СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство. Богородская деревянная игрушка».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по изобразительному искусству разработан для обучающихся VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство. Богородская деревянная игрушка».»

Изобразительное искусство


Беседа на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство. Богородская деревянная игрушка».

Цели:

- познакомить обучающихся с миром народной деревянной резной игрушки, как одним из видов народного творчества– Богородская деревянная игрушка;

- развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику, творческую активность, ориентировку в малом пространстве (на столе);

- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, интерес к народным промыслам, бережное отношение к народным традициям на примере творчества Богородских мастеров.

Оборудование: гуашь коричневая, ноутбук, презентация, образец рисунка (шаблон).

Ход урока:

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, организация рабочего места учащихся.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II. Введение в тему урока.

1. Беседа.

-Мы продолжаем знакомиться с народным декоративно – прикладным искусством. Давайте вспомним, с какими народными промыслами мы уже познакомились.

- Что вы помните о технике Гжель?

- Что можете сказать о Хохломе?

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое Богородская игрушка, и как Богородские мастера – раскрасим игрушку. А это прекрасный подарок и для взрослых и детей.

IV. Основная часть.

1. Вводная беседа

Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям?

«Декор»- от латинского языка - сл. УЗОР

«прикладное»- ручная работа, прикладывать

«Декоративно – прикладное искусство» - вид работы, направленное на красивое оформление изделий, выполняемое ручным трудом.

- А что значит декоративное искусство?

-Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту.

- Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.

- Хочу поговорить об игрушках, сделанных мастерами ДПИ,

– В глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и хранили в доме. Первые игрушки появились давно и существуют по сей день. Есть игрушки деревянные, соломенные, тряпичные.

Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомые нам игрушки, а называются они Богородские, сегодня мы о них по подробнее поговорим. (показ Богородских игрушек)

- Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось в Загорском районе село Богородская. Само село живописно раскинулось среди лесов на высоком взгорье. Жители села рассказывают, что их деды и прадеды резали деревянные игрушки с незапамятных времен, и здесь буквально в каждом доме можно увидеть фигурки людей, животных, птиц искусно вырезанные из липы, ольхи, осины.

По народному преданию давным-давно (в 17 веке) в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «Ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «Ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.

Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе.

Богородская игрушка часто была неокрашеной. Красоту наводили резьбой специальными ножами и стамесками. Известная Богородская игрушка – «Кузнецы». Этой игрушке более 300 лет. Медведь в Богородской игрушке любимый герой. Медведь рыбачит, играет в шахматы, качается на качели и даже расписывает матрешку.

Вывод: Итак, нам ребята рассказали об истории промысла Богородской игрушки. Давайте повторим, что услышали.


Ребята, сейчас мы будем работать по декоративному оформлению игрушки «Кузнецы»

БОГОРОДСКИЕ КУЗНЕЦЫ»

Богородские кузнецы! 
Мужичок и серый медведь. 
Вот придумали мудрецы! 
Не устанешь на них глядеть! 
В зипуне простом мужичонка 
Молоточком ударил, за ним
Тотчас мишка бьет потихоньку, 
Каждый делом занят своим

Богородская резьба – скульптура жанрового характера: фигурки зверей, домашних животных. Особенно часто изображается медведь, мастера олицетворяют его с человеком. Одна из главных тем – крестьянский труд и различные жанровые сценки.

Много скульптур создано на мотивы русских народных сказок, былин, басен. Фигурки, как правило, даются в действии. Присутствует и многофигурные композиции. Резчики оживляют сцены введением деревьев с колеблющимися листочками.

Богородские мастера и сегодня создают неокрашенные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма Богородской игрушки, несмотря на то, что она лишена яркой раскраски. Приемы изготовления резной Богородской игрушки складывались десятилетиями и бережно передавались из поколения в поколение.

Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку — дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

-А вам понравились эти игрушки? Чем?

-Как они называются и где их делают?

-Из какого материала сделаны игрушки?

-Какие основные инструменты для изготовления игрушек нужны мастерам?

-Как называли Богородских мастеров?

-Что особенного в этой игрушке?

2. Рассматривание образца.

- Какие фигуры изображены? (Медведь и мужик).

- Из какого материала они сделаны?

- Что они делают?

- Рассмотрим сначала медведя

- Рассмотрим сначала туловище.

- Какой формы туловище? (овальной).

- Что еще есть у мишки? (голова).

- А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная.

- Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей).

- На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные?

- Где находятся лапы у медведя (внизу туловища?

- Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы?

- Что есть на голове у мишки (уши?)

- Какой они формы? (полукруглой).

- А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие).

- Что еще есть на голове у мишки ? (глаза, нос).

Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть? (когти).

- Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого).

- Глаза, носик и когти какого цвета? (черного).

- Теперь рассмотрим мужика.

- Из каких деталей он состоит?

- На чем стоят наши фигуры?

- Каким цветом мы раскрасим наши фигуры?

Молодцы, вы хорошо все описали.

V. Педагогический рисунок.

- Итак, ребята, я вам обещала, что вы тоже сегодня побудете мастерами и попробуете нарисовать таких кузнецов. Но сначала посмотрите внимательно, как это буду делать я.

1. Сначала слева нарисуем медведя и дадим ему в руки кувалду.

2. Теперь справа нарисуем мужика и дадим ему в руки тоже кувалду.

3. Посередине нарисуем наковальню.

4. Теперь нарисуем две горизонтальные полоски, на которых стоят наши герои.

5. Теперь раскрасим рисунок коричневой краской.

Вот такая Богородская игрушка у нас получилась.

Физкультминутка.

Я прошу подняться вас – это раз,

повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три,

с силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.

VI. Практическая работа.

1. Технологическая карта.

Прежде, чем приступим к работе, повторим порядок изображения рисунка.

1. Слева нарисуем медведя и дадим ему в руки кувалду.

2. Справа нарисуем мужика и дадим ему в руки тоже кувалду.

3. Посередине нарисуем наковальню.

4. Нарисуем две горизонтальные полоски, на которых стоят наши герои.

5. Раскрасим рисунок коричневой краской.

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!

2. Самостоятельная работа.

- Садитесь поудобнее, начинаем работу.

- Помните, что рисовать нужно очень аккуратно.

Оказание индивидуальной помощи.

Во время самостоятельной работы учитель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Индивидуальная помощь, осуществляется на каждом этапе работы.

Во время работы звучит тихая музыка.

- А теперь заканчивайте свои работы.

VI. Итог урока выставка работ.

- Посмотрите, какие чудесные получились кузнецы – как у настоящих мастеров!

- Где впервые появилась Богородская игрушка?

- Из чего ее изготавливают?

- Какая главная тема этих игрушек?

VII. Рефлексия:

- Вам понравилось быть мастерами?

- Что для вас было самым сложным на уроке?

Выставка детских работ.

«Вот закончилась игра,

Молодцы мастера,

Сказка чаще приходи,

С нами дружбу заводи.»

- На этом наш урок мастерства окончен. Всем спасибо за работу. До новых встреч.