СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час истории "История России - Петр Первый".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час истории с применением современных технологий «История России – Петр Первый» имеет следующее тематическое направление – патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

В 2018 году Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I». В указе отмечается огромное значение реформ Петра I для истории России. В связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения рекомендуется провести мероприятия, посвященные знаменательному юбилею.

Предстоящий юбилей имеет большое значение для системы образования и воспитания, так как дает возможность актуализировать внимание обучающихся к истории нашего Отечества, памятным датам, трудовым подвигам прошлых поколений, в которых заложен огромный потенциал для воспитания у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Просмотр содержимого документа
«Час истории "История России - Петр Первый".»


Муниципальное общеобразовательное учреждение Никулинская основная школа муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области










Час истории

«История России – Петр Первый»


патриотическое воспитание и формирование российской идентичности









2020, Никулино


  1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)


Час истории с применением современных технологий «История России – Петр Первый» имеет следующее тематическое направление – патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

В 2018 году Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I». В указе отмечается огромное значение реформ Петра I для истории России. В связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения рекомендуется провести мероприятия, посвященные знаменательному юбилею.

Предстоящий юбилей имеет большое значение для системы образования и воспитания, так как дает возможность актуализировать внимание обучающихся к истории нашего Отечества, памятным датам, трудовым подвигам прошлых поколений, в которых заложен огромный потенциал для воспитания у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и национального самосознания.


  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)


Воспитательное мероприятие ориентировано на обучающихся 4 класса (возраст 9 – 10 лет).


  1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)


Воспитательное мероприятие согласно воспитательному плану входит в раздел гражданско – патриотического воспитания, в план тематических занятий и мероприятий, посвященные 350-летию со дня рождения Петра I.

Преемственность тем школьного курса «Окружающий мир» УМК «Школа России» и воспитательной работы. В 4 классе на уроке «Окружающий мир» изучают тему «Петр Первый».


  1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия


Цель: создать условия для воспитания нравственных и эстетических чувств: к своему народу, Родине, традициям, героическому прошлому, для осознания и осмысления информации средствами самостоятельного обучения.

Задачи

Образовательные:

– способствовать формированию представлений о времени правления Петра Первого, его реформах;

– познакомить с жизнью Петра Первого.

Развивающие:

– создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь), аналитических способностей (анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы);

– содействовать развитию памяти, внимания, воображения, самостоятельной познавательной деятельности, умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

– формировать патриотических чувств: гордость за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране;

– обеспечить воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

Предметные результаты:

- получение новых знаний в рамках воспитательного мероприятия;

- применение и преобразование полученных знания в учебных, воспитательных и социальных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей;

- формирование научного типа мышления;

- применение знаний и умений в речевой практике.

Личностные результаты:

- внутренняя позиции обучающегося;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:

Познавательные

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему;

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

поиск и выделение информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации (запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст);

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Регулятивные 

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия,

вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


  1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора


Форма проведения воспитательного мероприятия – час истории с применением современных технологий. Данная форма соответствует теме мероприятия и возрасту воспитанников.


  1. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов


Педагогические технологии воспитательного мероприятия, используемые для достижения планируемых результатов: информационно – коммуникационная, игровая, групповая, исследовательская, здоровьесберегающая.

Методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов: беседа, элементы театрализации, наблюдение, поисковый, самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки).


  1. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия


Этапы подготовки воспитательного мероприятия: - подбирается необходимая литература из разных источников; - составляется сценарий мероприятия; - решаются организационные вопросы места и времени проведения воспитательного мероприятия; - определяются участники, распределяются роли; - продумываются вопросы оформления аудитории, подбираются костюмы; - решается информационно-коммуникационное обеспечение (музыка, видео, презентация); - проводятся консультации, индивидуальное и коллективное обсуждение. Этапы проведения воспитательного мероприятия:


1. Вступление. Звучит музыка. На фоне музыки учитель читает строки.

Сегодня час истории – 
В минуты сжатые века.
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!

Тема исторического часа «Имена России». Мы – жители большой страны, нас около 150 миллионов человек. Каждый из нас стремится принести пользу своей стране.

- Почему же только имена некоторых людей можно соотнести с Именем России? (Люди, которые внесли вклад в развитие страны, изменили ход истории, совершили героические подвиги, сделали открытия.)

