СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богатыри русской земли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будет полезен конспект при изучении темы Былинные богатыри по ФГОС ДО.

Просмотр содержимого документа
«Богатыри русской земли»

«Богатыри русской земли»


Конспект открытого занятия для средней группы.

Цели:

  • формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;  

  • приобщение детей к истокам русской народной культуры;

  • воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им;

  • закрепление знаний о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.

Предварительная работа:        

  • чтение отрывков из былин о русских богатырях;

  • Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке  А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».  

  • Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.

  • Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Материалы:

  • репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»;

  • пословицы о воинской доблести, о Родине;

  • аудиозапись песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», фоновая музыка;

  • учебная презентация «Богатыри земли русской»;

  • Кукла на руку Марья-царевна;

  • Сюрпризный момент: раскраски, пирожки.

Пополнение словарного запаса: 

Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга,  шлем, бармица);  оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, тетива, налучье, колчан, палица, булава). 

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети в костюмах богатырей входят в группу под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила» и садятся на стулья, стоящие полукругом.

 Сообщение темы.



Сл. 1

Воспитатель: Ребята, мы с Вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.

Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Сл. 2.

Воспитатель: Родина – значит родная, как мама и папа. Это огромная, красивая и богатая страна.

Сл.3

Воспитатель: Давным-давно более 1000 лет назад на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Еще тогда было основано наше государство и называлось оно Русь.

Сл. 4.

Воспитатель: На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди, называли их богатырями.

Воспитатель: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал сказки и былины. Былина - это то, что когда-то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей в давние времена.

Сл. 5.

Воспитатель: Богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину, на ней изображены самые известные и любимые русские богатыри: это Добрыня Никитич на белом коне, Илья Муромец на черном коне и Алеша Попович на коричневом коне.

Воспитатель: Стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. И цель у них одна – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на доспехи и оружие богатырей. Доспехи – это специальная одежда, которая защищала богатырей от оружия.

Сл.6

Воспитатель: Вот это рубашка, такую не шьют, ее из колечек железных плетут, называется она кольчуга. Кольчуга защищала грудь и спину богатырей.

Сл. 7.

Воспитатель: Ну а для защиты головы воины надевали железную шапку с острым концом – это шлем, а шею защищала бармица, которую тоже плели из железных колечек.

Сл.8.

Воспитатель: Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит). Щитом богатыри укрывались от ударов копья, лука, стрелы, пики, меча.

Воспитатель: Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Что это… (Меч) Сл.9


Сл.10.

Воспитатель: Так же в бою богатыри использовали такое оружие как: лук и стрелы, копье, железную палицу.

Сл. 11.

Воспитатель: Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели стать богатырями? Давайте же проверим вашу выносливость.
Мы устали, засиделись 
Нам размяться захотелось. 
То на стену посмотрели, 
То в окошко поглядели. 
Вправо, влево поворот, 
А потом наоборот. 


Приседанья начинаем, 
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз 
Приседать не торопись. 
И в последний раз присели, 
А теперь на место сели. 
У нас в группе – молодцы! 
Как один все – удальцы!


Сл.12

Воспитатель:  Ой, ребята, смотрите, почтовый голубь принес нам письмо. Написано – в детский сад, богатырям, а написала это письмо Марья-царевна.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядели русские красавицы в древней Руси, они носили рубаху, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом, голову покрывали платком, волосы заплетали в косы, любили украшения в виде бус и браслетов.

Воспитатель: Ребята, а письмо то говорящее: «Похитил меня Змей-Горыныч, и спасти меня могут только богатыри».

Воспитатель: Ну что отправимся в путь Марью-царевну выручать? Путь у нас дальний, нелёгкий, нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?

Воспитатель: Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Сл.13.

Воспитатель: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Смотрите, вот и у нас на дороге стоит такой камень, а на нём написано:

Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь

А прямо пойдешь
Ждет тебя богатырская Слава.

Воспитатель: Мы же с вами смелые и сильные? Тогда наш путь прямо за Славой!

(Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Сл. 14

Голос:

(Задание 1)

Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Сл.15

Голос:

(задание 2)

Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.

Воспитатель: Ну а чтобы, нам быть сильными и справиться с этим заданием, нам нужно подкрепиться, какая любимая еда богатырей? (Каша)
сл.16

«Варим кашу» (поется песня с имитацией движений)

Сл.17 .

Голос:

(задание 3)

Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно оружие свое найти.

(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, каким же оружием пользовались богатыри?

Сл.19

Голос:

(задание 4)

Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не найти!
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
(Песня «Богатыри» 1 куплет).

Собирайся ка дружина – Эх! (хором)

Молодцов и удальцов – Эх! (хором)

Наша мощь несокрушима – Эх! (хором)

Одолеем всех врагов – Эх! (хором)

Родину свою защитим, защитим! (показываем руками)

Родину свою отстоим, отстоим! (показываем руками)

На кого не посмотри, как один богатыри, (показываем силу, согнув руки в локтях)

Сильные, могучие богатыри – Эх! (хором)

СЛ.20

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, что это за музыка звучит, это кто-то к нам спешит. Это же Марья-царевна.

Марья-царевна: Ребята, Змей Горыныч услыхал вашу песню, испугался и отпустил меня. Вот вы и Змея победили, и меня освободили! Спасибо Вам!

Девицы-красавицы и молодцы богатыри Вы все сегодня  проявили свою смелость, храбрость и смекалку. А что вы из сегодняшней беседы запомнили? Кто же такие богатыри?

Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?

Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?

Дети, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать? А какое оружие?

Воспитатель: Молодцы, ребята внимательно слушали, правильно отвечали. И мы вам приготовили небольшой сюрприз, раскраски про богатырей русских.

Марья-царевна: Ребята, ну а от меня вам пирожки сладкие да румяные, угощайтесь!

Будьте сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любите свою родную землю, свой народ.

Защищайте свою Родину, берегите её. Защищайте слабых, бедных, стариков и детей.

Воспитатель: А преданья старины,
Забывать мы не должны 
Слава русской стороне! 
Слава русской старине!


Используемая литература: www.nsportal.ru