребята. Оценку «5» получают…
5. Домашнее задание: выуч. басню (по выбору)