- Зачем нам нужно знать об этих людях? (Мы, сегодняшнее поколение, можем взять с них достойный пример.)

- Таких людей в истории нашей страны было немало. Назовите, кого вы считаете достойными быть именем России. (Ответы детей)

- Среди ваших ответов прозвучало имя Петра I. Я согласна с вами, действительно Петр I сделал много для России. Предлагаю вам поговорить об этой исторической личности и сделать вывод: «Достоин ли Петр I быть одним из имен России?»

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Такие строки о Петре I написал А.С. Пушкин.

2. Основной этап.

1) Мотивация.

- Исторический час посвящён Петру Первому. Он правил Россией больше 36 лет.

- Что вы хотели бы узнать о Петре I? (Каким правителем был Пётр I?

Почему Петра I называли «Великим»? Какое было детство у Петра? Как изменилась жизнь страны и народа при Петре I?)

- Сегодня на воспитательном мероприятии проведем исследовательскую работу, найдем ответ на вопросы и выясним, достоин ли Петр I быть одним из имён России.

- Составим план исследовательской работы.

1. Исследование Интернет-ресурсов.

2. Военный парад.

3. Экскурсия в музей.

4. Проведем эксперимент.

5. В гостях у краеведов.

6. Видео обзор.

7. Лента времени.

2) Исследовательская работа.

1. Интернет-ресурсы.

- Ребята – исследователи воспользовались ресурсами Интернет и подобрали интересную информацию о Петре I.

1 исследователь. Пётр I родился 30 мая 1672 года. Пётр I стал царём в 10 лет вместе с братом Иваном. Иван болел, а Пётр был юным, поэтому за государственные дела временно отвечала старшая сестра Софья. По закону женщина не могла наследовать престол. Пётр был талантливым ребенком. Его интересовала наука, религия, военное дело, корабли.

2 исследователь. Всю жизнь Пётр I трудился. Просыпался царь рано и работал целый день.  Каждое утро Пётр I читал иностранные газеты и журналы. Отмечал в них карандашом, что нужно перевести на русский язык.  Осматривал работы на фабриках, в мастерских, на заводах. Часто посещал корабельные верфи и сам помогал рабочим.  В 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо.   В полдень обедал, кушал самые простые блюда.  После обеда отдыхал два часа.  Во время отдыха вырезал из дерева или кости скульптурки. Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы, давал распоряжения.

3 исследователь. Пётр I подавал пример простоты и бережливости.  С каждым из своих подданных он обращался просто.  От своих подданных требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду.  Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было».

4 исследователь. Летом Пётр I ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь.  Он запретил падать перед ним на колени. Низкопоклонство не любил.  «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных. Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость».  Он не любил, если кто, встретив его, остановится.  Таким он обыкновенно говорил: «У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».

5 исследователь. Государь не любил роскошь.  Одну рубаху носил по году, суконный кафтан по два года.  Нередко ходил в чулках, зашитых супругой.  Царь Пётр не раз говорил: «Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу». Царь Пётр I был бережлив.  Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата».

- С детства Петра I привлекало воинское дело. Со своими сверстниками он играл в солдаты. Пётр из них составлял «потешные полки», командовал ими, учился с ними солдатскому строю, оборонять и штурмовать укрепления. Со временем игра перешла в воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя. Из «потешных полков» образовались два полка Преображенский и Семеновский, которые впоследствии стали основой армии. Победы в сражениях: взятие крепости Нотебург, Полтавская битва, завершение Северной войны, говорят о сильной и подготовленной армии.

2. Минутка отдыха. Игра «Военный парад».

3. Экскурсия в музей.

- Совершим онлайн экскурсию в музей. Слово нашим экскурсоводам.

1 экскурсовод. Обратим внимание на корабли Петра I, построенные в Воронеже. Маленький Пётр осматривал старые вещи в доме деда Никиты Ивановича Романова и нашел лодку.  Это был английский бот. Пётр хотел отправиться в плавание по реке Яузе, но лодка требовала ремонта.  Тотчас отправился Пётр искать плотника.  В детстве царь боялся воды, много усилий приложил, чтобы преодолеть страх.   Пётр I выписали из Голландии мастеров для постройки корабельной верфи.  Он изучил все чины сухопутной военной службы, научился строить корабли и узнал морскую службу.  Главный корабельный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра.  Пётр сам забивал гвозди, клал каждую доску.  Невероятно, но факт, Пётр I опередил своего учителя и закончил работу раньше.

