СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бухгалтерский учет операций на расчетных и специальных счетах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект лекций  по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерский учет операций на расчетных и специальных счетах"

Просмотр содержимого документа
«Бухгалтерский учет операций на расчетных и специальных счетах»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ОМСКИЙ ФИЛИАЛ


Конспект лекций

Бухгалтерский учет операций на расчетных и специальных счетах


по МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учёта активов организации

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

форма обучения очная


Преподаватель: Тимошенко А.Р.

Содержание

1.Виды счетов

2.Перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета

3.Формы расчетов

4.Учет денежных средств на расчетных счетах

5.Учет операций по специальным счетам

1. ВИДЫ СЧЕТОВ В соответствии с действующим законодательством все организации должны хранить временно свободные денежные средства (за исключением наличных денег в кассе в пределах установленного лимита) на счетах в банках. Платежи по обязательствам предприятия с государством и между собой осуществляются, как правило, путем безналичных расчетов. Для этих целей банки открывают организациям (клиентам) следующие счета:

Вид банковского счета

Валюта счета

Цель открытия счета

Расчетный счет

Рубли/иностранная валюта

Для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой

Счета по вкладам (депозитам)

Рубли/иностранная валюта

Для учета денежных средств, размещаемых в кредитных организациях (филиалах) с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств


2. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА.

Чтобы открыть расчетный счет, необходимо представить в банк следующие документы:

  1. заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером организации;

  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

  3. учредительные документы юридического лица;

  4. лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;

  5. карточка с образцами подписей и оттиска печати формы №0401026;

  6. документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете;

  7. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (НК, ст.86);

  8. документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

  9. другие документы по усмотрению кредитной организации.


3. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ

Денежные расчёты между организациями производятся либо наличными деньгами, либо в безналичной форме.


Безналичные расчёты

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с Положением Банка России от 29.06.2021 г. № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Формы безналичных расчетов избираются клиентами самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.


Формы безналичных расчетов

Распоряжения, составляемые организацией

  1. расчеты платежными поручениями

платежное поручение

  1. расчеты по аккредитиву

заявление (распоряжение)

  1. расчеты чеками

заявление, платежное поручение

  1. расчеты инкассовыми поручениями

инкассовое поручение

  1. расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

платежное требование

Вариант1.Заранее данный акцепт плательщика


Вариант2.Получение акцепта плательщика.

  1. расчеты в форме перевода электронных денежных средств

распоряжение в электронной форме


Рассмотрим формы безналичных расчётов.


Расчеты платежными поручениями


Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде или на бумажном носителе и действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.

С
хема 1. Расчеты платежными поручениями

Покупатель

(плательщик)


Поставщик

(получатель)



1



2





3



4


6



Банк

плательщика



Банк

получателя




5



  1. Заключение договора;

  2. Отгрузка товаров, оказание услуг, сдача работ;

  3. Передача поручения на право списания банком денежных средств;

  4. Выписка из расчетного счета о списании денежных средств;

  5. Платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет;

  6. Выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

Расчеты по аккредитивам


Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- отзывной - им признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств;

- безотзывной (тот, который не может быть отменен без согласия получателя средств);

- безотзывной подтверждённый аккредитив – аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, кроме того не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка;

- покрытый (депонированный) аккредитив – это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет средства в исполняющий банк;

- При открытии непокрытого или гарантированного аккредитива банк-эмитент не перечисляет средства исполняющему банку, а предоставляет ему право списывать средства со своего корсчёта. Договором может быть предусмотрен и иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву.

Схема 2. Расчеты по покрытому аккредитиву

Поставщик

(получатель)


Покупатель (плательщик)
Исполняющий

банк

5 9






1


11


10


2


8


7


6





Банк-эмитент

3




4



1. Заключение договора;

2. Передача в банк заявления (2 экз.) на открытие аккредитива;

3. списание денежных средств с расчетного счета покупателя;

4. Перевод средств в банк поставщика;

5. зачисление средств на специальный счет;

6. Сообщение поставщику об открытии аккредитива;

7. Поставка товара (оказание услуг);

8.Четыре экземпляра реестра счетов формы 0401065 и предусмотренные условиями аккредитива документы направляются в банк поставщика;

9. списание средств со специального счета и зачисление средств на расчетный счет поставщика;

10. Сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя;

11. Сообщение покупателю об использовании аккредитива.

