СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква В. Звук [в], [в’].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буква В. Звук [в], [в’].»

Технологическая карта урока

Класс: 1

Дата:

Предмет: обучение грамоте

Тема урока: Буква В. Звук [в], [в’].

Вид урока: изучение нового материала.

Место и роль урока в изучаемой теме:

Дидактическая цель: создать условия для формирования знаний, умений и навыков по теме: Заглавная и строчная буква ”В”, а также познакомить с мягким и твёрдым звуком [в].

Планируемы результаты:

Предметные результаты:

  1. познакомить с новой буквой;

  2. научить различать мягкий и твёрдый звук;

  3. закрепить умение характеризовать звуки;

  4. учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой и другими знакомыми буквами.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УД:

  1. Целеполагание (Р1);

Коммуникативные УД:

  1. Умение слушать и понимать других (К1);

  2. Умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свою мысль (К2).

Познавательные УД:

  1. строить речевые высказывания в устной и письменной форме (П1).

Личностные результаты:

  1. понимание, что успех учебной деятельности зависит от самого ученика (Л1).

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник 1 класс Канакина В.П., слого-звуковые кассы, тетрадка для индивидуальной работы.

Оформление доски:

[В] – [В‘] [Д] – [Д‘]


ВРАТАРЬ ВЕСЛО

а б Б о м и У с В г


Буква В. Звук [в]- [в’]


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оргмомент

  • Встали красиво, на столах пенал, дневник. учебник, касса. Тетрадки, которые лежат на середине стола - не берем.

  • Присаживайтесь.

  • С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

  • Почему важно гнать от себя лень?

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.





  • Если мы будем лениться, то ничего нового не узнаем.





Л1

Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание.

  • Покажите:

Как жужжит жук;

Как шипит змея;

Как рычит лев;

Как пыхтит каша;

Как воет волк.


  • Что вы сейчас произносили?

  • Скажите, чем отличаются звуки от букв?


  • Посмотрите на доску и назовите в этой строчке только гласные буквы.

а б Б о м и У с В г


  • Почему вы считаете, что это гласные буквы. Объясните ваш выбор.

  • Тогда все остальные буквы будут, какими?


  • Мы знаем, что согласные буквы обозначают согласные звуки. Подскажите, какие бывают согласные звуки?

  • Всё верно, молодцы.


  • Посмотрите на доску. На ней вы видите иллюстрации. Назовём их по порядку, слева направо.

дом вратарь дерево вилка девочка весло волк (Приложение 1)


  • Подумайте и скажите, на какие две группы их можно разделить?


Учитель вывешивает карточки [в]-[в’], [д]-[д’] (Приложение 2)


  • Итак, поможем словам оказаться в нужной группе. Помогайте! Те, кто знает – поднимает руку, а вот, кого спрошу, то он выходит к доске, называет предмет и переставляет слово в нужную группу.

  • Ой, ребята, вы такие молодцы! Всё правильно распределили.

  • Произнесем слова первой группы (со звуком [в]) хором.

  • Скажите, пожалуйста, приходил ли этот звук к нам в гости на уроки?

  • Верно ещё ни разу.

  • Тема нашего урока: Буква В. Звук [в], [в‘].

(Приложение 3)


Учитель вывешивает карточки с темой урока.


  • Какие цели поставим на урок?









  • Мы произносили звуки

  • Звуки мы произносим и слышим,а буквы мы пишем.



  • а,о,и,у


  • Потому что, когда их произносим, то не встречаем преграды.

  • Все остальные буквы будут согласные

  • Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.




Ученики вместе с учителем называют предметы.


  • В первую группу будут входить предметы, которые начинаются со звука [д], а во вторую - со звука [в]



Работают у доски.






  • Буква к нам такая не приходила.






  • 1) Познакомиться с новой буквой: 2) Научиться различать мягкий и твёрдый звук [в], [в‘]










П1






К2



















К1













Р1

Выделение слова для звукового анализа.

  • Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

  • Ой, вам наш гость такую сложную загадку приготовил. Чтобы её отгадать, нужно внимательно слушать и не выкрикивать. Договорились?

  • Тогда слушайте:

Ворот не открывает,

Ворот не закрывает,

Самоотверженно он сам

Ворота охраняет.

  • Догадались, кто это? Хором назовём ответ: три-четыре!

  • Учитель выкладывает слово на доске.

  • Прочитаем слово вместе.










  • Вратарь


Читают слово вместе с учителем.

П1

Составление слого-звуковой модели слова.

Выделение звука.

  • Составим слого - звуковую схему слова. Вам понадобиться касса.

  • Для этого сначала, скажите, у первой буквы стоит рядом гласная?

  • Значит, обозначаем снизу точкой. Что точка означает?



  • Рядом с буквой Р стоит гласная?