2 экскурсовод. Рассмотрим картину И.Филипса «Укорочение кафтанов на заставе». У наших предков были длинные кафтаны и бороды. Этим они отличались от европейцев.  Пётр привозил из-за границы иностранцев, которые выходя на улицу,  подвергались опасности.  Царь издал указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороду, носить новое платье, похожее на платье немцев и голландцев.  Пётр приказывал на улицах обрезать полы кафтанов и брать штрафы с с тех, кто не хотел расстаться с бородой.  

3 экскурсовод. Государь заботился о грамотности страны.  Бывая за границей, Пётр I видел, что там, благодаря наукам, многое лучше устроено, чем у нас. Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут пользы, если в России не будет образованных людей.  По царскому указу в Москве, Петербурге и других крупных городах были открыты училища для детей дворян.  Неграмотный дворянин не мог поступить на службу и терял права дворянства.

При Петре в 1704 году вышла в свет первая русская газета «Ведомости».

В 1710 году Пётр I издал указ о введении для печатной продукции нового гражданского шрифта. 

4 экскурсовод. Обратим внимание на картину А.В.Серова «Пётр  I на набережной Невы». 16 мая 1703 года царь Пётр прогуливаясь, воль реки, срубил березу и сделал из неё крест.  Сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла». Крепость стала называться Петропавловской. Вскоре вокруг крепости построился город – Санкт-Петербург, город святого Петра. Трудно было строить город на болотистой мести.  Для Великого Петра не существовало препятствий.  Десятки тысяч рабочих из разных областей были вызваны для постройки города.  Всеми работами царь лично руководил. Пётр  I трудился с топором в руке.  

5 экскурсовод. Для Петра I был построен небольшой домик.  Он сохранен и поныне. Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф, стул. Все сделано Петром I. Пётр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами. Был строг и справедлив, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой. Свой город он называл раем, где он беседовал запросто с матросами, крестил детей, ходил за гробом простых людей.

- Вникал Пётр в большое и малое.  Заметил царь, что не слышно пение птиц по берегам Невы, велел купить несколько тысяч и выпустить в Петербурге. Послушать пение певчих птиц. (Минутка отдыха. Упражнение на релаксацию.)

4. Проведем эксперимент.  

- Прочитайте зашифрованные записи, используя славянский алфавит и гражданскую азбуку Петра I.

1) «Слово», «иже», «мыслите», «буки», «иже», «рцы», «слово», «како»

2) А Ж Б Б, А Ж Б В

- Получим: Симбирск 1722 год – первый приезд царя Петра I в Симбирск.

5. В гостях у краеведов.

- Спросим у краеведов.  Краеведы изучили материалы о пребывании Петра в Симбирске.

1 краевед. Пётр I был в Симбирске два раза. Первый раз в 1722 году, проездом в город Астрахань. Пётр I остановился в Симбирске по случаю сильной бури на Волге. В память этого события, была построена церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая существует и в наши дни.

2 краевед. Второй раз Пётр I был в Симбирске в 1723 году, отправляясь походом в Дербенту. Пётр останавливался под Симбирскою горою. Как гласит предание, кушал чай на берегу реки Волги. Имеются завписи, что во время пребывания Государя, во всех церквах производился трезвон.

(Симбирский сборник 1868 г., стр. 144)

Сценка

(Петр подошел к воеводе, принял расшитое полотенце с хлебом – солью, отломил кусочек, обмакнул в солонку.)

Воевода (повалился на колени)

- Бьем челом великому государю мы, холопы грешные.  Помилуй и спаси в великодушии своем царском.

Петр (удивился, поморщился и сказал)

- Встань!  Велю, встань! (прохаживается)  Неудобно дома поставлены, в тесноте, от огня опасно и без всякого манеру.

Воевода (вздыхает)

- Обвыкли уж, Петр Алексеевич, в тягости пребывать.  На всё воля божья. Изволите, батюшка Петр Алексеевич, отобедать?

Петр

-Нет,  желаю сначала осмотреть город. (идут) Вижу, вижу, подмели да выскребли всё усердно для царского осмотру.  А в иные дни хлев вокруг?

(идут дальше) Ну, где деньги награбленные прячешь?

