МОАУ «ООШ № 41 г.Орска»
5класс
Кл. руководитель Бахтеева Р.Т.
Час памяти «Конец войны, начало мира»
Памятная дата России – 3 сентября 1945 года – День окончания Второй мировой войны. Во Вторую мировую войну, продолжавшуюся шесть лет с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года, было втянуто 61 государство. Военные действия велись на территории 40 государств, на суше, в морях и океанах.
3 сентября 1945 года советская пресса опубликовала обращение Сталина к народу. Там говорилось об окончании войны с Японией. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года 3 сентября объявили праздником Победы над Японией. Два года (1945 и 1946) этот день был праздником и нерабочим днем.
До 2020 года эта дата, как День окончания Второй мировой войны, отмечалась 2 сентября, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 1(1) Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»» от 23 июля 2010 года. Но в апреле 2020 года в данный закон были внесены изменения, согласно которым празднование было перенесено на 3 сентября, а согласно Федеральному закону, принятому Государственной Думой 20 июня 2023 года и одобренному Советом Федерации 21 июня 2023 года, наименование Дня воинской славы было изменено на «День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны (1945 год)».
Самая крупная в истории человечества война двух мировых военно-политических коалиций продолжалась шесть лет — с 1 сентября 1939 года и до 2 сентября 1945 года. Она охватила территории 40 государств трех континентов: Европы, Азии, Африки, а также все четыре океанских театра (Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый). В нее было втянуто 61 государство, а общая численность человеческих ресурсов, ввергнутых в войну, превышала 1,7 млрд. человек. Великая Отечественная война, когда фашистская Германия напала на СССР, началась 22 июня 1941 года, тогда же было положено начало созданию антигитлеровской коалиции.
8 мая 1945 года в Берлине был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил, а 9 мая объявлено в СССР Днем Победы. Великая Отечественная война закончилась.
Желая обезопасить свои границы на Дальнем Востоке и идя навстречу союзникам, СССР на Ялтинской и Потсдамской конференциях руководителей трех союзных держав принял на себя обязательство вступить в войну с Японией спустя два-три месяца после окончания войны с Германией. 8 августа 1945 года, в соответствии с данными обязательствами, Советский Союз объявил войну Японии и 9 августа начал военные действия.
На заключительном этапе Второй мировой войны, в ходе проведения Маньчжурской стратегической, Южно-сахалинской наступательной и Курильской десантной операций, группировка Вооруженных сил СССР на Дальнем Востоке разгромила войска японской Квантунской армии и освободила северо-восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Военно-экономический потенциал Японии оказался серьезно подорванным, а разгром Квантунской армии вынудил страну капитулировать.
Вторая мировая война была завершена. Она принесла неисчислимые разрушения и огромные потери всем участвовавшим в ней государствам. В ней погибло свыше 55 миллионов человек. Наибольшие жертвы понес Советский Союз, потерявший 27 миллионов человек.
Герои советско-японской войны 1945 года:
Мария Цуканова. Санинструктор 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота. 14 августа 1945 года участвовала в высадке десанта в корейский порт Сэйсин (ныне Чхонджин). Во время боя оказывала медицинскую помощь раненым, вынесла с поля боя 52 раненых десантника. Была дважды ранена, но отказалась покидать поле боя.
Баляев Яков Илларионович. Краснофлотец, пулемётчик 355-го отдельного батальона морской пехоты. В ночь на 14 августа 1945 года батальон получил задачу высадиться в порту Сейсин и захватить его. Баляев был ранен в ногу, но продолжал уничтожать врага, прикрывая своих бойцов.
Ильяшенко Георгий Данилович. Лётчик 4-го минно-торпедного авиационного полка (2-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Тихоокеанского флота). Совершил три боевых вылета на порт Расин и коммуникации японских войск. В составе авиационного звена лейтенант Г. Д. Ильяшенко потопил 2 вражеских транспорта.
Яровой Артемий Сергеевич. Капитан батальона 214-го стрелкового полка (12-я стрелковая дивизия). Батальон под его командованием 9 августа 1945 года форсировал реку Амур, освободил китайские города Цике и Сюнхэ.
