1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Дмитриевна и сегодня урок у вас проведу я. Сейчас у нас весна, а я предлагаю вам перенестись в жаркое лето! Представьте, что мы гуляем по зеленому лугу, слушаем пение птиц, ласковое солнышко согревает нас своими лучами. Ой, посмотрите вниз! На стебельке травы сидит маленькое существо. Отгадайте, кто это: Надевает эта крошка Платье красное в горошек И летать умеет ловко Это … (божья коровка). -Во всех традициях Божья коровка выступает как символ удачи и благих вестей, а также символ благодати, доброты, прощения. Наши предки считали, что божья коровка живет на небесах и лишь время от времени спускается с небес для того, чтобы передать человеку волю божью. - Как она выглядит? - А вы знали как божья коровка помогает растениям? Она ест тлю и не даёт её сгрызть все листики и цветочки у кустиков - Конечно, забрать ее домой нельзя, но мы сегодня сделаем аппликацию, которая будет и сейчас напоминать нам о летних теплых днях. | Обучающиеся приветствуют учителя. Дети отгадывают загадку. Дети описывают внешность божьей коровки. Предполагаемые ответы: - маленькая, красные или оранжевые крылышки с чёрными точками на них, маленькие усики, шесть лапок. | |
2. Актуализация знаний. | - Проверим, готовность рабочего места. У вас на столе должны находиться: клей, ножницы, простой карандаш, цветная бумага и картон. - Что нам нужно, чтобы выполнить поделку в технике «аппликация»? Что мы должны помнить при работе с бумагой? Для разметки деталей сегодня мы будем использовать шаблоны. Вспомните, как надо располагать шаблоны на листе бумаги? | Учащиеся проверяют готовность рабочего места к занятию. Предполагаемые ответы: - легко сминается, рвётся, легко режется ножницами, Предполагаемые ответы: - размечать детали нельзя на лицевой стороне, чтобы не оставались следы от карандаша, не располагать шаблон в центре листа, а сдвигать его к краю, так, чтобы экономить бумагу. | |
3. Постановка цели занятия. | Посмотрите, какую поделку я предлагаю вам выполнить сегодня на занятии (Слайд). - Что у вас должно получиться в конце занятия? - Как мы должны работать, чтобы у нас всё получилось? | Учащиеся рассматривают слайд и образец поделки, проводят первичный анализ предлагаемой поделки. Предполагаемые ответы: - открытка «Божья коровка», выполненная в технике аппликации. Предполагаемые ответы: - внимательно, аккуратно, дружно. | |
4. Открытие новых знаний. | - Как вы думаете, бумага какого цвета нам сегодня понадобится? Почему? - Какого цвета может быть божья коровка? Коровки бывают разные: Оранжево - жёлтые, красные, Как пуговки, в чёрную крапинку, На травке, как красные капельки… - Выбирайте, какого цвета будет именно ваша божья коровка. - Внимательно рассмотрите рисунок. Как вы думаете, сколько деталей нам понадобится для создания подобного жука? - Перед вами лежат шаблоны. - Почему круги разного размера? - Как вы думаете, для чего нам понадобиться самый большой круг? - Сколько больших заготовок для крыльев нам надо вырезать? - Как вы будете их вырезать? - Сколько раз вам придётся обвести шаблон? - Посмотрите, как это делаю я (демонстрация приема учителем). - Попробуйте теперь сами применить этот приём, используя розданные мной круги? Сколько одинаковых деталей у вас получилось? У кого получилось больше всех? - Какого цвета будут другие заготовки? - Сколько чёрных кругов маленького и среднего размера нам надо вырезать? Надо ли в этом случае складывать бумагу пополам Рассмотрим по этапам, как теперь нам надо собрать детали. - Как вы думаете, с чего мы начнём? - Приклеиваем чёрный большой круг на картон. Клей наносим так, чтобы он не выступал при приклеивании. - Рассмотрите рисунок № 1. Что надо сделать с маленьким чёрным кругом? Правильно. Это голова нашего жука. - Кто объяснит, как надо расположить туловище и голову жука относительно друг друга? - Рассмотрите рисунок на слайде. - Объясните, как из круга получить два крылышка? - Так мы и сделали бы, если бы крылышки не скрывали в себе маленький сюрприз, о котором я скажу чуть позже. А сейчас я складываю каждую заготовку крылышка пополам. - Кто хочет выйти ко мне и попробует показать, как должны располагаться крылышки. Помните, что они скрывают пробелы между головой и туловищем. Молодцы! - А почему крылышки располагаются именно так? Что делает наша божья коровка? - А кто попробует показать