СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базовые тории воспитания и развития личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Базовые тории воспитания и развития личности.»

Базовые тории воспитания и развития личности.

Теория свободного воспитания – направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущие принципы:

- вера педагога в творческие способности ребенка

- сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребенком собственного опыта

- стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образованию

- трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой

- понимание роли педагога как старшего товарища

- организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления.

Основоположник – Ж.Ж.Руссо, который считал, что в личности изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые подавляются авторитарным воспитанием; основным источником развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими. Сторонники теории Д.Дьюи. Подлинным родоначальником свободного воспитания в России выступал Л.Н.Толстой. По его мнению, школа должна создаваться для ребенка и помогать его свободному развитию.

В отеч. педагогике на протяжении советского периода ее развития господствовала теория формирующего воспитания, направленная на подготовку социального индивида как части коллективного целого. Согласно этой теории воспитанник рассм. как объект целенаправленного и жестко регламентированного управления, собственные желания и активность которого не учитывались, что приводило к формированию социального индивида, а не личности с многообразными формами проявления ее активности. Основные черты теории:

- стандартизация воспитательного процесса, при которой воспитание ориентируется на социальный заказ общества

- догматический подход к отбору содержания воспитательного процесса

- императивный стиль управления деятельностью воспитанников (авторитарное воздействие, пресечение инициативы)

- основным методом воспитания выступает беседа

- ролевое взаимодействие, когда каждому участнику пед. процесса предписываются определенные функциональные обязанности

- игнорирование внутреннего мира личности

- осуществление пед. процесса как «мероприятия для детей», а не как деятельность самих детей

- направленность га «конечный результат», модель поведения

Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отеч. педагогике в 20-30г. Теоретические основы концепции воспитания личности в коллективе были разрботаны А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским. На более поздних этапах – И.П.Иванов, Л.И.Никонова, Ю.М.Гордин, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев.

В пед. практике теории и практике А.С.Макаренко:

- дано определение сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости)

- сформулированы основные признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции)

- описана технология формирования коллектива

- сформулирован закон жизни коллектива (движение-форма жизни коллектива, остановка-смерть)

- определены принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии)

- разработан механизм взаимодействия личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог)

- в ряде художественно-педагогических произведений описан практический опыт создания коллектива («Педагогическая поэма», «Флаг на башнях»)

- пед. замысел (цели и содержание деятельности в неопределенный воспитательной ситуации)

- механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастных отрядов)

- демонстрация образов пед. действия в «живой» коммуникации (выступления перед пед. общественностью с анализом опыта создания колонии им. Горького и коммуны Дзержинского)

- осмысление опыта практической деятельности

В.А.Сухомлинский разрабатывая теорию воспитания личности в коллективе, ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Деятельность воспитательного коллектива Павлышской средней школы опиралась на следующие принципы:

- доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников

- установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности

- развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей

- умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил» - предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования

-максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач воспитания личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба»)

Сегодня создается новая гуманистическая концепция воспитания личности в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализация индивида в самоуправлении.