- Добрый день, ребята! Ребята, на уроке у нас присутствуют гости, это наши учителя. Я уверена, что вы порадуете и меня, и всех учителей хорошей работой на уроке, правильными и обдуманными ответами. Помните правило: «Сначала подумай, …» (потом говори). Начнём наш урок!
-Внимание на экран, что вы видите? (цветок). (СЛАЙД № 1 ). Из каких частей он состоит: лепестки, листья, стебель и корень.
- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не может? (Без корня).
- Так и человек без «корней», то есть семьи, не выживет в мире, будучи
совершенно одиноким.
-А вы знаете, что слова как люди. Какая морфема считается главной в слове? (корень).
- Почему? (Он содержит в себе главное, что есть в слове, его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).
-Наверное, вы догадались, с какой морфемой мы сегодня будем работать.
Постановка учебной задачи.
–Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами слова, которые нужно распределить в два столбика.
Подбирать, разбери, растирать, стереть, блистать, заблестеть.
(СЛАЙД № 2).
– Проверим. (СЛАЙД №2)
– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)
– Какие это слова? (Однокоренные).
– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И).
- Можете ли вы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов?
- Нет.
- Почему?
- Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
- Значит, какая стоит перед нами задача?
– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е,
а когда - И. (ЦЕЛИ: познакомиться с правилом написания Е-И в корнях с
чередованием и научиться его применять).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Буквы Е и И в корнях с чередованием.). Сверим с учебником, страница 217. (СЛАЙД № 3)
– Записываем тему урока.
– Продолжим наше наблюдение. (На слайде слова с чередующимися гласными Е – И) (СЛАЙД №4)
Подбирать - разбери
растирать – стереть
блистать - заблестеть.
– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные (СЛАЙД №4), (СЛАЙД №5).
– Посмотрите внимательно (СЛАЙД №6). Как вы думаете, от чего зависит выбор Е - И в корнях? (В глаголах сов.в. пишем – Е, а в глаголах несов.в. – И). Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие» (СЛАЙД №6)?
- Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е. (СЛАЙД №7).
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр. 217, параграф 75 и проверим, правильный ли мы сделали вывод? (СЛАЙД №7).
- Правильный.
-Давайте попробуем составить опорный конспект. При каких условиях мы пишем в корне И? (если есть суффикс А). А когда пишем Е? (если нет суффикса А). (СЛАЙД №7).
-Смотрите, какой опорный конспект получился (слайд №7).
– Ребята, мы работали только с тремя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. Обратите внимание на слова-исключения. Что в них такого исключительного? (СЛАЙД №8).
-На досуге вклейте данную таблицу в тетрадь-справочник.
Закрепление изученного.
-Итак, мы познакомились с какой орфограммой? (чередование Е-И).
- От чего зависит выбор гласной в корне? (от суффикса.)
-Достигли первой цели?
- Что теперь нам предстоит? (научиться применять данную орфограмму на практике).
1.Подчеркните слова с чередованием Е – И в корне, графически обозначьте орфограмму (СЛАЙД №9).
Собирай по ягодке, наберешь кузовок. Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. Скупой запирает крепко, а потчует редко.
Проверим (СЛАЙД №10).
Физминутка. Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И - НАКЛОН ВПРАВО, если в слове Е - НАКЛОН ВЛЕВО.
Забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить (СЛАЙД №11).
2.Упражнение 611, страница 217 (СЛАЙД №12).
Не забываем выделять орфограмму. Проверим (СЛАЙД №12).
3. Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием (СЛАЙД №13).
Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), оцепенеть от страха (замереть).
Слова для справок с пропущенными орфограммами:
Зам…реть, зап…рать, выд…рать, взб…раться, бл…стеть.
Проверим (СЛАЙД №14).
4.Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием» (СЛАЙД №15).
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть 2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли 4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце 2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании 4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок 2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание 4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников 2) подж...гать дома
3) ст...реть линию 4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь 2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга 4) забл...стеть на свету
Проверим (СЛАЙД №15).
Рефлексия учебной деятельности.
- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Правописание Е-И в корнях с чередованием.
- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
- Ученики перечисляют.
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
- От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет - Е
- Какую цель мы ставили перед собой?
- ЦЕЛИ: познакомиться с правилом написания Е-И в корнях с
чередованием и научиться его применять.
- Мы их достигли?
- Да.
- Какие получили результаты? Довольны ли вы ими? ...
Выставление оценок.
Домашнее задание (на выбор) (СЛАЙД 16):
1). Параграф 75, страница 217.
2).Упражнение 612, страница 218.
3). Составить словарный диктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов).
4). Творческая работа: составить рассказ «Как я убираю свои комнату» (5 – 7 предложений), используя слова с чередующимися гласными И-Е.
4