12. Выписки по счетам


Расчеты чеками


Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.


С Чекодатель (покупатель)



Чекодержатель

(поставщик)


хема 3. Расчеты чеками

Банк

Чекодателя и чекодержателя



1.покупатель представляет в банк заявление на получение чеков и ПП на депонирование сумм;

2.банк покупателя бронирует средства на специальном счете;

3.покупатель получает чеки от банка;

4.поставщик предъявляет покупателю документы на отгруженную продукцию, выполненные работы, услуги;

5.покупатель выдаёт чек поставщику;

6.поставщик предъявляет чек в банк;

7.банк списывает денежные средства со специального счета покупателя и зачисляет их на расчетный счет поставщика;

8.банк выдает выписки из расчетных счетов.



Расчеты инкассовыми поручениями

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

  • для взыскания по исполнительным документам;

  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071.

Схема 4. Расчеты инкассовыми поручениями

Покупатель

(плательщик)




Поставщик (получатель)












1

Банк

плательщика

(исполняющий банк)









Банк

Получателя

(банк-эмитент)






.Составление договора;

2.Отгрузка товаров;

3.Получатель средств (взыскатель) представляет в банк расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014 , составляемом в двух экземплярах;

4.банк-эмитент осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов;

5.банк поставщика пересылает в банк покупателя ИП;

6.банк списывает денежные средства с расчетного счета покупателя;

7.банк покупателя пересылает исполненные ИП в банк поставщика;

8.банк поставщика зачисляет деньги на счет поставщика;

9.Выписки по счетам.


Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)


При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование, иное распоряжение получателя средств, составленное кредитной организацией.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Платежное требование составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

Платежное требование составляется на бланке формы 0401061.

Платежное требование может направляться к счету плательщика непосредственно в банк, обслуживающий плательщика или через банк получателя средств. Платежное требование, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Акцепт плательщика (согласие на оплату) может быть дан заранее, до поступления требования в банк плательщика (заранее данный акцепт плательщика) или после фактического поступления требования получателя денежных средств в банк плательщика.

Схема 5. Расчеты платежными требованиями с получением акцепта плательщика

Покупатель

(плательщик)




Поставщик (получатель)














1

Банк

плательщика

(исполняющий банк)









Банк

Получателя

(банк-эмитент)






.Составление договора;

2.Отгрузка товаров;

3.Получатель средств (взыскатель) представляет в банк расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах;

4.банк-эмитент осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов;

5.банк поставщика пересылает в банк покупателя ПТ;

6.банк покупателя передаёт покупателю ПТ для акцепта;

7.покупатель акцептует ПТ;

8.банк списывает денежные средства с расчетного счета покупателя;

9.банк покупателя пересылает исполненные ПТ в банк поставщика;

10.банк поставщика зачисляет деньги на счет поставщика;

11.Выписки по счетам.



4. Учет денежных средств на расчетных счетах


Счет 51 "Расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации.

По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов. При обработке выписки следует помнить, что для организации расчетный счет является активным, а для коммерческого банка - пассивным. Поэтому поступление средств банк отражается в выписке по кредиту счета, а их списание – по дебету. В организации эти операции проводят наоборот, т.е поступление денег – по дебету счета, а их списание- по кредиту.

Выдача клиентам выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации). Выписки выдаются распорядителям счета, а также представителям ю/л по доверенности (хранится вместе с карточкой), почтой, через специальные абонентские ящики ежедневно, один раз в три, пять, десять и более дней.

Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации.

По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.

На документах, составленных на бумажном носителе, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится.

Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок в письменной форме сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.


Пример. Открытие лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета средств клиента:

балансовый счет второго порядка - 40502 (разряды 1 - 5)

код валюты (доллар США) - 840 (разряды 6 - 8)

защитный ключ - К (разряд 9)

номер филиала - 21 (разряды 10 - 13)

порядковый номер лицевого счета - 128 (разряды 14 - 20)

номер лицевого счета


40502


840


К


0021


0000128

разряды


1 - 5


6 - 8


9


10 - 13


14 - 20

Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.

