В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как:
Младший возраст:
«Много – мало» (Формировать понимание относительности количества).
«Фигуры» (Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве).
«Где живёт?» (Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление).
«Волшебная верёвочка» (Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление).
Средний возраст:
«Что умеет делать?» (Учить называть действия предметов, развивать умение, развивать арифметические действия, логическое мышление).
«Чем был - чем стал?» (Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда).
«Раньше - позже» (Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем).
«Волшебный светофор» (Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь).
«Теремок» (Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).
Старший возраст:
«Чем был - чем стал?» (Учить детей определять линии развития объекта,развивать логическое мышление, речь).
«Раньше - позже» (Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память).
«Волшебный светофор» (Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения).
«Теремок» (Отмечать похожесть и различия объектов. Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).
Описание игр:
При ознакомлении с понятиями «много» - «мало»:
В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?
Д: Игрушек, овощей в огороде…
При уточнении понятия относительности размера:
В: Это было раньше маленьким, а стало большим.
Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.
В: Это было раньше большим, а стало маленьким.
Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда стоит рядом кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.
При уточнении понятия «цена», «стоимость»:
В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.
Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.
При ознакомлении с геометрическими фигурами:
На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.
Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).
При закреплении геометрических форм:
В: Поиграем в игру. Я показываю геометрическую фигуру, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.
Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…
В: А у стола что прямоугольное?
Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…
«Где живёт?»
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.
В: Где живет цифра 3?
Д: В днях недели, в месяцах года.
В: Где живет цифра 5?
Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.
«Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки):
В: Как можно использовать веревочку?
Д: Ей можно измерить все.
В: Например?
Д: Комнату, высоту дома, свой рост.
«Что умеет делать?»
В: Что может цифра «4»?
Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.
В: Что может треугольник?
Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.
В: Что может знак «+»?
Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.
«Чем был - чем стал?»
В: Было числом 4, а стало числом 5.
Д: 4+1=5
В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?
Д: 1
В: Было число 5, а стало3. Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?
Д: 5-2=3
«Раньше-позже»:
В: Какая часть суток сейчас?
Д: День.
В: А что было раньше?
Д: Утро.
В: А раньше?
Д: Ночь.
В: А еще раньше?
При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»
В: Какой сегодня день недели?
Д: Вторник.
В: А какой день недели был вчера?
Д: Понедельник.
В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…
ТРИЗ –
теория решения изобретательских задач
2025