ЛЕКЦИЯ №1
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Вступительное слово преподавателя (сжатый вариант)
Еще никогда в истории человечества земле не угрожали одновременно:
- обезлесение - 2/3 лесов уничтожено;
- эрозия почв;
- опустынивание - ежегодно 44га превращается в пустыню;
- истощение озонового слоя - ежегодно на 3%;
- загрязнение окружающей среды на 10 млн. т. стало меньше в атмосфере кислорода;
- беспощадное уничтожение животного мира -200 видов животных безвозвратно исчезли;
- необыкновенно стремительный рост мирового населения - примерно 90 млн. в год. К 2100 прогнозируемая численность населения планеты может достичь 9-13 млрд. человек.
Мы сталкиваемся с чем-то абсолютно неведомым нашему коллективному опыту, настолько неведомым, что мы этого не замечаем, несмотря на всю очевидность. Для нас это «что-то» означает внезапные колоссальные биологические и физиологические изменения в мире, который поддерживает нашу жизнь. Сможет ли человечество найти решение?
Нельзя сказать, что в последнее столетие люди не искали выхода из складывающейся ситуации, не предпринимая усилий для спасения самих себя. На исходе ХХ ст. стало очевидным, что практические действия, предпринимаемые меры в русле традиционных представлений оказались не только мало эффектными, но привели к резкому усилению кризиса цивилизации.
К началу ХХI в. обозначилось необходимость в появлении новых философских, нравственных политических норм.
В 80-е г. XX в. в научный оборот вошло понятие, обозначенное термином «новое политическое мышление», которое предполагает:
приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными и др.
отказ от силовых методов в решении межгосударственных отношений.
«Новое политическое мышление» определяет совершенно новые принципы глобальной политики:
- демитаризация;
- оказание помощи при стихийных бедствиях, совместная борьба с терроризмом, организационной преступностью;
- формирование мирового хозяйства.
НО НЕ ВСЕГДА, но в основном везде и всегда в природно - биологических и техногенных катастрофах виновен - ЧЕЛОВЕК!
Так как все зависит от уровня развития человечества и его потребностей и самосознания.
Основная побудительная причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач: обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе; создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.
Система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной, биологической среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.
Достижение безаварийных ситуаций и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды; предупреждение травматизма; сохранение здоровья; сохранение работоспособности; сохранение качества полезного труда.
Вынуждает человечество идти на компромисс со своими алчными желаниями и излишними потребностями идти на встречу сохранения природных ресурсов биологических и природных ресурсов.
Таким образом, можно сказать, что жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания.
С каждым годом на острую экологическую ситуацию, сложившуюся в мире, начинают обращать внимание все большее число людей. Наверняка сейчас каждый школьник знает о проблеме озоновых дыр и глобальном потеплении климата. Все больше людей начинает заботиться о природе, перестает смотреть на ресурсы как на нечто разумеющееся и потребительски относится к ним.
Конечно, от людей, их менталитета и мировоззрения, зависит очень многое - необходимо воспитывать новые поколения с любовью, бережностью и уважением к природе, учить разумно использовать то, что она дала нам. Но, я думаю, главным организатором мер экологической безопасности должно выступать государство - закреплять законодательно меры и правила поведения в отношении природы и природных ресурсов, зон, пострадавших от антропогенного воздействия, а также указывая санкции к тем, кто причиняет значительный вред окружающей среде.
И все- таки, независимо от всех и государства, мы сами должны учить себя и своих детей обращаться бережно со средой, которая является нам домом.