Название мероприятия: «Литературные предсказания»
Цель: Повышение уровня информационной и литературной культуры обучающихся
Задачи:
Познакомить обучающихся с историей возникновения праздника «Международный день школьных библиотек»
Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся
Пробуждение интереса к чтению книг
Оборудование: компьютер, проектор, алфавитные таблицы кириллицы и глаголицы, полоски светлой цветной бумаги для закладок, шляпа, свертки с предсказаниями, бумажный мобильный телефон.
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие ребята!
На слайде для вас я зашифровала хорошо известное вам слово. (Слайд1)
(Слайд 2) Библиоте́ка (греч. βιβλίον «книга» + θήκη «хранилище») — учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также ведущее справочно-библиографическую работу.
(Слайд 3) «Каким человеком ты станешь, определят два фактора: люди, с которыми общаешься, и книги, которые читаешь». Робин Шарма
Сегодня у нас пройдет интересная игра-имитация. (Слайд 4). Но сначала давайте познакомимся с историй праздника.
Международный день школьных библиотек (International School Library Day) – достаточно молодой праздник.
Праздничное событие под названием Международный день школьных библиотек каждый год отмечают в разную дату. Известно, что торжество выпадает на четвертый понедельник октября. В этом году это 25 октября. С инициативой о создании праздничного события в конце девяностых годов выступили представители ЮНЕСКО. Цель праздника — привлечь внимание общества к состоянию, формированию и пополнению литературных запасов в школьных библиотеках.
Впервые это праздничное событие отметили 25 октября 1999 года. В 2005 году торжество получило официальный статус. Представители Международной ассоциации школьных библиотек приняли решение закрепить торжество в списке праздничных событий. В 2008 году произошли большие перемены. В октябре состоялся первый Месячник школьных библиотек. Участники акции самостоятельно выбирали день или неделю для того, чтобы провести праздничные мероприятия, посвященные этим учреждениям. Российская Федерация впервые отметила торжество в 2008 год.
Традиционно в этот праздничный день проходят сборы книг для библиотек. Авторы встречаются с читателями, раздают автографы, а также просто общаются и отвечают на самые распространенные вопросы. При помощи учеников люди, которые руководят библиотеками, готовят специальные стенгазеты и оформляют школьные уголки.
в России стал отмечаться с 2008 года. Библиотекари стараются популяризировать чтение книг и библиотеки среди учащихся. В 1999 году по рекомендации ЮНЕСКО был организован День школьных библиотек. Цель проекта – привлечение общественности к сохранению и формированию литературных запасов библиотечных фондов школ.
А теперь небольшая разминка
Разминка
Упражнение 1. «Переводчик» (Слайд 5)
Представьте, что сегодня, в Международный день школьных библиотек, вы попали в школу, где учатся дети из разных стран. И учебники в школьной библиотеке на разных языках. И даже указатели. Сейчас я покажу вам надписи – это одно и то же слово. А вы догадайтесь, на каких языках оно написано.
Упражнение 2. «Закладка из прошлого»
В библиотеке Ивана Грозного, по рассказам иностранцев, были книги на разных языках. В первую очередь это были книги на латыни и греческом, древнееврейские и арабские рукописи, а также книги на старославянском – переводные и оригинальные. Большинство славянских книг было написано кириллицей, но, вероятно, были книги и на глаголице. Глаголица была создана в середине IX века – то есть она старше кириллицы. Глаголицу создал Кирилл, брат Мефодия, а кириллицу – ученик Кирилла. Чтобы увидеть разницу, давайте посмотрим разворот Реймсского Евангелия (Слайд 6). По легенде, его привезла во Францию Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого. Как вы помните, она стала королевой Франции. По разным преданиям, на этом Евангелии давали присягу короли Франции вплоть до 16 века.
А вот другая глаголическая рукопись, более древняя. Это Зографское Евангелие (Слайд 7), конец X – начало XI века. Здесь более округлое начертание букв. Представьте, ведь когда-то на Руси учили и такое письмо! Какое-то время глаголица и кириллица существовали параллельно, но позже стала употребляться только кириллица, как более удобная система письма.
