Просмотр содержимого документа
«Безличные глаголы (на 2 урока) 6 класс»
Безличные глаголы
ЦЕЛИ
- познакомить с безличными глаголами
- научить распознавать безличные глаголы и определять их форму, объяснять выражаемые ими лексические значения
Словарный диктант
Штукатурить, недоумевать, сирень, подзаголовок, талант, инструмент, сельдерей, салат, поскользнуться, фасоль, возражать, типография, биография, произведение, неистовствовать, маляр, помощница, конвейер, почтальон, копировать, аккуратный, корреспондент, преодолеть, препятствие, искусство.
- Морфемный и словообразовательный разбор прилагательного безличный, определение его лексического значения.
- Комментированное письмо с синтаксическим заданием — выделить грамматическую основу предложений.
Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч и багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море и белые строения города. По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре. (Л. То л с т о й)
Почему в 1-м предложении нет подлежащего? Попробуйте его подобрать. Почему это не получается?
3. Чтение определения. Анализ примеров в материалах для наблюдения. Безличные глаголы сопоставляются с личными, совпадающими с ними в форме (рассвело — вышло и др.), проводится эксперимент: какие глаголы в парах легко меняют число, род или лицо, какие нет.
4. Тезис об отсутствии подлежащего осмысливается путём сопоставления двух предложений.
Хочется к реке. Хотелось к реке. - Хочешь к реке? Хочу к реке!
Как легко дышится на рассвете! Легко дышалось на рассвете в горах. - Легко дышу на природе. В спину нам уже дышали.
- В каких предложениях подлежащих нет, но они легко воспроизводятся? — В каких предложениях при сказуемых нет и не может быть действующего лица?
5. Упр. 617 выполняем с изменённым заданием: надо записать, распределив по группам, не глаголы, а предложения, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы сложных предложений.
6. Комментированный диктант. 1) Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять. (М. Л е р м о н т о в) 2) Живи не так, как хочется, а как Бог велит. 3) Недаром говорится, что дело мастера боится. 4) Стерпится — слюбится. (П о с л о в и ц ы ) 5) Что это вам вздумалось такую квартиру нанять? (Ф. Д о с т о е в с к и й) 6) Не пилось мне и не елось, не спалось и не сиделось, ни на что мне не гляделось. (М. И с а к о в с к и й ) 7) Мне верить хочется, что сердце не игрушка. (Н. З а б о л о ц к и й)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 618
ЦЕЛИ
- научить находить личные глаголы, употреблённые в значении безличных, заменять личные глаголы безличными, употреблять безличные глаголы в речи
- Работа с материалами для наблюдения. Какие признаки этих глаголов помогают отличить их от личных глаголов?
- Выполнение упр. 619 сопровождается устным комментированием.
- Работа с упр. 620, 621 заканчивается выводом о том, с какой целью используются безличные глаголы в речи.
- Определите, какие глаголы используют писатели в предложениях, докажите свою точку зрения. 1) Горько, по-древнему пахло дымом костров. (В. Б е л о в) 2) Волнующе пахнет жасмином плетнёвый его палисад. (С. Е с е н и н) 3) Трясло меня, как в лихорадке, бросало то в холод, то в жар, и в этом проклятом припадке четыре я дня пролежал. (С. Е с е н и н) 4) Двое суток на земле и на небе ревело, свистело, выло. (А. П у ш к и н)
- Задание упр. 622 выполняем по группам, создавая мини-сочинения.
- Выполнение упр. 623 сопровождается комментированием орфограмм (устно и графически); по вариантам составляем предложения: 1-й вариант — с безличными глаголами; 2-й вариант — с глаголами в повелительном наклонении.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подобрать пословицы, поговорки и фразеологические обороты с безличными глаголами