СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бихевиоризм в психологическом консультировании

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "бихевиоризм", основные категории, историческое значение, достоинства и неодостатки.

Просмотр содержимого документа
«Бихевиоризм в психологическом консультировании»

    Бихевиоризм  в психологическом консультировании   Подготовила: Киреева Есения Андреевна

Бихевиоризм в психологическом консультировании

Подготовила:

Киреева Есения Андреевна

Бихевиоризм в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

R). " width="640"

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Джона Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S-R).

 Важнейшими категориями бихевиоризма являются  стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и  подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются  стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и  подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти.

Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти.

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии

 Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения:   -наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях,  -наблюдение в естественной среде обитания.

Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: -наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, -наблюдение в естественной среде обитания.

Основные представители:   Эдуард Торндайк,   Иван Петрович Павлов,   Джон Бродес Уотсон,  Эдуард Чейс Толмен,   Беррес Фредерик Скиннер.

Основные представители: Эдуард Торндайк,  Иван Петрович Павлов,  Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен,  Беррес Фредерик Скиннер.

 Миссия бихевиоризма - перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения.   Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее

Миссия бихевиоризма - перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее "что в поведении есть", "что мы в поведении изменить хотим" и "что для этого конкретно следует сделать".

 Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

 Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Историческое значение бихевиоризма Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания; Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик; Оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом; В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое); Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.

Историческое значение бихевиоризма

  • Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания;
  • Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик;
  • Оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом;
  • В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое);
  • Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.
Бихевиоризм.  Достоинства и недостатки 1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований 1. Но потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, так как игнорировалось сознание как объективная сущность 2. Понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы 2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии 3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами 3. Из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

Бихевиоризм. Достоинства и недостатки

1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований

1. Но потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, так как игнорировалось сознание как

объективная сущность

2. Понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы

2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии

3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами

3. Из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание