Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2008). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6-11 классы - М., Дрофа, 2008, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 6-м классе учащиеся получат и обобщат знания о многообразии растительного мира, одноклеточных и многоклеточных растениях, уровнях их организации, раскроют мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии животных на Земле, обобщат и углубят понятия об эволюционном развитии растений. Полученные биологические знания послужат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразии растений, их роли в природе и жизни человека, практическом значение и охраны. Формируются понятия о природном комплексе и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Результаты изучения курса «Биология» в 6 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 6 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предлагается работа с тетрадью на печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты растений. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
• Пасечник В.В., Биология. Бактерии. Грибы. Растения» бкл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. - М: Дрофа, 2009. - 96 с. Рабочая программа ориентирована на учебник:
• Пасечник В.В., «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 клМ.: Дрофа, 2009.-304 е.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды деятельности | Вид контроля | Дата проведения | Фактический срок проведен ия с причиной корректировки |
Введение. 2 ч. |
1. | Биология- на ука о живой природе. | Введения в тему | Показать взаимосвязь живых организмов ме жду собой и со средой обитания;познакоми ть с методическим аппаратом учебника,прав илами работы с ним.Сформировать у учащих ся знания о биологии как науке,изучающей живые организмы;раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека; | Знать взаимосвязь живых органи змов между собой и со средой об итания;методический аппарат уче бника и правила работы с ним; ро ль живых организмов в природе и в жизни человека; | Лекция | | | |
2. | РКЭкскурсия «Осенние явл ения в жизни растений» | Усвоения новых знаний | Показать многообразие растений,животных, их связи с окружающей средой;Ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни ра стений. | Знать многообразие растений и жи вотных,их связи с окружающ й сре дой;осенние явлениями в жизни растений. | Экскурсия | Груп пов ой | | |
Тема I. Клеточное строение организмов. 5ч. |
1/3. | Устройство увеличительных приборов. | Усвоения новых знаний | Сформировать понятия о клетке и клеточном строении организмов;познакомить учащихся с устройством лупы,светового микроскопа, научить ребят пользоваться ими. | Знать понятия о клетке,клеточном строении организмов;устройство лупы и светового микроскопа,по льзоваться ими. | Практика | Груп пов ой | | |
2/4. | Строение клетки. | Введения в тему | Сформировать понятия об оболочке,цитопла зме,ядре,вакуолях;продолжить формирован ие умения работать с микроскопом;научить школьников готовить микропрепарат кожи цы лука,находить основные части клетки на микропрепарате и таблице,схематически изо бражать строение клетки. | Знать понятия об оболочке,цитоп лазме, ядре,вакуолях;уметь работ ать с микроскопом;готовить микр опрепарат кожицы лука,находить основные части клетки на микроп репарате и таблице, схематически изображать строение клетки. | Лекция. Прак тика | Груп пов ой | | |
3/5. | Строение клетки (пластиды). | Углубления в тему | Продолжить формирование умений в исполь зовании микроскопа и приготовлении микро препаратов;закрепить и расширить знания учащихся о строении клетки. | Знать строение клетки;уметь поль зоваться микроскопом и готовить микропрепараты. | Лекция Практика | Индивидуальный | | |
4/6. | Жизнедеятельность клетки | Усвоения новых знаний | Дать учащимся первоначальные представле ния о жизнедеятельности клетки. | Знать жизнедеятельность клет ки. | Лекция Практика | Груп пов ой | | |
5/7. | Ткани. | Усвоения новых знаний | Систематизировать знания о строении и жиз недеятельности растительной клетки клеточ ном строении растений;дать первоначальные представления о тканях растительного орган изма и о функциях, которые они выполняют. | Знать строение и жизнедеятельно сть растительной клетки,клеточн ое строении растений;ткани расти тельного организма и функции,ко торые они выполняют. | Лекция Практика | Груп пов ой | | |
Тема ІІ. Царства Бактерии и Грибы. 6 ч. |
1/8. | Строение и жизнедеятель ность бактерий. | Введения в тему | Познакомить учащихся с характерными приз наками бактерий,их отличием от растений и животных;раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения ба ктерий. | Знать характерные признаки бак терий,их отличие от растений и животных;особенности строения, питания,размножения и распрост ранения бактерий. | Лекция | | | |
2/9. | Роль бактери й в природе и жизни челове ка. | Усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с различными групп ами бактерий и их ролью в природе и жизни человека. | Знать различные группы бактер ий и их роль в природе и жизни человека. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/10. | Общая харак теристика грибов. | Усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с характерными при знаками грибов,их строением,питанием,разм ножением, ролью в природе и жизни челове ка. | Знать характерные признаки гриб ов,их строение,питание,размноже ние,ролью в природе и жизни чело века. | Беседа | Фронтальный | | |
4/11. | Шляпочные грибы Арх. обл.РК | Усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с особенностями стр оения и жизнедеятельности шляпочных гриб ов,с ядовитыми и съедобными грибами,прав илами сбора грибов,технологией их выращи вания. | Знать особенности строения и жи знедеятельности шляпочных,ядов итых,съедобных грибов,правила сбора грибов,технологию их выра щивания. | Дискуссия | Фронтальный | | |
5/12. | Плесневые грибы и дрожжи. | Усвоения новых знаний | Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрож жей,раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве. | Знать особенности строения и пр оцессы жизнедеятельности плесне вых грибов и дрожжей,их роль в природе и народном хозяйстве. | Лекция | Индивидуальный | | |
6/13. | Грибы парази ты.Обобщение материала. | Усвоения новых зна ний Обоб щения | Познакомить уч-ся с грибами-паразитами;по казать роль грибов в круговороте веществ в природе;раскрыть использование грибов в различных областях народного хозяйства;об общить знания учащихся о бактериях и гриб ах как самостоятельных царствах органичес кого мира. | Знать признаки грибов-паразитов; их роль в круговороте веществ в природе;пути использования гриб ов в различных обласях народного хозяйства;бактерии и грибы как са мостоятельное царство органичес кого мира. | Дискуссия | тест Груп пов ой | | |
ІІІ. Царство Растения. 8 ч. |
1/14. | Разнообразие распространение и значен ие растений. | Введение в тему | Познакомить учащихся с многообразием цар ства растений,местами их обитания,значени ем растений в природе и жизни человека;сфо рмировать понятие о ботанике,как науке о растениях;ввести понятия о низших и выс ших растениях. | Знать признаки растений,места их обитания,значение растений в при роде и жизни человека;понятия «ботаника»,«низшие»,«высшие» растения. | Лекция | | | |
2/15. | Одноклеточные водорос ли. | Усвоения новых знаний | Познакомить учащихся с особенностями среды обитания,строения и жизнедеятельнос ти одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей рас тительного мира. | Знать особенностями среды обита ния,строения,жизнедеятельности одноклеточных водорослей. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/16. | Многоклеточные водорос ли Белого мо ря.РК | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с особенностями строен ия многоклеточных водорослей;научить раб отать с учебником:находить главные мысли в тексте,составлять план параграфа,работать с иллюстрациями. | Знать особенностями строения м ногоклеточных водорослей;уметь работать с учебником:находить гл авные мысли в тексте,составлять план параграфа. | Практика Лекция | Груп пов ой | | |
4/17. | Лишайники Арх. обл.РК | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с особенностями строен ия и жизнедеятельности лишайников как сим биотических организмов;показать приспособ ленность лишайников к разнообразным усло виям обитания;их роль в природе и жизни человека. | Знать особенности строения и жи знедеятельности лишайников;при способленность лишайников к ра знообразным условиям обитания; их роль в природе и жизни челове ка. | Лекция | Индивидуальный | | |
5/18. | Мхи Арх. обл.РК. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с характерными особенно стями высших растений на примере мхов;по казать черты усложнения в организации мхо в по сравнению с водорослями;познакомит со средой обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение. | Знать особенности высших раст ений;черты усложнения в органи зации мхов по сравнению с водор ослями;среду обитания и распрос транения мхов;роль в природе и хозяйственное значение. | Лекция | Индивидуальный | | |
6/19. | Папоротники, хвощи и плауны Арх. обл.РК. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с особенностями строен ия папоротников,хвощей,плаунов,с признака ми их более высокой организации по сравне ниию с мхами,с ролью папоротникообразных растений в природе,их практическим значен ием в жизни человека,охраной данной групп пы растений. | Знать особенности строения папо ротников,хвощей и плаунов,их бо лее высокую организацию по срав нению с мхами,роль папоротнико образных растений в природе,их практическое значение в жизни человека. | Беседа | Фронтальный | | |
7/20. | Голосемен ные Арх. обл.РК | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с многообразием голосем енных растений,особенностями их строения; показать значение голосеменных в природе и жизни человека. | Знать особенности,многообразие голосеменных растений,особенно сти их строения;значение голосем енных в природе и жизни людей. | Беседа | Фронтальный | | |
8/21. | Покрытосеменные Арх. обл.РК. | Усвоения новых зна ний Обоб щения | Обобщить и углубить знания уч-ся об особен ностях строения,многообразии,среде обитан ия,значении в природе и жизни человека пок рыто семенных как самостоятельной высоко организованной и господствующей в настоя щее время на Земле группы растений;показа ть влияние хозяйственной деятельности челов ека на видовое многообразие растений,меры охраны редких и исчезающих видов Арх.обл. | Знать особенности строения,мно гообразие,среду обитания,значен ие в природе и жизни человека по крытосеменных как самостоятель ной группы растений;влияние хоз яйственной деятельности человека на видовое многообразие растений, меры охраны редких и исчезающ их видов Арх.обл. | Беседа | тест Фронтальный | | |
Тема IV. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 15 ч. |
1/22. | Строение се мян двудоль ных расте ний. | Введение в тему | Познакомить уч-ся с особенностями строении я семян двудольных растений;расширить зна ния учащихся о значении семян в жизни раст ений,преимуществах семян перед спорами; продолжить формирование у учащихся уме ний лабораторных исследований. | Знать особенности строения сем ян двудольных растений;значение семян в жизни растений,преимущ ества семян перед спорами;уметь проводить лабораторные исследо вания. | Практика Лекция | Груп пов ой | | |
2/23. | Строение сем ян однодольн ых растений. | Усвоения новых знаний | Развить знания уч-ся о строении семени на основе изучения особенностей строения сем ян однодольных растений;продолжить форм ирование умения работы с учебником. | Знать особенности строения сем ян однодольных растений; уметь работать с учебником. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/24. | Виды корней и типы корневых систем. | Усвоения новых знаний | Сформировать у уч-ся знания о видах корней и типах корневых систем;выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем;познакомить с функциями корня;продолжить формирование умения де лать выводы на основании результатов лабо раторной работы. | Знать особенности корней и типы корневых систем;уметь распозна вать на натуральных объектах ти пы корневых систем;функции кор ня;делать выводы на основании результатов лабораторной работы. | Практика Лекция | Груп пов ой | | |
4/25. | Зоны корня. | Усвоения новых знаний | Продолжить знакомство уч-ся со строением корня;сформировать понятие о зонах корня; раскрыть особенности строения клеток раз личных зон корня в связи с выполняемой фу нкцией;продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей; продо лжать вырабатывать умения работы с лабора торным оборудованием. | Знать особенности строения кор ня;особенности строения клеток различных зон корня в связи с вы полняемой функциией;показывать на конкретных примерах зон кор ня определенные виды тканей;уме ть работать с лабораторным обору дованием. | Практика Лекция | Груп пов ой | | |
5/26. | Видоизменения корней. | Углубления в тему | Сформировать понятие о видоизменении кор ней,рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условии ям существования;показать биологическое и хозяйственное значения корнеплодов. | Знать видоизменения корней;био логическое и хозяйственное значе ния корнеплодов. | Лекция | Индивидуальный | | |
6/27. | Побег и почки. | Усвоения новых знаний | Сформировать понятия:«побег»,«почки вегет ативные и генеративные»;познакомить учащ ихся с типами листорасположения;объяснить, как распознавать вегетативные и генеративн ые почки,их расположение на стебле. | Знать развитие побега из почки; сущность процессов роста и развития растений. | Лекция | Индивидуальный | | |
7/28. | Внешнее строение листа. | Усвоения новых знаний | Сформировать у уч-ся знания о листе как ва жной составной части побега;познакомить с особенностями строения и основными функ циями листа;научить распознавать простые и сложные листья,их жилкование и расположе ние на стебле. | Знать особенности строения и фу нкции листа;распознавать простые и сложные листья,их жилкование и расположение на стебле. | Беседа | Фронтальный | | |
8/29. | Клеточное строение листа. | Углубления в тему | Познакомить уч-ся с клеточным строением листа;установить связь особенностей строен ия клеток с выполняемыми ими функциями; продолжить формирование умения приготов ления микропрепарата и работы с ним. | Знать клеточное строение листа; уметь приготавливать микропреп араты и работать с ним. | Практика Лекция | Груп пов ой | | |
9/30. | Видоизменение листьев. | Углубления в тему | Познакомить уч-ся с видоизменением листь ев как результатом приспособления к услови ям обитания. | Знать видоизменения листьев как результат приспособления к условиям обитания. | Беседа | Фронтальный | | |
10/31 | Строение стебля. | Усвоения новых знаний | На основе актуализации знаний о побеге и его строении показать роль стебля в жизни растения;познакомить уч-ся с внешним и вн утренним строением стебля;установить взаи мосвязь особенностей строения стебля в свя зи с выполняемыми им функциями. | Знать роль стебля в жизни растен ия;внешнее и внутреннее строен ие стебля;взаимосвязь особеннос тей строения стебля в связи с выпо лняемыми им функциями. | Практика Лекция | Груп пов ой | | |
11/32 | Видоизмененные побеги. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с видоизмененными побе гами,их биологическим и хозяйственным зна чением;продолжить формирование у учащих ся умения проводить лабораторные исследов ания и делать выводы. | Знать видоизмененные побеги,их биологическое и хозяйственное зн ачение;уметь проводить лаборато рные исследования и делать выводы. | Беседа | Фронтальный | | |
12/33 | Строение цветка. | Усвоения новых знаний | Сформировать у уч-ся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеме нных растений;раскрыть биологическое знач ение главных частей цветка-пестика, тычин ок;на основе установления сходства в строен ии цветков различных растений подвести уч- ся к выводу о родстве покрытосеменных. | Знать цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений;значение главных частей цветка-пестика и тычинок;родство покрытосеменных растений. | Лекция | Индивидуальный | | |
13/34 | Соцветия. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с наиболее распростране нными соцветиями и показать их биологичес кое значение. | Знать наиболее распространен ные соцветия и их биологическое значение. | Лекция | | | |
14/35 | Плоды.Растения нашего края.РК. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с разнообразием растен ий и плодов нашего края;подвести уч-ся к выводу о родстве цветковых растений; продо лжить формирование умения работать с лите ратурой. | Знать разнообразие растений и плодов нашего края; уметь работа ть с литературой. | Беседа | Фронтальный | | |
15/36 | Распространение плодов и семян. | Усвоения новых зна ний Обоб щения | Познакомить уч-ся со значением распростра нения плодов и семян,с различными приспо соблениями к распространению,возникшими в процессе эволюции;продолжить формиров ание умений работать с натуральными объек тами и учебной литературой. | Знать распространение плодов и семян,их приспособления к распр остранению возникшие в процес се эволюции;уметь работать с натура льными объектами и учебной лите ратурой. | Беседа | тест Груп пов ой | | |
Тема V. Жизнь растений. 16 ч. |
1/37. | Химический состав растений. | Введение в тему | Познакомить уч-ся с химическим составом растений;продолжать формирование умения выполнять лабораторные опыты и делать вы воды на основании полученных результатов. | Знать химический состав растений; уметь выполнять лабораторные оп ыты и делать выводы на основан ии полученных результатов. | Лекция | | | |
2/38. | Минеральное питание растений. | Усвоения новых знаний | Расширить представление уч-ся о питании живых организмов,значении питания;познак омить с минеральным питанием растений;ак туализировать знания о почве,расширить пре дставления об удобрениях и способах их вне сения в почву,значении удобрений для разви тия и роста растений. | Знать питание живых организмов, минеральное питание растений; удобрения и способы их внесения в почву, значение удобрений для развития и роста растений. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/39. | Фотосинтез. | Углубления в тему | Продолжить формирование понятия о питан ии растений;познакомить с воздушным спос обом получения растением веществ,необход имых для питания;раскрыть понятие «фотос интез»;показать роль света как необходимог о условия протекания фотосинтеза;выявить приспособленность растений к использован ию света в процессе фотосинтеза;раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни че ловека;обратить внимание уч-ся на проблему загрязнения воздушной среды. | Знать воздушное питание расте ний; понятие «фотосинтез»; роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; значение фотосинтеза в природе и жизни человека; проблему загрязнения воздушной среды. | Лекция | Индивидуальный | | |
4/40. | Дыхание растений. | Углубления в тему | Познакомить уч-ся с дыханием растений;пок азать различия и взаимосвязи процессов дых ания и фотосинтеза;обратить внимание на сохранение чистоты воздуха. | Знать дыхание растений;различия и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза; необходимость сохранения чистоты воздуха. | Беседа | Фронтальный | | |
5/41. | Испарение воды. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с важной функцией листа - испарением воды;показать причинную обусл овленность этого процесса,зависимость от факторов окружающей среды;познакомить уч-ся со значением листопада в жизни расте ний. | Знать процесс испарения воды лис тьями;зависимость от факторов ок ружающей среды;значение листо пада в жизни растений. | Беседа | Фронтальный | | |
6/42. | Передвижение минераль ных веществ. | Усвоения новых знаний | Сформировать понятия о проводящей функц ии стебля,о взаимосвязи стебля с выполняем ой функцией. | Знать понятия о проводящей функ ции стебля,взаимосвязи стебля с выполняемой функцией. | Лекция | | | |
7/43. | Передвижение по стеблю органических веществ». | Усвоения новых знаний | Продолжить формирование понятий о перед вижении веществ по стеблю и взаимосвязи строения стебля с его функциями. | Знать передвижение веществ по стеблю и взаимосвязи строения стебля с его функциями. | Лекция | Индивидуальный | | |
8/44. | Прорастание семян. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с условиями прорастания семян,зависимостью этого процесса от факт оров окружающей среды;сформировать зна ния,необходимые для правильного посева семян,о росте и питании проростков. | Знать условия прорастания семян, зависимость этого процесса от фа кторов окружающей среды; прави ла посева семян, рост и питание проростков. | Лекция | Индивидуальный | | |
9/45. | РКЭкскурсия «Зимние явле ния в жизни растений». | Поиск | Познакомить уч-ся с обликом деревьев и кус тарников зимой,их характерными особеннос тями (форма кроны,окраска коры,ветвление, расположение почек),с приспособлениями ра стений к зимним условиям;развить умения уч-ся проводить самостоятельные наблюден ия в природе;продолжить работу по эстетиче скому и экологическому воспитанию уч-ся. | Знать облик деревьев и кустарник ов зимой,их характерные особенн ости(форму кроны,окраску коры, ветвление,расположение почек), приспособления растений к зимн им условиям;уметь проводить са мостоятельные наблюдения в при роде. | Практика | Груп пов ой | | |
10/46 | Растительный организм как единое целое. | Усвоения новых знаний | Систематизировать знания уч-ся о взаимосвя зи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию,что ра стение-целостный организм,в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. | Знать взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организ ме,что растение-целостный орган изм,в котором все процессы жизне деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. | Лекция | Индивидуальный | | |
11/47 | Способы раз множения рас тений. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся со способами размножен ия растений;сформировать понятия:«половое, бесполое,вегетативное размножение»,«гаме та»,«зигота»,«сперматозоид»,«спермий»,«яй цеклетка»;продолжить формирование умении я работать с учебником. | Знать способы размножения расте ний;понятия:«половое,бесполое,ве гетативное размножение»,«гаме та»,«зигота»,«сперматозоид»,«спе рмий»,«яйцеклетка»;уметь работа ть с учебником. | Практика Беседа | Груп пов ой | | |
12/48 | Размножение споровых растений. | Углубления в тему | Познакомить уч-ся с размножением споров ых растений;сравнивая размножение водоро слей,мхов и папоротников,подвести уч-ся к выводу о родстве и единстве происхождения | Знать размножение споровых рас тений;сравнивать размножение водорослей, мхов и папоротник ов;уметь делать вывод о родстве и единстве растений. | Беседа | Фронтальный | | |
13/49 | Размножение голосеменных растений. | Углубления в тему | Познакомить уч-ся с размножением голосем енных растений;показать преимущество сем енного размножения перед споровым. | Знать размножение голосеменных растений;преимущество семенно го размножения перед споровым. | Лекция | | | |
14/50 | Вегетативное размножение покрытосеменных расте ний. | Углубления в тему | Познакомить уч-ся со способами вегетативн ого размножения покрытосеменных растен ий;показать роль вегетативного размножен ия в природе и сельскохозяйственном производстве. | Знать способы вегетативного разм ножения покрытосеменных расте ний;роль вегетативного размноже ния в природе и сельскохозяйстве нном производстве. | Лекция | Индивидуальный | | |
15/51 | Оплодотворение у покры тосеменных растений. | Углубления в тему | Познакомить учащихся с особенностями пол ового размножения у покрытосеменных рас тений и образованием у них семян и плодов. | Знать особенности полового разм ножения у покрытосеменных рас тений и образование у них семян и плодов. | Лекция | | | |
16/52 | Способы опы ления покры тосеменных растений. | Углубления в тему Обобщения | Познакомить учащихся со способами опыле ния цветковых растений,приспособлениями растений к различным способам опыления; значением опыления в жизни растений. | Знать способы опыления у цветко вых растений,приспособления рас тений к различным способам опы ления;значение опыления в жизни растений. | Беседа | тест Груп пов ой | | |
Тема VI. Классификация растений. 6 ч. |
1/53. | Основы клас сификации растений. | Введение в тему | Дать первоначальные представле ния о клас сификации растений;познакомить с основны ми систематическими группами растений;сф ормировать у учащихся умение распознавать однодольные и двудольные растения. | Знать классификацию растений; основные систематические груп пы растений;распознавать однодо льные и двудольные растения. | Лекция | | | |
2/54. | Деление пок рытосеменных растений на классы и семейства. | Усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с признаками растений классов двудольных и однодольных; сформи ровать понятия о семействах покрытосеменн ых растений,о многообразии цветковых рас тений и их хозяйственном значении. | Знать признаки растений классов двудольных и однодольных; поня тия о семействах покрытосеменн ых растений,о многообразии цве тковых растений и их значении. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/55. | Семейство Крестоцветные (Капуст ные). Р /К | Поиск | Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства крестоцветн ых;показать хозяйственное значение этих ра стений;научить составлять морфологическое описание растений. | Знать отличительные признаки ра стений семейства крестоцветных; хозяйственное значение этих рас тений;составлять морфологическ ое описание растений. | Исследования | Груп пов ой | | |
4/56. | Семейство Ро зоцветные и Пасленовые. | Углубления в тему | Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветных и пасленовых;показать значения растений эт их семейств для человека;продолжить форм ировать умение составлять морфологическое описание растения. | Знать отличительные признаки ра стений семейств розоцветных и пасленовых;значения растений эт их семейств для человека;составл ять морфологическое описание растения. | Лекция | Индивидуальный | | |
5/57. | Семейство Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астро вые). Р К | Углубления в тему | Познакомить учащихся с многообразием и от личительными признаками растений семейст в мотыльковых и сложноцветных; показать значение растений этих семейств в природе и жизни человека; продолжить формирование умений делать морфологическое описание и распознавать цветковые растения. | Знать многообразие и отличитель ные признаки растений семейств мотыльковых и сложноцветных; значение растений этих семейств в природе и жизни человека;дела ть морфологическое описание и распознавать цветковые растения | Беседа | Фронтальный | | |
6/58. | Класс Однод ольные. Сем ейства Лиле йные и Злаки (Мятлико вые) РК | Углубления в тему Обобщения | Познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семе йств лилейных и злаков, их биологическими особенностями;продолжить работу по форми рованию умения распознавать цветковые рас тения,определять их систематическое полож ение. | Знать отличительные признаки и многообразие растений семейств лилейных и злаков,их биологичес кие особенности;распознавать цв етковые растения, определять их систематическое положение. | Беседа | тест Груп пов ой | | |
Тема VII. Природные сообщества. 6 ч. |
1/59. | Основные эко логические факторы. | Введения в тему | Сформировать понятие об экологических фа кторах;показать влияние экологических факт оров на растения; подвести учащихся к выво ду о взаимосвязях в природе. | Знать понятие экологические фак торы; влияние экологических фак торов на растения; взаимосвязи в природе. | Беседа | Фронтальный | | |
2/60. | Характеристи ка основных экологических факторов. | Углубления в тему | Познакомить учащихся с основными экологи ческими группами растений;выявить особен ности строения растений разных экологичес ких групп. | Знать основные экологические гр уппы растений;особенности строе ния растений разных экологическ их групп. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/61. | Растительные сообщества. | Углубления в тему | Сформировать у учащихся понятие о растит ельном сообществе;познакомить с типами ра стительных сообществ;раскрыть понятия «ра стительность» и «типы растительности». | Знать понятие о растительном соо бществе;типы растительных сооб ществ;понятия «растительность» и «типы растительности». | Лекция | Индивидуальный | | |
4/62. | Взаимосвязи в растительно м сообществе | Углубления в тему | Показать приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе;дать представление о развитии и смене природн ых сообществ. | Знать приспособленность органи змов к совместному проживанию в сообществе; развитие и смену природных сообществ. | Лекция | Индивидуальный | | |
5/63. | Экскурсия РК «Природное сообщество и влияние на не го деятельнос ти человека». | Экскурсия | Познакомить учащихся с многообразием ди корастущих цветковых растений края,их при способленностью к обитанию в сообществе; закрепить умения школьников распознавать виды растений изученных семейств;соблюда ть правила поведения в природе;продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся;показать влияние деят ельности человека на природное сообщество | Знать многообразие дикорастущ их цветковых растений края,прис пособленность к обитанию в сооб ществе;влияние деятельности чел овека на природное сообщество; уметь распознавать основные ви ды растений;соблюдать правила поведения в природе. | Практика | Груп пов ой | | |
6/64. | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества». | Обобщения | Систематизировать и обобщить материал, из ученный в теме«Природные сообщества»;пр оверить умения объяснять взаимосвязь стро ения растения с условиями среды обитания, раскрывать многогранные связи организмов в сообществе,обосновывать значение природ оохранной деятельности человека для сохра нения и умножения растительного мира. | Знать материал,изученный в теме «Природные сообщества»; уметь объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обит ания, раскрывать многогранные связи организмов в сообществе,зн ачение природоохранной деятель ности человека. | Беседа | тест Груп пов ой | | |
Тема VIII. Развитие растительного мира. 4 ч. |
1/65. | Многообразие растений и их происхож дение. | Введения в тему | Обобщить знания учащихся о многообразии растений;познакомить с методами изучения древних растений;подвести учащихся к выво ду об изменении и развитии растительного мира;научить их доказывать,что многообраз ие растительного мира-результат длительно го исторического развития. | Знать многообразии растений;мет оды изучения древних растений; подвести учащихся к выводу об из менении и развитии растительно го мира;уметь доказывать истори ческое развитие. | Беседа | | | |
2/66. | Основные этапы разви тия раститель ного мира. | Углубления в тему | Познакомить учащихся с основными этапа ми развития растительного мира; показать, как усложнялись растения в процессе истори ческого развития и подвести к выводу о том, что усложнение строения растений связано с изменяющимися условиями обитания. | Знать основные этапы развития растительного мира; как усложня лись растения в процессе истори ческого развития и, что усложне ние строения растений связано с изменяющимися условиями обит ания. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/67. | Влияние хозя йственной де ятельности че ловека на рас тительный мир. | Углубления в тему | На конкретных примерах показать положи тельное и отрицательное влияния деятель ности человека на жизнь растений; позна комить учащихся с основными направления ми охраны растительного мира. | Знать положительное и отрицате льное влияния деятельности чело века на жизнь растений;основные направления охраны растительно го мира. | Лекция | Индивидуальный | | |
4/68. | Заключительный урок по курсу. Летние задания. | Обобщения | Подвести итоги изучения биологии в 6 клас се; раскрыть содержание и методы выполне ния летних заданий. | Знать содержание и методы выпо лнения летних заданий. | Беседа | Фронтальный | | |