•установление лексико-граммати-ческих отношений между членами предложения;
•актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
•формирование связности и четкости высказывания;
•развития речевых и коммуникативных навыков.
Правила использования ФК
Вводим ФК с известными ребенку словами: существительные и глаголы.
Вводим части речи по онтогенезу.
Глагол лучше обозначать черно-белой пиктограммой, при этом, весь конструктор может быть как цветным, так и черно-белым.
Фразовый конструктор – это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Фразовый конструктор представляет собой набор схем с комплектом картинок, которые обозначают разные части речи, по которым ребенок учится моделировать фразы.
Для чего он нужен?
Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребёнка. Полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом.
Задачи использования фразового конструктора являются:
•обучение построению предложений;
МАУДО «Детский сад №8»
г. Ялуторовск
«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи дошкольников
Подготовила: учитель-логопед
Портнягина Н.Н.
Направления работы с ФК
- выбор изображений к заданной теме;
- подбор слов к заданным изображениям;
Работа с деформированной фразой.
Ценность фразового конструктора в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют фразы (предложения) сами или по образцу.
Игры с фразовым конструктором
Дидактическая игра «Назови картинку»
Цель игры: ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря.
Игровой материал: картинки фразового конструктора, обозначающие существи-тельные, действия, прилагательные цвета, величины, формы, предлогов.
Игровые действия:
1 вариант. Педагог показывает детям картинки, задавая к ним вопросы:
- Это кто? (Что?)
- Что делает?
- Какой?
- Где кружок на картинке?
Дети отвечают, проговаривают слова. Педагог контролирует речь детей, предлагает повторить…
2 вариант. Педагог просит найти картинку, которую назовет. Педагог проговаривает слово, дети ищут картинку, проговаривают, что нашли.
Дидактическая игра «Добавь слова»
Цель игры: развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение.
Игровой материал: картинки фразо-вого конструктора: существительные, действия. Признаки, существительные дополнения.
Игровые действия:
1 вариант. Педагог предлагает детям добавить слова в предложение, выкладывает существительное и действие, дети добавляют слово дополнение, например. «Бабушка купила… куклу, платок, огурцы». Педагог организует работу с предложением, задает вопросы к каждому слову, просит повторить предложение.
2 вариант. Педагог предлагает послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (красное, длинное и т.д.)? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»
Дидактическая игра «Мостик»
Цель игры: составление предложения из трех слов. Упражнение в подборе слова, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета.
Игровой материал: картинки фразо-вого конструктора.
Игровые действия:
Педагог выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт», «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т.д.