Бихевиоризм в психологическом консультировании
Подготовила:
Киреева Есения Андреевна
Бихевиоризм в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.
R). " width="640"
Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Джона Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S-R).
Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти.
Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии
Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: -наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, -наблюдение в естественной среде обитания.
Основные представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Миссия бихевиоризма - перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее "что в поведении есть", "что мы в поведении изменить хотим" и "что для этого конкретно следует сделать".
Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Историческое значение бихевиоризма
- Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания;
- Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик;
- Оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом;
- В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое);
- Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.
Бихевиоризм. Достоинства и недостатки
1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований
1. Но потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, так как игнорировалось сознание как
объективная сущность
2. Понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы
2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии
3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами
3. Из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо
Спасибо за внимание