  • Значит, обозначаем снизу дугой. Что означает дуга?



  • Хорошо, с буквой Т стоит гласная? Значит, чем обозначаем?

  • Верно дугой.

  • Рядом с буквой Р стоит ли гласная?

  • Значит, чем обозначаем?

  • Что мы знаем о мягком знаке?



  • Итак, первый звук охарактеризуем вместе, потому что он новый, а остальные звуки будете выполнять самостоятельно.

  • Звук [в] согласный или гласный? Почему?


  • Значит, какие два квадратика нам могут подойти?

  • Как определить - цвет? Подскажите.



  • Как звучит звук в этом слове?



  • Сейчас (имя учащегося) выполняет на доске, а все остальные на своих местах. Вам три минуты.

  • Проверяем. Объясни выбор цветов в своей схеме.

  • Встаньте у кого так же. Молодцы! Можете себя похвалить.

  • Как вы думаете, этот звук может обозначать мягкий звук?

  • Давайте проверять.

  • Прочитайте слово, которое написано справа от слова вратарь.

  • Итак, рядом с буквой В стоит гласная?

  • Значит обозначаем?

  • Рядом с буквой Л стоит гласная?

  • Значит обозначаем?

  • Рядом с буквой К стоит гласная?

  • Значит обозначаем?

  • Сколько квадратиков вам потребуется?

  • А прямоугольников?


  • Первый звук разберём вместе.

  • Буква В обозначает согласный или гласный звук?


  • В этом слове он звучит, как?


  • Значит, нам потребуется, какой квадратик?

  • Верно, зеленый.

  • Сейчас (имя учащегося) выполняет на доске, а все остальные на своих местах. Вам три минуты.

  • Проверяем. Объясни выбор цветов в своей схеме.

  • Встаньте у кого так же. Молодцы! Можете себя похвалить.



  • Нет.

  • Точка означает, что для схемы будем использовать квадрат.

  • Да.

  • Дуга означает, что для схемы будем использовать прямоугольник. Это слог.

  • Дугой.



  • Нет.

  • Точкой.

  • Мягкий знак звука не обозначает. В этом слове он смягчает предыдущий звук.




  • Согласный, потому что звук проходит через препятствия.

  • Синим или зелёным.

  • Нужно послушать звук и определить мягко он звучит или твёрдо.

  • В этом слове звук звучит твердо. Берём синий.




Ученик обосновывает выбор цветов в схеме.




Читают вместе с учителем слово “Вилка”.

– Да.

– Дугой.

– Нет.

– Точкой.

– Да.

– Дугой.

– Понадобиться один квадрат.

– Нам понадобиться 2 прямоугольника.


– Буква В обозначает согласный звук.

– В слове “вилка” звучит мягко.

– Будем обозначать зелёным квадратом.


Ученик обосновывает выбор цветов в схеме.


Ребята оценивают свою работу с идеалом.

К1









П1













К2

Знакомство с буквой нового звука.

  • Ребята, вот мы с вами поговорили о звуках [в], [в‘]. Учились обозначать его в разных словах.

  • А букву так ещё и не видели…. Что ж делать?

  • Верно, позвать её! А позовём её следующим образом: нужно назвать слова с её звуком ([в] или [в‘]) и сказать, где находится звук: в начале, середине или в конце.


Учитель спрашивает 5 – 6 учеников.


  • Молодцы! Справились с заданием. Буква вас услышала и пришла к нам.


Учитель вывешивает новую букву на доску. (Приложение 4)


  • Расскажите, на что похожа она?

  • Замечательно, буква одна, а столько предметов напоминает. Теперь её точно не спутаем с другими.

  • Скажите, почему на карточке две буквы В?



– Нужно её позвать.


Фронтальная работа: ребята называют слова с данным звуком.








Приводят ассоциации на данную букву.


– Одна буква заглавная нужна для обозначения начала предложения, имён и тд.; а строчная для остальных слов.



П1



К2






К1

Слушание нового звука в других словах.

  • Что-то ребята засиделись мы. Вставайте около парт, проведём физкультминутку.

  • Если вы услышите в слове звук [в],[в‘], значит нужно присесть. Если не услышите - прыгнуть.

  • Слова:

вратарь, солнце, дверь, машина, воробей, ловить, стол, этажерка, вертолёт, самолёт, василёк, веранда, тахта, саквояж, валежник, берлога.

  • Присаживайтесь. Молодцы, вы были внимательны и, поэтому с заданием справились.






Выполняют физкультминтуку.


Чтение слогов-слияний.

Чтение столбиков слов.

  • Пора научиться читать слова с этой буквой, для этого открываем учебник на странице 69.

  • Начнём со слогов. Найдите на странице столбик слогов.

  • Прочитай громко для всех (имя учащегося).

  • Теперь все поставили пальчик, читаем все вместе: никто не торопиться.

