СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бронзовый век. Особенности, находки, влияние на общество (10-класс, История Кыргызстана)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бронзовый век. Особенности, находки, влияние на общество (10-класс, История Кыргызстана)»

Бронзовый век. Особенности, находки, влияние на общество

Бронзовый век. Особенности, находки, влияние на общество

План Андроновская культура Чусткая культура Ошское городище

План

  • Андроновская культура
  • Чусткая культура
  • Ошское городище
Бронзовый век - историко-культурный период широкого распространения и использования орудий труда, предметов быта и оружия из бронзы в жизнедеятельности человеческого общества. Начавшись в 3-м тысячелетии до н. э., бронзовый век достиг своего расцвета во 2-м и завершился в начале 1-го тысячелетия до н. э. В большинстве стран Европы и Азии широко развивалось животноводство. На смену организации рода по линии матери (матриархат) пришел патриархат. Уже на первых этапах бронзового века оседлые земледельческие племена на юго-западе Центральной Азии достигли больших успехов в производстве и использовании бронзы. Многочисленные находки изделий и орудий из бронзы в окрестностях нынешних населенных пунктов Садовое и Сокулук в Чуйской долине, в ущелье Шамши (Кочкорская долина) свидетельствуют о бурном расцвете бронзового века на территории Кыргызстана в XII-VIII вв. до н. э.
  • Бронзовый век - историко-культурный период широкого распространения и использования орудий труда, предметов быта и оружия из бронзы в жизнедеятельности человеческого общества. Начавшись в 3-м тысячелетии до н. э., бронзовый век достиг своего расцвета во 2-м и завершился в начале 1-го тысячелетия до н. э.
  • В большинстве стран Европы и Азии широко развивалось животноводство. На смену организации рода по линии матери (матриархат) пришел патриархат.
  • Уже на первых этапах бронзового века оседлые земледельческие племена на юго-западе Центральной Азии достигли больших успехов в производстве и использовании бронзы. Многочисленные находки изделий и орудий из бронзы в окрестностях нынешних населенных пунктов Садовое и Сокулук в Чуйской долине, в ущелье Шамши (Кочкорская долина) свидетельствуют о бурном расцвете бронзового века на территории Кыргызстана в XII-VIII вв. до н. э.
Инвентарь андроновской культуры: 1 - металлический серп, 2 - металлический нож, 3-4 - ножи, 5 - металлическое копье, 6-7 - топоры, 8-9 - топоры-кельты, 10-27- украшения, 28-30 - керамика.

Инвентарь андроновской культуры:

1 - металлический серп,

2 - металлический нож,

3-4 - ножи, 5 - металлическое копье,

6-7 - топоры,

8-9 - топоры-кельты,

10-27- украшения,

28-30 - керамика.

       1. Андроновская культура   Родо-племенные общины, населявшие Центральный Тенир-Тоо, Иссык-Куль, Чуйскую и Таласскую долины, занимались кочевым скотоводством, которое в той или иной степени сочеталось с земледелием и охотой. Люди этой эпохи находились во взаимосвязи с народами и племенами, населявшими просторы Казахстана и Южной Сибири. Сходство обнаруженных в этих регионах памятников производственно-хозяйственной деятельности и культуры позволило объединить и отнести эти племена к представителям андроновской культуры, получившей название от села Андроново, расположенного недалеко от г. Ачинска в Сибири, где были впервые в 1914 г. обнаружены памятники этой культуры.

1. Андроновская культура

  • Родо-племенные общины, населявшие Центральный Тенир-Тоо, Иссык-Куль, Чуйскую и Таласскую долины, занимались кочевым скотоводством, которое в той или иной степени сочеталось с земледелием и охотой. Люди этой эпохи находились во взаимосвязи с народами и племенами, населявшими просторы Казахстана и Южной Сибири.
  • Сходство обнаруженных в этих регионах памятников производственно-хозяйственной деятельности и культуры позволило объединить и отнести эти племена к представителям андроновской культуры, получившей название от села Андроново, расположенного недалеко от г. Ачинска в Сибири, где были впервые в 1914 г. обнаружены памятники этой культуры.
В результате тщательных исследований на территории республики археологами был обнаружен ряд жилищ, захоронений, наскальных рисунков андроновской культуры. Так, близ села Беловодское в Чуйской долине была раскопана жилая постройка, датируемая XVIII-XV вв. до н. э., а обнаруженные в Аламудуне, Александровке, Джайылме и Кайынды исторические памятники относятся уже к XII- IX вв. до н. э.
  • В результате тщательных исследований на территории республики археологами был обнаружен ряд жилищ, захоронений, наскальных рисунков андроновской культуры.
  • Так, близ села Беловодское в Чуйской долине была раскопана жилая постройка, датируемая XVIII-XV вв. до н. э., а обнаруженные в Аламудуне, Александровке, Джайылме и Кайынды исторические памятники относятся уже к XII- IX вв. до н. э.
Основным видом занятий племён андроновской культуры было скотоводство. Для андроновцев было характерно одновременное существование двух разных погребальных обрядов — трупосожжение и захоронение умерших. Своеобразным отражением социально-бытовой жизни людей той эпохи является наскальное искусство - изображения, высеченные на горных скалах, в пещерах и т. д. В основном они сосредоточены в так называемой «картинной галерее» урочища Саймалуу-Таш, расположенного западнее реки Когарт в Тогуз-Тороузском район.
  • Основным видом занятий племён андроновской культуры было скотоводство.
  • Для андроновцев было характерно одновременное существование двух разных погребальных обрядов — трупосожжение и захоронение умерших.
  • Своеобразным отражением социально-бытовой жизни людей той эпохи является наскальное искусство - изображения, высеченные на горных скалах, в пещерах и т. д. В основном они сосредоточены в так называемой «картинной галерее» урочища Саймалуу-Таш, расположенного западнее реки Когарт в Тогуз-Тороузском район.
2. Чусткая культура На юге Кыргызстана, в Ферганской долине в это время формировалась другая культура - культура оседлых земледельческих племён. Учёные - археологи назвали ее чустской культурой (впервые стоянка людей этой культуры была обнаружена в селе Чуст Наманганской области Узбекистана).