Ситников Василий Петрович. Ефрейтор, командир миномётного отделения 74-го батальона морской пехоты (13-я бригада морской пехоты, Тихоокеанский флот). Принимал участие в Советско-японской войне, в частности, в боях за корейский порт Сейсин.
Гвардии лейтенант Анатолий Михайлович Андреев — командир танка 13-го гвардейского отдельного тяжёлого танкового полка, Герой Советского Союза. Звание присвоено 10 апреля 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при отражении контратак танков и пехоты противника в течение 3 суток в осаждённом врагом танк
Павел Фёдорович Давыдов (17.01.1902 — 19.05.1994) — гвардии подполковник, заместитель командира 140-го гвардейского стрелкового полка по политчасти 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Звание Героя присвоено 15 мая 1946 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Одер, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки.
Виталий Андреевич Сорокин (25.11.1921 — 14.11.1985) — лейтенант, командир звена 24-го бомбардировочного авиаполка. Звание Героя присвоено в 1946 году за 74 боевых вылета, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
Аркадий Петрович Чернышев (1917 — 26.03.1944) — гвардии капитан, командир эскадрильи 1-го гв. минно-торпедного авиаполка. Звание Героя присвоено 22 января 1944 года за 262 успешных боевых вылета, потопление 5 транспортов противника.
Николай Прокофьевич Шелухин (11.12.1922 — 14.10.1969) — лейтенант, командир роты автоматчиков 737-го стрелкового полка 206-ой стрелковой дивизии. Звания Героя удостоен 3 июня 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки.
Победа СССР и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией и милитаристской Японией в данной войне имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества, коренным образом изменила расстановку политических сил в мире.
История России всегда была богата знаменательными событиями, достойными быть увековеченными в народной памяти. Во все века героизм и мужество русских воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Памятная дата — 3 сентября — это своего рода второй День победы — победы над милитаристской Японией, которой как раз и закончилась Вторая мировая война.
МОАУ «ООШ № 41 г.Орска»
5класс
Кл. руководитель Бахтеева Р.Т.
Час информации «Подвиги советских солдат: «Русские в Войне с Японией 1945 года»
Исторический контекст
Советский Союз вступил в войну с Японией 8 августа 1945 года, спустя несколько месяцев после окончания боевых действий в Европе. Эта война стала следствием обязательств, взятых СССР на Ялтинской конференции, где Сталин пообещал внести вклад в освобождение Дальнего Востока от японской оккупации.
(Ялтинская конференция)
Операция "Деревянная коса"
Одной из первых крупных операций советских войск стала операция "Деревянная коса", проведенная на Курильских островах. 18 августа 1945 года началась высадка десанта на острова Шумшу и Парамушир. Советские солдаты столкнулись с ожесточенным сопротивлением японских войск, но благодаря мужеству и самоотверженности смогут добиться решающей победы.
Подвиг генерала Мерецкова
Особое внимание стоит уделить фигуре генерала армии Александра Мерецкова, командующего 1-м Дальневосточным фронтом. 19 августа 1945 года, в ходе боя за острова, его войска нанесли сокрушительный удар по японским позициям, что позволило захватить важные стратегические точки. Мерецков не только проявил мужество в планировании операций, но и вдохновил своих солдат на героические действия.
(Кирилл Афанасьевич Мерецков)
Бои за Манчжурию
Еще одним значимым моментом войны с Японией стали бои в Манчжурии. С 9 августа по 2 сентября 1945 года советские войска освободили Маньчжурию от японских оккупантов. В операции приняло участие более 1,5 миллиона солдат. Ключевым этапом стал бой при реках Халхин-Гол, где советские и монгольские войска смогли нанести серьезный урон японским силам.
Прорыв на Хоккайдо
Советское наступление также охватило японский архипелаг Хоккайдо, где велись бои за захват города Вакканай. 1 сентября 1945 года в число сражавшихся вошел и 25-й стрелковый корпус под командованием генерала Пузикова. В результате напряженных боев и несоразмерных потерь японская армия была выбита из города, что стало ещё одной вехой в советской победе.