  • Назовите слоги, в которых буква В звучит мягко.

  • Какие гласные смягчают её?

  • Замечательно, потренировались со слогами можно переходить к словам. Найдите их на странице.

  • Прочитай для всех (имя учащегося).

  • Теперь поставили палец на первое слово первого столбика. Читаем вместе.

  • Найдите среди всех слов, которые вы прочитали, имена. Назовите их.

  • Верно, а как вы поняли?
















  • Нам встретились имена Вова и Слава.

  • Они написаны с заглавной буквы и так можно назвать ребят.


Чтение текста. Работа с сюжетной иллюстрацией.

  • Под словами находится текст. Послушайте его.

  • Что вы узнали из него?



  • Кто готов прочитать текст для всех ребят?

  • Теперь прочитаем текст вместе с выражением.


  • Ребята, а вы знаете, что такое пословица?



  • Верно. Посмотрите на доску. Ветер озорник развеселился, и некоторые слова из неё убрал. Помогите её собрать обратно. (Приложение 5)

  • Кто знает, поднимает руку.

  • (имя учащегося), выходи к доске и вставь нужные слова.

  • Присаживайся.

  • Прочитаем её вместе.

  • Как вы думаете, о чём эта пословица?








  • Совершенно верно. Назовите слова, в которых есть буква В


  • Что общего у звуков, данной буквы?


  • Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, странице 68.

  • Что делают звери на ней?


  • Придумайте небольшой рассказ, буквально предложений 5 - 6, по данной иллюстрации.


  • Из этого текста мы узнали, что мальчики вратари и ,они играют в футбол.

Читает два –три ученика.

Учащиеся читают текст вместе с учителем.

  • Пословица - это изречение, в котором выражена народная мудрость.









  • Она означает, что никогда не поздно открываться чему-то новому и неизведанному. Познавать мир можно всю жизнь, но познать его полностью невозможно

  • В данной пословице присутствуют слова с буквой в: век и живи.

  • Звук [в] в обоих словах является мягким.


  • На иллюстрации зверята учатся играть в футбол.


Придумывают устный рассказ и делятся с ребятами.

П1

К1

К2

Тренировочные упражнения под руководством учителя.

  • У вас на столах лежат тетрадочки. Откройте их. Найдите новую тему: Буква В. Звук [в], [в’]. (Приложение 7)

  • Посмотрите на задание первое. Вам нужно взять карандаш любого цвета и раскрасить только те кусочки головоломки, где написана буква В.

  • Что у вас получилось?

  • Правильно, заглавная и строчная буква В.

  • Отложите карандаши и посмотрите на второе задание.

  • Вам нужно взять простой карандаш и соединить с буквой В те картинки, на которых слова начинаются на звук [в].


  • Проверяем. Назовите слова, которые вы соединили.

  • Отложите простые карандаши. Посмотрите на третье задание.

  • Возьмите зелёный и синий карандаш.

  • Одну букву раскрасьте синим карандашом, а другую зленным.

  • Вам нужно соединить простым карандашом слова с мягким согласным с зелёной буквой, а с твёрдым с синей буквой. Вам три минуты.

  • Проверяем. Какие слова вы отнесли к зелёной букве?


  • Почему именно эти слова вы отнесли к данной букве?



  • Все верно!

  • Обратите ваше внимание на нижний правый угол листа. Оцените свою работу: если вы справились с заданиями без единой ошибки, то обведите котёнка на верхней лесенке;

если была одна –две неточности, то котёнка на средней лесенке; если были затруднения, то котенка на низкой лесенке.

Работают в листах.

– Варежки, волк, валенки, вишня, велосипед, ванна.









– Велосипед, медведь, вишня, морковь, пуговица, отвёртка.

– Потому что в этих словах буква В обозначает мягкий звук.





Оценивают свою работу.


Итог урока.

Рефлексия

  • Вот и подошёл урок к концу. С какой буквой знакомились?

  • Какие звуки она обозначает?



  • Откройте дневники, чтобы вклеить домашнее задание.

  • Дома нужно прочитать слоги, слова и текст с новой буквой. (Приложение 6)

– Сегодня на уроке знакомились с буковой “Вэ”

–Буква “Вэ” обозначает мягкий и твёрдые согласный звук.

П1

К1


Приложения 1. Иллюстрации для доски.










































Приложение 2. Карточки на доску.

[В][В’]

[Д][Д’]









Приложение 3. Карточка на доску.



Буква В

Звук [в]- [в’]













Приложение 4. Иллюстрация на доску.


Приложение 5. Пословица.

Век –

живи,

век –

учись.



Приложение 6. Вклеить карточки в дневник.


У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

У. с. 69 чтение слогов, слов, текста.

Приложение 7 Буква В

Звук [в], [в’]

Задание 1.


Задание 2.

Задание 3.