2. Чусткая культура

  • На юге Кыргызстана, в Ферганской долине в это время формировалась другая культура - культура оседлых земледельческих племён. Учёные - археологи назвали ее чустской культурой (впервые стоянка людей этой культуры была обнаружена в селе Чуст Наманганской области Узбекистана).
Основным видом хозяйственной деятельности чустских племен являлось земледелие - они выращивали пшеницу, ячмень, овёс, просо. Эта культура характеризовалась более высоким уровнем ремесленного производства по сравнению с андроновской, однако скотоводство являлось второстепенным занятием. Для уборки урожая использовались бронзовые и каменные серпы. Древние каменные серпы, изготовленные в Фергане, были обнаружены на Иссык-Куле, в Ноокате, а также в Восточном Туркестане. Зерно хранили в ямах, выкопанных в жилище. В некоторые из них вмещалось до тонны зерна.
  • Основным видом хозяйственной деятельности чустских племен являлось земледелие - они выращивали пшеницу, ячмень, овёс, просо. Эта культура характеризовалась более высоким уровнем ремесленного производства по сравнению с андроновской, однако скотоводство являлось второстепенным занятием. Для уборки урожая использовались бронзовые и каменные серпы.
  • Древние каменные серпы, изготовленные в Фергане, были обнаружены на Иссык-Куле, в Ноокате, а также в Восточном Туркестане. Зерно хранили в ямах, выкопанных в жилище. В некоторые из них вмещалось до тонны зерна.
Типичные чустские поселения были обнаружены близ современных Узгена, Куршаба, Нооката и в др. местностях. Наиболее изученным является поселение на склоне Сулайман-горы в г. Ош. В социальном плане в недрах племён чустской культуры также росло неравенство, которое проявлялось в противоречиях между разбогатевшей знатью и простыми земледельцами.
  • Типичные чустские поселения были обнаружены близ современных Узгена, Куршаба, Нооката и в др. местностях. Наиболее изученным является поселение на склоне Сулайман-горы в г. Ош.
  • В социальном плане в недрах племён чустской культуры также росло неравенство, которое проявлялось в противоречиях между разбогатевшей знатью и простыми земледельцами.
Представители обеих культур в Кыргызстане обладали европеоидной внешностью и говорили на древнетюркском языке.
  • Представители обеих культур в Кыргызстане обладали европеоидной внешностью и говорили на древнетюркском языке.
3. Ошское городище   Находки из древнего Ошского поселения.

3. Ошское городище

Находки из древнего Ошского поселения.

Ошское городище — одно из самых древних и уникальных свидетельств жизни и быта земледельцев бронзового века на территории Кыргызстана. Самобытный памятник бронзового века на юге нашей республики был открыт случайно. Весной 1976 г. сотрудник Ошского краеведческого музея, проводя трассировку дороги, проходившей по склону Сулайман-горы, обнаружил обнажённый культурный слой, содержавший фрагменты чустской художественной керамики, время изготовления которой соотносимо с бронзовым веком.
  • Ошское городище — одно из самых древних и уникальных свидетельств жизни и быта земледельцев бронзового века на территории Кыргызстана. Самобытный памятник бронзового века на юге нашей республики был открыт случайно. Весной 1976 г. сотрудник Ошского краеведческого музея, проводя трассировку дороги, проходившей по склону Сулайман-горы, обнаружил обнажённый культурный слой, содержавший фрагменты чустской художественной керамики, время изготовления которой соотносимо с бронзовым веком.
Ошское поселение (названное по месту обнаружения) занимало территорию, длина которой была не менее 200 м. В течение трёх лет (1978-1980) здесь тщательно изучались общее расположение городища, характер постройки жилищ, большой набор керамики, каменных орудий и поделок. Древние мастера умели самыми простыми способами передать истинную красоту окружающего мира. Всего из Ошского городища было извлечено более 600 фрагментов расписной посуды.
  • Ошское поселение (названное по месту обнаружения) занимало территорию, длина которой была не менее 200 м. В течение трёх лет (1978-1980) здесь тщательно изучались общее расположение городища, характер постройки жилищ, большой набор керамики, каменных орудий и поделок.
  • Древние мастера умели самыми простыми способами передать истинную красоту окружающего мира. Всего из Ошского городища было извлечено более 600 фрагментов расписной посуды.
Вопросы 1.  Какой период времени охватывает бронзовый век? 2.  Назовите места на территории Кыргызстана, где встречаются памятники андроновской культуры. 3.  Расскажите об основах хозяйства и общественно-политических отношениях людей андроновской культуры. 4.  В каких регионах обнаружены памятники чустской культуры? 5.  В чём особенности и значение Ошского городища? 6.  Расскажите, из каких материалов древние люди делали посуду и как её разукрашивали.

Вопросы

  • 1. Какой период времени охватывает бронзовый век?
  • 2. Назовите места на территории Кыргызстана, где встречаются памятники андроновской культуры.
  • 3. Расскажите об основах хозяйства и общественно-политических отношениях людей андроновской культуры.
  • 4. В каких регионах обнаружены памятники чустской культуры?
  • 5. В чём особенности и значение Ошского городища?
  • 6. Расскажите, из каких материалов древние люди делали посуду и как её разукрашивали.
Домашнее задание Устный опрос параграфа 4.

Домашнее задание

  • Устный опрос параграфа 4.