СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа для старших дошкольников о блокаде Ленинграда, из которой дети узнают о том тяжёлом периоде войны,когда с трудом выжили ,но нг сдались фашистам жители Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Блокада Ленинграда"»

Познавательная беседа с детьми 6-7 лет «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»                           Воспитатель                                                                      Высшей квалификационной категории:                                                     Рябова Любовь Васильевна   Цель и задачи: – обогатить знания детей о героическом прошлом города – Ленинград (Санкт – Петербург) о блокаде; – дать представления о тяжелых и героических днях в истории города;  – воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Виды детской деятельности: общение со взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок. Интегрированные задачи: Образовательные: закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ.  Развивающие: закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь. Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к городу Ленинград, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города. Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача; Запись голоса Ю. Левитана «объявление о начале войны и об окончании блокады»; «Ленинградская симфония» Д.Шостоковича; метроном -Минута молчания; фонограмма песни «Солнечный круг», испечённый хлеб, разрезанный на кусочки для всех детей  Содержание беседы. Звучит «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича, дети входят в зал и садятся на стулья. Воспитатель: Ребята, 27 января- важный праздник в нашей стране «День полного снятия Блокады Ленинграда». Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. (Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны») Началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро фашисты оказались рядом с городом Ленинград. Они хотели его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой, все окна заклеены бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. Враг окружил Ленинград со всех сторон. В сентябре 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики. – Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей) – Давайте мы сейчас встанем в круг возьмемся за руки. Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. (Звучит «Священная война» (стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова) В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. (дети сели на свои места). Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба. – Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего. Я хочу угостить вас хлебом, его испекла для нас бабушка Леры С. Это, конечно не такой хлеб, который был в войну, он не чёрный, и без всяких добавок, в виде отрубей и жмыха. Дети Ленинграда бережно брали этот кусочек и каждую крошечку долго пережёвывали, чтобы вкус хлеба подольше оставался во рту, съедали кусочек до последней крошки. Всю блокаду в городе работали детские сады, находились они при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы. Взрослые делали всё, чтобы дети выжили. Дети постарше вместе со взрослыми встали на защиту любимого города. Они дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, разгребали завалы после бомбежек, встали к станкам на военных заводах. Многие были настолько малы, что не доставали до станков и для них были изготовлены маленькие скамеечки. Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало несколько ленинградских школ. Они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни. Физкультминутка: «Ура!»  Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам.  Будем всех сильнее в мире. Будем мир мы защищать, Поднимают прямые руки и скрещивают  Будем маму обнимать. над головой.  На носочки встанем, Поднимаются на носочках.  Солнышко достанем.  До пяти считаем, Приседают пять раз. Дружно приседаем. Ура! Кричат, подняв руки вверх. – Ярким примером отваги ленинградцев было спасение зоопарка. Он проработал всю блокаду, был закрыт только несколько месяцев. Нечеловеческими усилиями сотрудниками зоосада были спасены многие животные. Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землей- шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали «Дорогой жизни» По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин. «Дорогой жизни шел к нам хлеб Дорогой жизни многих к многим Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги.» Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли хлеб в город, умирающим от голода и холода жителям. Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город. И наконец, наступил день великого ликования – 27января 1944года. Радио объявило: голос Левитана «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады». В этот день над городом вместо взрывов, в честь снятия блокады, прогремел праздничный салют.

Аня и Поля нам прочитают стихотворение Татьяны Варламовой «Ленинградский салют»

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…

Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг. Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». Священное место, для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей. На Пискаревском кладбище горит вечный огонь. За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой» Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания. (Минута молчания -звучит метроном)  Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство. Память о них мы сохраним в наших сердцах.

Я предлагаю, ребята, взяться всем за руки и исполнить песню «Солнечный круг».

Пусть над нашими головами всегда будет голубое, мирное небо.