Воевода  

- Здесь, в подвале.

Петр  

- Много ль там у тебя?

Воевода

- Рублев с тысячу.

Петр

- Точно ль  столько, без утайки?

Воевода

- Как на духу, государь.

Петр

-Проследи, Алексашка, чтоб золото и серебро в казну внёс, в приказных бумагах отметил.  А медь раздать нищим на папертях! Нерадением своим ты причинил казне великие убытки, государству разорение, а людям тягость.  Но прощаю тебя, вижу – не врал и покаялся.  Но ежели ещё раз попадешься…

Воевода

- Батюшка-государь…

Петр

- Молчи!  Извести жителей, чтоб к полудню были на Симбирской горе.  Волю свою царскую объявлю народу. (пауза) Волею своею царскою повелеваю отвесть жителям Симбирска по их челобитью и на их потребу земли с сенокосными и лесными угодьями столь много, сколь видно мне с сего места.  И впредь отчуждениев с той земли никому не делать и сыску никакого не чинить.  Отныне и до веку!

6. Видео обзор.

- Посмотрим видеоролик о Петре I.

- Пётр I Алексеевич, прозванный Великим – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). В царствование Екатерины II Петру Великому воздвигнут памятник на берегу Невы в Петербурге.  На вершине скалы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли.  Пётр Великий указывает путь, говоря нам: «Пред вами храм наук и искусств.  Туда!  Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»

7. Лента времени.

- Отметим на ленте времени исторические даты, связанные с Петром I.

1722 год – первый приезд царя Петра I в Симбирск

1723 год – второй приезд царя Петра I в Симбирск

1704 год – вышла в свет первая русская газета «Ведомости»

1710 год –  указ о введении нового гражданского шрифта

1672 год – год рождения Петра I

1682 год – провозглашен царём всея Руси

1721 года - первый Император Всероссийский

3. Подведение итогов.  

- Выбираем самое важное, что можно добавить в таблицу «Царь – человек» (работа в парах).

На доске выставлены карточки со слов детей:

ЦАРЬ

ЧЕЛОВЕК

Открыл школы

Построил город Петербург

Учеба

Создал армию, флот, заводы, фабрики

Вышла первая газета

Ввел арабские цифры

Новый год стали отмечать 1 января

Трудолюбивый

Простой

Требовательный

Не любил роскошь

Бережливый

Любознательный

Решительный

Сильный

- Ответим на вопросы, которые вас интересовали. Каким правителем был Пётр I? Почему Петра I называли «Великим»? Какое было детство у Петра? Как изменилась жизнь страны и народа при Петре I?

- Тема исторического часа «Имена России». Достоин ли Петр I быть одним из имен России?

4. Рефлексия.

- Составим синквейн «Петр I».

Информация. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. 

Первая строка – заголовок.

Вторая строка – два прилагательных.

Третья строка – три глагола.

Четвёртая строка – предложение.

Пятая строка – синоним.

Петр 1.
Великий, известный.
Правил, владел, командовал.
Представитель династии Романовых.
Царь.


  1. Ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально – технические, информационные)


Кадровые ресурсы

Учителя начальных классов, истории с высшим или средне специальным образованием, прошедшие курсы повышения квалификации и аттестацию.


Методические ресурсы

  1. Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир», Поглазова О.Т.  Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2004.

  2. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий празднования 350-летия со дня рождения Петра I «Первый Российский Император» https://обру.рф/wp-content/uploads/bids/к-350-ЛЕТИЮ

Информационные ресурсы

  1. Алексеев С.П. «Книга для чтения по истории нашей родины». Москва «Просвещение» 1987

  2. «Большая школьная энциклопедия» Русское энциклопедическое товарищество Москва 2003.

  3. Википедия – свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I

  4. Сетевое издание «Ulpressa» https://ulpressa.ru/2018/06/21/он-предрек-краю-большое-будущее-и-высе/

  5. Сказ про царя-плотника. Пётр I https://vk.com/video-11283947_456239193


Материально – технические ресурсы

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска


  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя


1. Перед мероприятием необходимо проверить уровень подготовленности всех участников, внести последние коррективы.

2. Четкая, слаженная работа всех участников организации мероприятия позволит провести его на высоком уровне.

3. Необходимо следить за ходом мероприятия, по возможности вносить коррективы в сценарий.