жука, который будет просто ползать? Кто из вас захочет сделать такую божью коровку? - Объясните, как надо приклеить получившиеся крылья. - Проверьте свои предположения, глядя на рисунок № 2 в технологической карте. | На основе личных впечатлений, прослушав стихотворение, дети выбирают бумагу, необходимую для выполнения поделки. Предполагаемые ответы: - с красными или оранжевыми крылышками. Учащиеся проводят анализ поделки. Предполагаемые ответы: это 3 круга разного размера. Предполагаемые ответы: - голова, туловище, два крыла. Предполагаемые ответы: - для изготовления крыльев; - надо вырезать два круга; - обведём по шаблону - обвести 2 раза, т.к. нужно два крылышка; - чтобы одновременно вырезать несколько одинаковых заготовок, надо сложить подходящей ширины и длины лист несколько раз. Учащиеся слушают учителя и наблюдают за его действиями, знакомятся с наиболее рациональным способом вырезания одинаковых по форме и размеру заготовок. Учащиеся самостоятельно выполняют «пробное» вырезание. Предполагаемые ответы: - чёрные или коричневые; - один маленький и один средний круг; - нет, т.к. круги разного размера и нужны в одном экземпляре. Учащиеся с помощью учителя проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте. Предполагаемые ответы: сначала определим место расположения божьей коровки на листе картона: в центре, в углу… Дети приклеивают круг на картон. Предполагаемые ответы: - сложить круг пополам; - заготовка головы только касается туловища, и они не заходят друг на друга. Учащиеся проводят дальнейший анализ поделки по технологической карте. Предполагаемые ответы: - надо взять один круг и разрезать пополам Складывают каждый круг пополам. Дети моделируют различное расположение крылышек относительно туловища на магнитной доске. Предполагаемые ответы: - взлетает с цветка или только что села на травинку и складывает свои крылышки. Дети выполняют вариативное моделирование. Предполагаемые ответы: - сложенные крылышки должны соприкасаться так, чтобы получился круг. Дети работают по технологической карте. | |
5. Физкультминутка | Физкультминутка Мы вокруг себя покружились(Дети кружатся.) И в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите мне Ваши головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики - Подул теплый ветерок... Поднял божьих коровок в воздух, и они полетели... - Мы вокруг себя покружились (Дети) И в мальчиков и девочек превратились. | Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем. Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат, кружатся. | |
7. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. | - Вы справились. Но наша божья коровка ещё не готова. Что ещё нам надо сделать? - Подскажите, как лучше нам сделать усики и лапки? Посмотрите на рисунок № 3, пересчитайте количество лапок, обратите внимание на их расположение. Нарисуйте усики и лапки простым карандашом. А теперь сравните свой набросок и набросок своего соседа. Кто увидел ошибку в своей работе? Кто заметил недочёт в работе своего товарища и помог исправить её? - Что ещё нужно нашей божьей коровке? Божью Коровку можно поймать Черные точки пересчитать. Раз, два, три... Не успела! Божья коровка моя улетела! - А у нашей божьей коровки сколько точек? - Сколько маленьких кружочков надо вырезать для спинки? Выполните работу… Сшили обновку божьей Коровке. Божья Коровка не рада обновке! Цветом обновка, точно морковка - Быть, как морковка козявке неловко! Божья коровка вздохнула уныло: " Я - не морковка!" и вдруг уронила, И расплескала на платье чернила... " Ай да обновка! В горошек! Как мило!" - Поместите точки на крыльях симметрично, так как мы учились на прошлом занятии. - Ну а теперь сюрприз от нашей божьей коровки. Это не просто жук – это посланник. Божья коровка передаст на своих крыльях тёплые слова тем, кого вы захотите порадовать. Раскройте крылышки, напишите или нарисуйте своё послание дорогому человеку! | Дети слушают учителя и рассматривают слайд. Предполагаемые ответы: - давайте их нарисуем Дети рассматривают рисунок и рисуют лапки и усики. Работа в парах. Сравнивают своё изделие с образцом, проводят при необходимости коррекцию работ. Глаза и точки. Считают, отвечают. Учащиеся, используя навыки, полученные на предыдущем занятии, выполняют симметричную аппликацию. Дети аккуратно записывают на «крылышках» поздравления для близких людей. | |