Методическая разработка урока на тему "Жизнь и научная деятельность Чарлза Дарвина".
Формой учебно-воспитательного мероприятия выбрана интелектуальная игра "Брейн-ринг"
Игра обеспечивает состязательность между многими учениками. Состязание межд командами приводит к преодалению конфликта для достижения общей цели, взаимному доверию и доверию к капитану, умению выслушивать каждого члена команды.
Цели и задачи данного мероприятия:
1. Развить умение учеников применять знания на практике;
2. Воспитать уверенность в своих знаниях.
План мероприятия "Брейн-ринг".
1. Этап подготовительный.
- Формирование команд, выбор капитана.
- Выбор жюри.
- Ознакомление с правилами проведения игры.
2. Этап проведения.
Вся игра состоит из трёх туров. Первый тур содержит вопросы из биографии учёного, второй тур содержит вопросы касающиеся его научной деятельности, а третий - содержит задания, требующие творческого подхода.
Вопросы к игре "Брейн-ринг".
1 тур.
1. В каком году родился выдающийся учёный Чарлз Дарвин ?
(в 1809 году).
2. Как отмечал позже Дарвин: "Это путешествие стало важным событием моей жизни и определило всю мою последующую деятельность". А каком путешествии идет речь и на чём оно было совершено?
(Кругосветное плавание на британском военном бриге "Бигль").
3. Назовите число, месяц, год, когда началось и когда закончилось
кругосветное путешествие Чарлза Дарвина на британском военном
бриге "Бигль". Или скажите, сколько времени оно длилось.
(27 декабря 1831 года по 2 октября1836 год).
4. В 1842 году Дарвин делает черновой набросок обьёмом в 35 машинописных страниц. Через 2 года он расширяет рукопись до 230 страниц, но всё ещё не решается её опубликовать. К 1858 году Дарвин исписал уже около 2000 страниц, но так и не смог закончить свой труд. Чему посвещена эта рукопись?
(Черновой набросок теории естественого отбора).
5. Чья статья содержала чрезвычайно сокращённый вариант набросков тех же идей, к которым Дарвин пришёл ещё в 1842 году?
(молодой зоолог Алфред Уоллес).
6. Все 1250 экземпляров первого лондовского издания этой книги разошлись в несколько дней. Чему была посвещена книга написаная Дарвином за 8 месяцев и опубликованая 24 ноября 1859 года?
(Книга посвещена естественному отбору).
7. В 1868 году впервые и в 1875 во второй раз была опубликована его знаменитая двухтомная монография. Сформулируйте её название.
("Изменение домашних животных и культур растений").
8. Назовите третий фундаментальный труд Чарлза Дарвина.
("Происхождение человека и половой отбор").
9. В каком городе Чарлз Дарвин изучал медицину с 1827 по1831 год?
(Эдинбург).
10. Энциклопедическая натура Чарлза Дарвина собирала информацию из разных областей знаний. Поэтому он является не только замечательным путешественником, но и ботаником, зоологом-систематиком, палеонтологом антропологом. Назовите его малоизвестную специальность и специальность в которой он проводил исследования одним из первым.
(1-геолог, 2-один из первых этологов (т.е.занимался поведением)).
11. В конце жизни великий натуралист Чарлз Дарвин сделал такой вывод: "Вряд ли найдутся другие животные, которые играли бы столь большую роль в истории мира, как ..." О каких животных говорил Чарлз Дарвин? (о дождевом черве).
12. В каком году ушёл из жизни выдающийся учёный Чарлз Дарвин?
(1882 г.)
2 тур.
Карточка № 1.
Из книги Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора"
"Борьба за существование неизбежно вытекает из быстрой прогрессии, в которой все органические существа стремятся размножится, каждое существо, в течение своей жизни производящее несколько яиц или семян, должно быть уничтожено в каком-нибудь возрасте своей жизни в какое-нибудь время года, или, наконец, в какие-нибудь случайные годы, иначе в силу принципа размножения в геометрической прогрессии численность его быстро достигла бы таких размеров, что ни одна страна не могла бы прокормить его потомство. Поэтому, так как производится более особей, чем может выжить, в каждом случае должна возникать борьба за существование либо между особями того же вида, либо между особями различных видов, либо с физическими условиями жизни".
Задание к карточке № 1.
Проанализируйте следующие данные:
В 1911 году на острове Сент-Пол у побережья Аляски было завезено 25 северных оленей.
В 1920 г. там обитало уже 300 оленей;
В 1924 г.- 190;
В 1930 г.- 650;
В 1935 г.- 1000;
В 1938 г.- 2000;
В 1950 г. осталось 8 оленей.
Постройте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.
Карточка № 2.
Ч. Дарвин в работе "Происхождение видов..." о термине "борьба за существование" пишет, что применяется этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а так же включая (что ещё важнее) не только жизнь одной особи, но и успех её в оставлении после себя потомства. Про двух животных из рода cams в период голода можно сказать, что они борются друг с другом за пищу и жизнь. Но и за растения на окраине пустыни так же говорят, что они ведут борьбу за жизнь против засухи, то есть зависят от влажности. Про растение, ежегодно производящее 1000 семян, из которых в среднем вызревает лишь одно, ещё вернее можно сказать, что оно борется с растениями того же рода и других родов, растущими вокруг и уже покрывающими почву. Омела зависит от яблони и ещё нескольких деревьев, но было бы натяжкой говорить о её борьбе с ними потому только, что если слишком много этих паразитов вырастет на одном дереве, оно погибнет. Но про несколько сеянок омелы, растущих на одной же ветви, можно сказать, что они ведут борьбу друг с другом. Так как омела рассеивается птицами, её существование зависит от них, и, можно сказать, что она борется с другими растениями, приносящими плоды тем, что привлекает птиц пожирать её плоды и таким образом разносить её семена.
