- Как мы их ёщё называем? ( хитрые буквы) - Кто догадался, о каких буквах мы будем сегодня говорить на уроке? -Тема сегодняшнего урока «буквы Е,Ё,Ю,Я и их роль в словах» -Что мы можем узнать об этих буквах ? Над чем поработать? -Целью урока будет: выяснить роль букв е, ё, ю, я в словах Что бы достичь этой цели, нам нужно решить следующие задачи Задачами урока будут: 1.Научиться различать гласные звуки и буквы, обозначающие их 2. Определить работу букв, обозначающих гласные звуки в словах - Буквы Е, Ё, Ю, Я - это хитрые буквы. Почему? (т.к. они могут давать либо один, либо два звука) -Вот об этом и поговорим, рассмотрев упражнение 7. -Рассмотрим записи. -Когда буква Е обозначает в слове слияние двух звуков: согласного звука и последующего гласного звука? Приведите пример такого слова А когда один гласный звук? Приведите пример такого слова - Когда буква Ё обозначает в слове слияние двух звуков: согласного звука и последующего гласного звука? Приведите пример такого слова А когда один гласный звук? Приведите пример такого слова -Когда буква Ю обозначает в слове слияние двух звуков: согласного звука и последующего гласного звука? Приведите пример такого слова А когда один гласный звук? Приведите пример такого слова -Когда буква Я обозначает в слове слияние двух звуков: согласного звука и последующего гласного звука? Приведите пример такого слова А когда один гласный звук? Приведите пример такого слова -Какой можно сделать вывод? -Буквы Е, Ё, Ю, Я могут давать либо один, либо два звука - Давайте выполним задание по карточке № 2, чтобы подтвердить это Карточка №2 СЕЛ ЯМА БОЕЦ КЛЮВ ЁЛКА ПРИЁМ ПОЛЁТ ЮГ КАЮТА -Прочитайте слова в первом столбике. - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (В середине слова.) -Сколько и какие звуки они обозначают? (СЕЛ (Э), КЛЮВ(У), ПОЛЁТ(О)) -В слове «сел» буква «с» какая согласная или гласная? Мягкая или твердая? (согласная, мягкая) -В слове «клюв» буква «л» какая согласная или гласная? Мягкая или твердая? (согласная, мягкая) -В слове « полёт» буква «л» какая согласная или гласная? Мягкая или твердая? (согласная, мягкая) - В словах которые мы прочитали буквы Е, Ё, Ю, Я стоят перед какими буквами ? (согласными, мягкими) -В какой части слова стоят буквы Е, Ё, Ю, Я ? (в середине слова) -Сколько звуков дают буквы Е, Ё, Ю, Я в этом столбике ? (1) - Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (Если стоят после мягких согласных.) - Прочитайте слова во втором столбике. - Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.) - Сколько и какие звуки они обозначают? (ЯМА (ЙАМА), ЁЛКА (ЙОЛКА), ЮГ (ЙУГ)) -В какой части слова стоят буквы Е, Ё, Ю, Я ? (в начале слова) - Значит, в каком случае эти буквы обозначают два звука? (Если стоят в начале слова) - Понаблюдаем за словами третьего столбика. Прочитайте слова. -В какой части слова стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в этом столбике? (в середине слова) - Сколько и какие звуки они обозначают? (БОЕЦ (БОЙЭЦ), ПРИЁМ (ПРИЙОМ), КАЮТА(КАЙУТА)) -В слове «боец» буква «о» какая согласная или гласная? (гласная) -В слове «прием» буква «и» какая согласная или гласная? (гласная) -В слове «каюта» буква «а» какая согласная или гласная? (гласная) -Значит в каком еще случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (если стоят в середине слова, после гласной) -Давайте сделаем общий вывод по заданию. При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (Если они стоят в середине слова после мягкой согласной) - А два звука? (Если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной.) -Всё верно, выполнив задание на карточке мы в этом с вами убедились |