Составьте бухгалтерские проводки по операциям

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Документ

Дебет

Кредит


1.Внесены на расчетный счет наличные денежные средства из кассы организации




2.Денежные средства перечислены со специального счета в банке на расчетный счет




3.Денежные средства, ранее выданные по договору займа другой организации, возвращены на расчетный счет




4.Поставщик вернул на расчетный счет ранее полученный аванс




5.Денежные средства, поступившие от покупателя зачислены на расчетный счет




6.Получен краткосрочный кредит от банка




7.Оприходованы безналичные денежные средства, полученные безвозмездно




8.Поступили на расчетный счет денежные средства за проданную продукцию (товары, работы, услуги)




9.Купленная иностранная валюта зачислена на валютный счет




10.Оплачена с расчетного счета стоимость приобретенных акций




11.Погашена задолженность перед поставщиком (подрядчиком) безналичными денежными средствами




12.Возвращен с расчетного счета аванс, полученный ранее от покупателя




13.Безналичные денежные средства предоставлены работнику в виде займа




14.Отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета




15.Отражена сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет




16.Перечислены налоги в бюджет




17.Перечислены взносы в государственные внебюджетные фонды




18.Уплачены банку денежные средства за открытие расчетного счета (если такая плата предусмотрена договором банковского счета).





5. Учет операций по специальным счетам


Счет 55 (А) "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.


К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета:

55-1 "Аккредитивы";

55-2 "Чековые книжки";

55-3 "Депозитные счета" и др.



Пример 1

ЗАО "Актив" заключило договор на поставку оборудования. В соответствии с договором стоимость оборудования составляет 100 000 руб. Для расчетов с поставщиком "Актив" открыл в банке покрытый аккредитив.

Договором поставки оборудования установлено, что:

платежи по контракту производятся с покрытого аккредитива;

расчеты производятся после предъявления в банк транспортных документов на перевозку оборудования и счета поставщика.

Банк удержал с расчетного счета ЗАО "Актив" плату за обслуживание аккредитива в размере 0,1% от его суммы.


Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:

Дебет Кредит - 100 000 руб. - перечислены денежные средства на покрытый аккредитив;


Дебет 08-4 Кредит 60 - 100 000 руб. - принято к учету оборудование;


Дебет Кредит - 100 000 руб. - отражено перечисление денежных средств поставщику;


Дебет 08-4 Кредит 51 - 100 руб. (100 000 руб. x 0,1%) - учтена плата за обслуживание аккредитива.


Если покрытый аккредитив не использован, возвращение средств на расчетный или валютный счет отразите проводкой:

Дебет Кредит

- неиспользованные средства возвращены банком на расчетный (валютный) счет.





Пример 2

ЗАО "Актив" зачислило на депозитный счет 100 000 руб. на 90 дней. Депозит был размещен под 20% годовых.

Бухгалтер "Актива" сделает проводки:


Дебет Кредит - 100 000 руб. - перечислены средства на депозитный счет в банке;


Дебет 76 Кредит 91-1 руб. - начислены проценты по депозиту;


100 000*90*20/365*100=


Дебет 51 Кредит 76 руб. - проценты по депозиту поступили на расчетный счет.



Пример 3

ЗАО "Актив" получило в банке чековую книжку со 100 чеками. Для расчетов по чекам "Актив" перечислил на специальный счет денежные средства в размере 15 000 руб.

Сумму в размере 9 000 руб. получили по чекам подотчетные лица организации. Сумма в размере 4 000 руб. была использована по чекам поставщиками организации. Неиспользованная сумма в размере 2000 руб. была возвращена на расчетный счет организации.

Бухгалтер "Актива" сделал проводки:


Дебет Кредит - 15 000 руб. - перечислены средства на специальный счет для расчетов чеками;


Дебет - 15 000 руб. - получены в банке чеки;


Дебет Кредит - 9 000 руб. - получены денежные средства в банке по чекам подотчетными лицами организации;


Кредит - 9 000 руб. - списаны использованные чеки;


Дебет Кредит - 4 000 руб. - получены денежные средства по чекам поставщиками организации;


Кредит - 4 000 руб. - списаны использованные чеки;


Дебет Кредит - 2 000 руб. - сумма, не использованная по чекам, возвращена на расчетный счет организации;


Кредит - 2 000 руб. - списаны чеки, возвращенные в банк.

16