(Остров Хоккайдо)
Дорогая победа и тяжёлые потери
Несмотря на успехи, война с Японией оказалась тяжелым испытанием для советских солдат. Согласно оценкам, потери СССР составили более 12 тысяч человек, что подчеркивает серьезность всех боевых действий. Но для многих солдат, подобных сержанту Борису Кузнецову, каждый день на передовой был настоящей проверкой на мужество и верность своему народу.
(Герой Советского Союза Кузнецов Борис Кириллович) Заключение
Война с Японией в 1945 году стала знаковым событием в истории СССР, окончательно расправившимся с японской агрессией на Дальнем Востоке и укрепившим позиции советской армии на международной арене. Подвиги русских солдат, проявленная храбрость и стратегическое гении весомых личностей, таких как генерал Мерецков, заслуживают нашего уважения и памяти. Эти события остаются важной частью нашей истории и свидетельствуют о великом мужестве, неподдельной преданности и стойкости тех, кто отстоял свободу в условиях самой беспощадной войны.
Час информации «Подвиги советских солдат: «Русские в Войне с Японией 1945 года»
9 сентября для обучающихся 5 класса был проведен час информации, посвященный Дню окончания Второй мировой войны.
2 сентября в Российской Федерации отмечается как «День окончания Второй мировой войны (1945 год). Эта памятная дата установлена согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 1(1) Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»», подписанная президентом РФ Дмитрием Медведевым 23 июля 2010 года.
В День окончания Второй мировой войны мы вспоминаем наших воинов – героев, защитивших не только свою страну, но и все человечество от ужасов фашизма. Этот праздник является символом общенационального единения и подтверждением величия России.
Час мужества «Конец войны, начало мира»
3 сентября для обучающихся 5 класса был проведен час мужества, посвященный Дню окончания Второй мировой войны. Этот день имеет особое значение для нашей страны и всего мира.
Важно отметить, что именно 2 сентября Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, а 3 сентября Советский Союз праздновал Великую победу.
В ходе урока мужества ребята узнали о том, сколько стран были вовлечены в крупнейшую войну в истории человечества, обсудили причины Второй мировой войны и познакомились с составами противоборствующих военных блоков.
Акцент мероприятия был сделан на том, что страшное зло могло распространиться по всему миру, если бы советский народ не одержал Победу.
Вспомнили и о защитниках Дальнего Востока и Приморья, чьи имена носят улицы городов.
Мы должны помнить и чтить подвиг наших предков и их вклад в мирную жизнь современных государств.
Давайте вместе сохранять память о тех, кто отдал свои жизни за наше будущее и мир на Земле!
МОАУ «ООШ № 41 г.Орска»
Классный час в 5 классе «Терроризм – чума XXI века»
Классный руководитель Бахтеева Р.Т.
Цели и задачи:
- сформировать у обучающихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении; объяснить сущность терроризма; осветить проблему терроризма в России и мире;
ознакомить обучающихся с основными правилами поведения в условиях теркта.
Введение
Учитель: Ребята, сегодняшний классный час мне хотелось бы начать со стихотворения Константина Московских. Послушайте его, пожалуйста.
Гибель человека оправдана в бою,
Если он сражается за родину свою,
Если же захватывать он идет народ,
Про него в истории скажут мол, «урод».
Если люди гибнут в мирных городах,
Виноваты звери в черных бородах,
Убивать невинных, это как фашизм,
Только вот назвали это терроризм.
Взорваны вокзалы в крупных городах,
Я не верю в сказку: «Нас послал Аллах».
Бог один на свете и у нас в груди,
Кришна, Будда, Лама, как не назови.
Бог нам дал рожденье, чтобы мирно жить,
Многие не стали даром дорожить.
Взорванный автобус с тридцатью детьми,
Террористы – гады, черт их всех возьми.
Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение. (Ответы обучающихся)
Это стихотворение определяет тему нашего классного часа, которая звучит следующим образом: «Терроризм – чума XXI века».
