Проект по ОБЖ
«Безопасным будет дом»
Выполнила воспитатель Панькова О. В.
Паспорт проекта
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности
практико-ориентированный,
познавательно-ориентированный.
По содержанию:
охрана безопасности жизнедеятельности
По времени проведения:
средне срочный.
По характеру контактов:
в рамках ДОУ
По профилю знаний:
интегрированный
(познавательно-речевое, социально-личностное)
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, родители.
Руководитель проекта:
воспитатель Панькова О. В.
Тема «Безопасным будет дом»
Сроки реализации: 3 недели.
Основание для разработки проекта.
Возраст 4-5 лет характеризуется нарастанием двигательной активности и расширением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к созданиям условий, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения в быту.
Проблема.
Опрос родителей показал, что дети 4 лет для многих уже довольно «взрослые» и вполне могут ненадолго остаться дома одни. Главное, считают, наказать ничего не трогать, не ломать. Однако, мало кто из родителей знает, что для этого возраста очень характерно проявление интереса к запретному. Растёт число детей, которые ничего не боятся, могут не задумываясь или плохо управляя собой, совершать несуразные действия, приводящие к травмам, а иногда и к трагическому исходу. Таким детям необходима определённая доза страха, необходимо показать, чем опасен в неумелых руках тот или иной предмет в их доме.
Актуальность проблемы.
Проблема сохранения и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире в целом и, в частности, в быту. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного отводится воспитывающим взрослым – родителям, педагогам. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы научить детей избегать опасных ситуаций, а в случае необходимости, правильно себя вести. Помочь себе в трудной ситуации может лишь научить их современно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину «Берегись бед, пока их нет!» Итак, конкретизируем проблему:
- в каждом доме возросло количество опасных объектов и предметов;
- каждый ребёнок может, хотя бы ненадолго, остаться в доме один без присмотра взрослых;
- у детей недостаточно сформированы навыки безопасного поведения в быту;
- недостаточное внимание родителей к безопасности поведения их детей в быту;
- нет практического применения знаний по ОБЖ в домашних условиях;
- необходимость изменить позицию родителей: от запретов и поучений к созданию условий для практического применения знаний по ОБЖ в быту.
Цель.
Формирование у детей осознанного выполнения правил безопасного поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных бытовых условиях .
Задачи.
Сформировать представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и предметах , с которыми дети встречаются в быту, об их необходимости в жизни человека, о правилах пользования ими:
а) вооружить знаниями об опасности от электричества и электроприборов и навыками безопасного обращения с ними;
б) познакомить с пожароопасными объектами в доме (спички, газовая плита, утюг и пр.);
в) информировать об опасных веществах, имеющихся в каждом доме: лекарственных препаратах, дезинфицирующих и моющих средствах, ядах для насекомых и мышей и т. д.;
г) учить безопасно обращаться с острыми, режущими и колющими предметами – ножами, ножницами, осколками стекла;
д) обогатить предметно-пространственную среду в группе новыми дидактическими пособиями, развивающими играми, подобрать художественную литературу, стихи, загадки по теме проекта.
е) привлечь внимание родителей к данной проблеме.
Предполагаемый результат.
Повысится уровень знаний по ОБЖ в быту. Дети познакомятся с источниками опасности в их доме, возможными опасными ситуациями и правилами безопасного поведения. Усвоят правила поведения в случае возникновения такой ситуации. Поймут необходимость призыва о помощи.
Приобретут необходимые умения при обращении с предметами быта. В игровых ситуациях освоят способы оказания элементарной помощи при ранах. Изменится отношение родителей к данной проблеме.
Продукт проектной деятельности:
- создание альбомов со стихами, загадками, картинками на тему безопасности в быту;
- разучивание стихов по теме проекта;
- изготовление, приобретение настольно-печатных игр, игрушек по теме проекта;
- создание панно, рисунков, поделок и пр. совместно с родителями на тему «Домашние опасности»;
- размещение в папке для родителей информации на тему «Безопасность в быту»
1-й этап. Подготовительный .
Срок: 1 неделя
Задачи.
Изучить уровень знаний и навыков детей, осведомлённости и интереса родителей по теме проекта.
Разработать план мероприятий для детей, для детей и родителей.
Подобрать иллюстративный и дидактический материал для работы с детьми.
Реализация проекта.
В ходе бесед, рассматривания иллюстративного материала, игровой и изобразительной деятельности был изучен уровень знаний и навыков детей. А так же – степень осведомлённости и интереса родителей к теме проекта.
1-й этап. Подготовительный.
Был разработан план мероприятий основного периода. Согласно плану – подобран и обработан иллюстративный материал. Создан альбом «Домашние опасности». Изготовлен раздаточный материал для дидактической игры о бытовой технике «Отгадай-ка»
Родители и дети получили задание к заключительному этапу сделать поделку или нарисовать рисунок, выучить стихотворение по теме проекта.
2-й этап. Основной. Срок: 3 недели.
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Повар Надежда Викторовна рассказала какие правила безопасности необходимо соблюдать во время работы с электрическими плитами, горячими кастрюлями, острыми ножами.
Надеваем специальные рукавицы, чтобы снять с плиты горячий котёл
Насухо вытираем руки, перед тем, как включить или выключить плиту
С острыми ножами обращаемся осторожно и храним на специальном стеллаже
Родителям было предложено
привлечь детей к приготовлению ужина с последующим рассказом об этом в группе.
Экскурсия в прачечную.
Машинист по стирке белья Алевтина Николаевна рассказала, как безопасно
пользоваться утюгом, чтобы не
получить удар током, не обжечься, не
создать пожароопасную ситуацию.
Моделирование
ситуации в игре
«Маленькая хозяйка».
Закрепили правила
пользования игрушечным
утюгом. А вот включать утюг
без разрешения взрослых можно?
Почему? Попросили мам дать возможность поучаствовать в домашней стирке и глажке, чтобы закрепить полученные знания на практике.
«Волшебный сундучок мастера»
Различные слесарные
и плотницкие инструменты из
папиной мастерской всегда
притягивают внимание
детей, особенно мальчишек.
Юные мастера делились своими
познаниями об
инструментах и
предупреждали о том,
какая опасность от них
исходит. Предварительно
мальчики получили задание узнать об инструментах у пап.
Полученные знания использовали в играх.
А вот пилу лучше не трогать Уж очень острая!
Экскурсия в медицинскую комнату
Старшая медицинская сестра Мария
Николаевна рассказала о том, как
хранятся медикаменты и
медицинские инструменты, что
может случиться, если
пользоваться ими неумело.
Показала, как правильно
обработать лёгкую рану, царапину, ушиб.
Порекомендовали родителям познакомить детей с домашней аптечкой и напомнить о том, какая опасность исходит от лекарственных препаратов.
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»
В игре моделировали
ситуации: «как вызвать врача», «как обработать рану»
Театрализованная игра «Козлята и волк»
Финал сказки изменили:
козлята не поддаются на
волчий обман, а
придумывают варианты
отрицательных ответов на предложение открыть дверь.
Моделирование
ситуации «Ты дома
один, а в дверь
позвонили…..»
Дидактические игры «Чтобы не попасть в беду», «Угадай-ка»
Игры-тренинги с использованием
игрушечной
бытовой техники
Просмотр мультика
«Спасик и его команда»
Рассказываем по картинкам.
3-й этап. Заключительный.
Представляем рисунки.
Рассказываем о поделках
Выбираем картинку по теме выученного дома стихотворения и читаем его.
Спасибо за внимание!