СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Бетонный мозг"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заголовок наверняка Вас заинтриговал. Прочтите, будет интересно, познавательно и полезно.

Просмотр содержимого документа
«"Бетонный мозг"»

"Бетонный мозг"

Здравствуйте, меня зовут Наталья и я - ленивая сволочь. И дело не в том, что я не вовремя заполняю журналы, а иногда беру их домой, но приношу все равно незаполненными. И не в том, что с каждого понедельника вот уже несколько лет подряд пытаюсь начать "новую" жизнь. Я хочу сейчас исповедоваться вам в своих "грехах". И, если по ходу моего рассказа вы обнаружите у себя такие же симптомы, значит, я неодинока в своих проблемах. Возможно мы создадим общество анонимных лентяев и будем вместе справляться с трудностями.

Чем старше я становлюсь, тем чаще меня тянет перечитать книги любимых авторов, пересмотреть в 10 раз фильм "Любовь и голуби", пообщаться именно с теми друзьями, которые меня хорошо пони­мают. И тем с мень­шей охотой берусь за ту работу, которая для меня непривычна или связана с большой концентра­цией внимания и освоением не­знакомых навыков.

О чем это говорит? О моем постоянстве? О приближающейся старости? Это говорит только о том, что мой мозг - ленивая сволочь (впрочем как и я), и поэтому стремится снизить затра­ты энергии на ту или иную деятельность. Мозг создает своеобразные программы, которые я выполняю по шаблонам. Эти программы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протапты­вают» в мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг. Иногда эти тропинки пре­вращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны.

С одной стороны, это отличная су­перспособность. Действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осущест­вления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности - снижение пластичности мозга. И постоянное повторение одних и тех же программ, все это, так всеми нами любимое, приводит к де­градации мозга.

Я хожу на работу по одному и тому же маршруту много лет, и мои действия стали настолько ав­томатическими, что параллельно я мо­гу выполнять и другие действия - слушать музыку, отвечать на звонки. А если бы я еще и пользовалась транспортом, то Юлий Цезарь просто завидовал мне черной завистью. За фальшивой улыбкой друга я сразу же узнаю тре­вогу, и мне не нужно напрягаться для того, чтобы расшифровать эти ком­муникативные сигналы.

Казалось бы, зачем все это менять? А затем, что наша жизнь - непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке хамелеонов» выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды. А не дай Бог ГОСы, учебные программы, учебники поменяются, а вдруг придет новый министр образования или еще хуже методист?! И вот уже, скрипя мозгами (и это не фигура речи), нам придется сворачивать с давно наезженного пути и пытаться вникнуть во что-то новое.

Поэтому, как говорят специалисты, пластичность мозга надо по­стоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что ваш мозг - это бетон, который через какое-то время застынет. Образ «затвердевших» мозгов вам станет понятнее, если вы посмотрите на большинство 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки все новое, выполняющих годами одно­типные действия (или воспроизводя ша­блоны мышления). Эти «тропинки» в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и «прорыть» проход в соседнюю пещеру практически невоз­можно.

Наша задача - постоянно перемеши­вать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть. Как только мы расслабля­емся, какая-то часть нашего мозга затвердевает, и мы даже не замечаем этого. Так вот, когда в этом учебном году я столкнулась с изменениями программ, учебников и ГОСов, я впала в ступор. Сложно передать словами какие эмоции у меня вызывала эта информация и предвкушение бесконечной работы. Знаю, что у коллег это известие вызывало не меньшее раздражение. Лично мое мнение изменилось после того, как на глаза попалась информация о пластичности мозга. И каждый раз, когда надо было в очередной раз составлять очередную программу или участвовать в конкурсе, я говорила себе: "Пусть я потрачу время, но мой мозг будет пластичным".

Ну вот, собственно, обо мне всё. А теперь о тех приемах, которые предлагают специалисты, чтобы наш мозг оставался пластичным.

Следите за собой. Если вы вдруг почувствовали дискомфорт оттого, что что-то не так (к примеру, ваш любимый сайт поменял дизайн или в магазине исчез любимый йогурт), уцепите это чувство за хвост и начните его «раскру­чивать». Почему бы не перепробовать все йогурты или вовсе не начать делать свой?

Не перечитывайте уже прочи­танные книги. Не пересматривайте уже просмотренные фильмы. Да, это очень приятное психологически чув­ство - окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, никаких сюрпризов, уже знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами, ко­торые в первый раз не заметил, прогло­тив книгу за час (или просмотрев сезон за выходные). Но в то же время вы за­бираете у новых книг и фильмов шанс открыть вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.

Ищите новые маршруты. Поста­райтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы - к примеру, более низкие цены в магази­нах, меньше народа в кинотеатре.

Ищите новых друзей и знакомых. Да, друзья, с которыми приятно собираться каждую пятницу и обсуждать новые рецепты или футбол, психологи­чески комфортнее.

Но ведь большинство из нас живут в мегаполисах, зачем ограничивать свой круг 4-5 людьми, причем чаще всего не выбранных нами, а «навязанных» обстоятельствами - школой, институтом, работой?

Социальные инструменты, заложен­ные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления, и иногда бывает так, что мы под влиянием тех или иных дру­зей меняем точку зрения, набор интере­сов, а иногда и вовсе род деятельности.

Заведите детей. Дети являются перманентным источником хаоса и неопределенности в вашей жизни. Они живые «бетономешалки» в вашей голо­ве, рушащие все шаблоны и перекраи­вающие ваши устоявшиеся маршруты по-новому. Если завести детей у вас пока не полу­чается, то можно начать с собаки. Она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает вас в невольное общение с другими собачниками.

Перестаньте критиковать. «Ка­кой ужасный дизайн!», «Как отврати­тельно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых крес­лах!» - эти и миллионы других сообще­ний из уст ваших коллег и ваших собственных являются инди­каторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Из­менениям, на которые чаще всего вы не можете повлиять. Или можете, но при­ложив множество усилий, которые того не стоят.

Гораздо полезнее для вашего соб­ственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг про­должить жить в новой реальности.

Перестаньте вешать на людей яр­лыки. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкого­лик! Смотрит «Любовь и голуби»? Старая перечница! Это очень удобно - поддаться слабости и просто «за­клеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу, вместо того, чтобы разобраться в человеке, поразмышлять о том, почему он так посту­пил. Каждый из нас находится под дей­ствием, может быть, еще большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, од­нако многие находят его размышле­ния, описанные Достоевским, интерес­ными.

Экспериментируйте с аромата­ми. Запахи все еще имеют на нас огромное влияние. И если у вас есть любимая туалетная вода, которую вы не меняете уже годами, то самое время ее поменять. И делать это надо с некото­рой периодичностью.

Учите иностранные языки. И для этого не обязательно влюбляться в китаянку, можно найти другую мотива­цию, связанную, к примеру, с профессиональными интересами или хобби. Иностранные слова зачастую отлича­ются от нашего родного языка, и их изу­чение является, пожалуй, самым эффек­тивным инструментом для тренировки пластичности мозга.

Все вышеперечислен­ные приемы лучше всего комбиниро­вать. И, может быть, в один прекрасный день, лет эдак через 30, когда ваш внук принесет вам свой новый гаджет, вы не скажете: «О боже, уберите от меня эту жужжащую хрень!», а окунете в него руку со словами: «Вау!» - и сразу же спросите: «А как оно работает и где такое можно купить?». Начните с малого и тогда процесс "бетонирования" Вашего мозга отодвинется еще на надцать лет.