- Наш классный час хочу начать такими словами: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого - то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому - то, кому - то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! -Ребята, предположите, пожалуйста, о чём мы будем говорить на занятии? - Правильно, наш классный час называется «Час доброты, вежливости и дружбы». - Ребята, посмотрите, какие замечательные слова в этом стихотворении: Твоя доброта, улыбка твоя. - Доброта.... Что означает это слово? - Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. -Какого человека можно назвать добрым? - Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья. Работа с пословицами в парах. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Давайте найдем правильное окончание пословицы. На добрый привет... (добрый ответ, злой ответ). Про доброе дело... (говори смело, говори тихо). Жизнь дана на ... (добрые дела, плохие дела). С добрым жить ... (хорошо, плохо). Где добро тут и … (тепло, холодно) - Молодцы! Справились! - Кому какая пословица понравилась больше всего? -Почему ты выбрал именно эту пословицу? Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. Отвечайте все вместе – «вежливо» или «невежливо». Поздороваться при встрече …. (вежливо) Толкнуть, не извиниться …. (невежливо) Помочь подняться, поднять упавшую вещь … (вежливо) Не встать, обращаясь к учителю … (невежливо) Открыть дверь и пропустить… (вежливо) Не уступить место пожилому человеку … (невежливо) Пожелать счастливого дня ... (вежливо) -Чтобы вы не забывали правила вежливости, я раздам Вам памятки вежливого человека. Не спеши первым сесть за стол. Не разговаривай во время еды. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь. Не рвись первым выскакивать в двери. Не перебивай говорящего. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие. Не размахивай руками. Не показывай пальцем на кого бы то ни было. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите» Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика. Не держи руки в карманах. -Прочитайте эти правила по цепочке. -Подумайте, все ли перечисленные правила соблюдаете вы? - Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? -С каким человеком вы хотели бы дружить: с добрым или злым? - Почему? - С чего начинается дружба? - Правильно, и с улыбки. Я предлагаю вспомнить строчки из песни про улыбку. (песня «Улыбка»). - Как вы понимаете смысл слова «друг»? - Для чего нужен друг? - У вас есть друзья в классе? - Хорошо ли вы их знаете? -В словаре русского языка И.С.Ожегова написано, что «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Дружба нужна взрослым и детям. Детские писатели в своих произведениях часто описывают ситуации, в которых друзья приходят на помощь друг другу. Прослушайте сказку детской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Синие листья». У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: - Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит: - Спрошу у мамы. Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена: - Позволила мама? А Катя вздохнула и говорит: - Мама-то позволила, а брата я не спросила. - Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день. - Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена. - Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. - Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. - Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную. - Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней: - Ну, что ж ты? Бери! - Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: - Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? - Карандаша зелёного нет. - А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит: - Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих: - Надо так давать, чтобы можно было взять. -О чем говорится в этой сказке? -Правильно ли в этой ситуации поступила Катя? -Почему Лена не взяла карандаш? -Кто не прав в данной ситуации? -Предлагаю определить Вам качества, которые присущи настоящему другу. На доске висят слова: скромность, доброжелательность, Общительность, зависть, равнодушие злоба верность Щедрость трусость честность настойчивость отзывчивость эгоизм хвастовство внимательность жадность замкнутость. На доске висит сердцевина цветка ,к которому необходимо прикрепить лепестки со словами: отзывчивость, верность, доброжелательность, честность, внимательность, общительность, щедрость. На ваших столах лежит памятка с законами дружбы, давайте по цепочке прочтем их. Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами и не давай им прозвищ. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место. Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками. Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись! Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал). -Вы согласны с этими законами? -Замечательно, если все согласны с этими законами, тогда потренируемся в применении их на практике. Как вы поступите в ситуации? Если мой друг добился в чём-то успеха, то я Если я обидел своего друга, то я Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я: Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я Если у меня есть конфета, то я Если мой друг не умеет играть в игру, то я Если я вижу, что моему другу не нравится, как я с ним поступаю, то я.. |