Задание: Представьте, что мы с вами пришли в библиотеку древнерусской школы. Каждый выбрал себе книгу и стал ее читать. На дом вам ее не дадут, а за один день не осилить. Надо сделать закладку. А чтобы книгу не взял кто-то другой, на закладке надо написать свое имя – на кириллице и глаголице с разных сторон.
Обучающиеся получают алфавитные таблицы (Приложение 1) кириллицы и глаголицы и полоски светлой цветной бумаги – будущие закладки.)
Теперь предлагаю вам сыграть в игру
В преддверии осенних каникул предлагаю каждому из вас получить предсказание о том, что ждет вас в жизни и в учебе.
Правила простые:
1. достаньте сверток из шляпы
2. прочитайте предсказание (Приложение 2)
3. в качестве особой миссии каждый, кто прочитал предсказание, должен будет взять книгу и прочитать произведение целиком.
Заключение
Современного школьника нельзя представить вне цифровой среды. По данным исследователей интернет-аудитории, дети нулевых годов начинали пользоваться Интернетом с 5-7 лет, в настоящее время – с 3 лет. Интернет привлекает пользователей разнообразным содержанием. Здесь и художественные и мультипликационные фильмы, современные анимационные сериалы, художественная и научно-популярная литература, музыка, учебные программы по разным темам и школьным предметам, специальные компьютерные программы для собственного цифрового творчества детей и взрослых (графические, музыкальные, текстовые и другие редакторы) и многое другое.
(Слайд 8) В международный день школьных библиотек предлагаю вам познакомиться с интернет-проектом школьников «Вебландия. Лучшие сайты для детей» https://web-landia.ru/, созданный сотрудниками Российского Государственной детской библиотеки. Это тематический каталог, в котором на сегодня 14 предметных рубрик, около 1800 сайтов, которые библиотекари рекомендуют детям разного возраста: 4-7 лет, 7-10 лет, 11-14 лет и старше 14 лет.
Рефлексия (Слайд 9)
«SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошло мероприятие, что бы вы хотели ещё узнать.
Приложение 1
Приложение 2
Предсказания:
Настало лето, и она отправилась поездом в Рим.
По синему небу катились пухлые серебристо-белые облака, дул сильный, истинно сиднейский ветер.
Раз в полтора месяца конная повозка доставляла из Джиленбоуна почту – вот и вся связь с внешним миром.
К. Маккалоу «Поющие в терновнике»
Все эти подробности я заметил не сразу, но с первого взгляда я увидел больше, чем можно было бы предположить.
- Я устала, - сказала мисс Хэвишем. – Я хочу развлечься, а взрослые люди мне опостылели. Играй!
Узнал я еще, сколько денег мне разрешается тратить ежемесячно (оказалось, довольно много), а также получил припрятанные в столе моего опекуна карточки с адресами портных и других торговцев, чьи услуги могли мне понадобиться.
Шляпу он сдвинул на затылок и шагал, глядя прямо перед собой, с таким независимым видом, словно вокруг не было ничего достойного его внимания.
Неистовые порывы ветра перемежались с ливнями, и минувший день.
Чарльз Диккенс, Большие надежды
Мерседес осталась одна, на голой скале, которая никогда еще не казалась ей такой бесплодной, перед безграничной далью моря.
Однажды вечером волк и в самом деле выбежал из рощи, возле которой они обыкновенно сидели.
Потом внезапная догадка черной тучей затмила зарю надежды; ум, привыкший к несчастью, лишь с трудом давал веру человеческой радости.
Дантес просидел у себя весь день, не решаясь вернуться к своему другу.
И жизнь их походила на жизнь людей, устоявших перед несчастьем, которая течет спокойно и размеренно под оком провидения.
А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
Все разговоры, какие были у меня здесь до сих пор, напоминали уженье рыбы, и в них было столько же дружеского, сколько в крючках, на которые насажена приманка.
Я приветливо улыбнулся ему и дружески помахал рукой, а затем пожалел об этом.
Точка зрения у меня настолько эгоистическая, не спорю, но я всегда откровенно признавал, что я эгоист.
Я не знал, что происходит на улице, но чувствовал, что сейчас выходить опасно, нужно переждать здесь.
Помню, я подумал, долго ли может продолжаться эта комедия.
Джон Бойнтон Пристли, "Затемнение в Грэтли"