Задание к карточке № 2.
Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:
1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок животного.
2. Плодами питаются птицы.
3. Всходами питаются травоядные животные.
4. Топчут люди, автомашины, тракторы.
5. Мешают другие более высокие растения (пырей, крапива, кустарники и деревья). Они затеняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром.
6. Сами одуванчики конкурируют друг с другом.
7. Семена погибают в пустынях и Антарктике, на скалах.
8. Семена погибают, если упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия.
9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи.
10. Растения гибнут от болезней.
Опредилите, к каким формам борьбы за существование они относятся.
(Подсказка: 3 формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с условиями неживой природы.)
Карточка № 3.
Ч. Дарвин "Происхождение видов путём естественного отбора..."
"Не следует упускать из виду, как бесконечно сложны и как тесно переплетены взаимоотношения всех организмов друг с другом и с физическими условиями жизни, а отсюда понятно, как бесконечно разнообразны те различия в строении, которые могут оказаться полезными всякому существу при меняющихся условиях жизни.
Можно ли (...) считать невероятным, чтобы изменения, полезные в каком-нибудь отношении для существ в их великой и сложной жизненной битве, появлялись в длинном ряде последовательных поколений? Но если такие изменения появляются, то можем ли мы (помня, что родится гораздо более особей, чем сколько может выжить) сомневаться в том, что особи, обладающие хотя бы самым незначительным преимуществом перед остальными, будут иметь больше шансов на выживание и продолжение своего рода? С другой стороны, мы можем быть уверены, что всякое изменение, сколько-нибудь вредное, будет неукоснительно подвергаться истреблению! Сохранение благоприятных индивидуальных различий и изменений и уничтожение вредных я назвал Естественным отбором или Переживанием наиболее приспособленных.
Задание к карточке № 3.
Формы естественного отбора.
1. Движущая, стабилизирующая, дизруптивная.
2. Обеспечивает:
- приспособление различных группировок особей в популяции к разным комплексам условий среды.
- сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования.
- приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания.
3. Элиминируются:
- особи с двумя крайними проявлениями данного признака.
- особи со средним и одним из крайних проявлений признака
- особи со средним проявлением признака.
4. Выживают и размножаются :
- особи со средним проявлением данного признака.
- особи с другим крайним проявлением признака.
- выживают особи, имеющее любое из двух крайних проявлений данного признака.
Тур 3.
1. Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль".
Меня очень занимали разнообразные уловки, к которым он прибегал, стараясь остаться незамеченным; он, казалось, вполне понимал, что я подстерегаю его. Некоторое время он лежал без движения, потом, крадучись, точно кошка за мышкой, подвигался на дюйм или на два, время от времени он изменял свой цвет; действуя таким образом, он добрался до более глубокого места и тут внезапно рванулся вперёд, оставляя за собой густую завесу чернил, чтобы скрыть нору, в которую он уполз. (спрут).
2. Чарлз Дарвин писал: "Даже предположение о том, что это могло быть выработано естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым". Так о чём же говорил Дарвин? (Человеческий глаз).
3. Ч. Дарвина очень мучила его неспособность продемонстрировать эволюцию хотя бы одного вида. Поэтому Ястров в своей книге Red Giants and White Dwarfs (Красные гиганты и белые карлики) написал "У него под рукой был пример, который, если бы он знал о нём, обеспечил бы его небходимым доказательством. Это был чрезвычайно редкий случай". О ком шла речь?
(Пяденица берёзовая).
4. Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль".
Когда мне случалось свесить голову фута на 2 над скалистым берегом, меня не раз обдавала снизу струя воды, которой сопутствовал слабый скрипучий звук. Сначала я не мог понять, что бы это могло быть, но потом выяснил. Он способен довольно верно прицеливаться, направляя соответствующим образом трубку, или сифон, находящийся на нижней стороне тела. Ползать по суше эти животные могут лишь с трудом, потому что им тяжело нести голову.
(спрут).
5. "Многие из них столь удивительны, что их развитие, вероятно, покажется читателю затруднением, достаточным для ниспровержения моей теории. Я могу здесь заранее сказать, что не занимаюсь вопросом об их происхождении, как не занимался и вопросом о происхождении самой жизни", -- писал Дарвин. Он,
очевидно, считал, что это является неразрешимой проблемой.
О чём так говорится в рукописи учёного?
(Умственные способности или же инстинкт).
6. В предисловии к какому столетнему изданию труда Дарвина У. Р. Томпсон сказал: "Факты и толкования, на которые полагался Дарвин, сегодня уже перестают убеждать. Длительные исследования по наследственности и генетической изменчивости подорвали дарвинскую позицию".
(труд: "Происхождение видов").
Итоги игры "Брейн-ринг".
1. В первом туре ребята отвечают на 12 вопросов то есть игра даёт возможность набрать 6 баллов, чтобы перейти в следующий тур.
2. Второй тур предлагает всего 3 задания, но на сообразительность. Для этого даётся 5 минут времени. Игра ведётся до тех пор пока не определится победитель. Третье задание зачитывается в том случае, если между командами после 2-х заданий равное количество баллов.
3. В третьем туре игра идёт до набора командой 3-х баллов.
4. В конце игры подводятся итоги и поощеряются победители.
v