2. Рассказ учителя
Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror – страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Это разные формы противоправных насильственных действий против населения.
Угроза терроризма возрастает во всём мире в связи с ростом доступности мощных средств разрушения, таких как взрывчатка и материалы для ее производства. Особую опасность представляет применение террористами химического, биологического и даже ядерного оружия.
Правительства противодействуют терроризму, чтобы поддержать стабильную политическую ситуацию.
А сейчас я приведу несколько примеров терактов Новейшего времени:
- 2002, Норд-Ост – захват театра в Москве.
- 2003, 5 июля взрыв на рок-концерте «Крылья» на Тушинском аэродроме. 18 убитых.
- 2004, 6 февраля произошел мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибли 41 человек, ранено 250.
- 2004, 24 августа – взрыв двух российских пассажирских самолетов. 87 убитых.
- 2004, 31 августа – взрыв рядом со станцией метро «Рижская». 10 человек погибли, более 50 получили ранения.
- 2004 – захват школы в Беслане.
- 2005, 7 июля – серия взрывов в лондонском метро и городских автобусах, около 90 человек погибло, более 1000 ранено.
- 2007, 13 августа – подрыв поезда «Невский экспресс».
- 2008, 6 ноября – подрыв маршрутного такси во Владикавказе.
- 2010, 29 марта – взрывы в Московском метро: станции «Лубянка» и «Парк Культуры».
- 2011, 24 января – взрыв в аэропорту «Домодедово».
Учитель. А кто же такой террорист?
Исследователи предлагают 3 модели личности террориста:
1. Личность, руководствующаяся своими собственными убеждениями(религиозными, идеологическими, политическими) и искренне убежденная в необходимости своих действий для общества.
2. Агрессивная личность, совершающая агрессивные действия из-за невозможности удовлетворения какой-либо жизненно важной цели.
3. Личность с психо- или социопатологическим развитием (часто связано с аномальными отношениями в семье).
Учитель. В Уголовном Кодексе Российской Федерации есть статья, в которой говорится об ответственности за совершение террористических актов.
Статья 205. Террористический акт.
1. Террористический акт или угроза совершения террористического акта – наказываются лишением свободы на срок от 8 до12 лет.
2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия, - наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
3. Те же деяния, если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет.
Ответственность предусмотрена также за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, а также содействие террористической деятельности.
А где террористы чаще всего совершают взрывы?
По данным МЧС, в большинстве случаев террористы выбирают известные места со значительным скоплением людей. Во-первых, там легче затеряться и замаскироваться от правоохранительных органов. Во-вторых, - значительная огласка в прессе. В список излюбленных террористами мест попадают международные аэропорты, концерты и фестивали, станции и поезда метро, магазины и разного рода массовые общественные мероприятия.
Учитель. Ребята! А как же вести себя, если вы вдруг попали в такую ситуацию?
( дети отвечают, а затем вместе с учителем формулируют правила поведения при теракте)
Правила поведения при теракте.
Если Вам довелось оказаться в подобном месте, первым делом постарайтесь, как можно подробнее выяснить расположения всех запасных выходов из помещения и продумать план выхода из здания в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Заложникам необходимо собраться с мыслями и успокоиться. Не надо паниковать, разговаривайте спокойным голосом и ни в коем случае не провоцируйте террористов к активным действиям против себя. Не старайтесь скрыться, отобрать оружие или оказать физическое воздействие. Не стоит пытаться уговаривать преступника, делать попытки примирения и даже просто смотреть ему в глаза. Все требования террористов обязательны для исполнения, особенно это важно в первые полчаса. Любые самовольные действия должны пресекаться на уровне задумок – лучше спрашивать разрешения на любые передвижения. Если Вы оказались ранены, постарайтесь как можно меньше двигаться, дабы избежать потере крови. Рану необходимо перевязать разорванной одеждой, например рубашкой или платком.
Ваша цель – выжить. Не отключайтесь от происходящего, запоминайте приметы террористов, их внешние признаки, имена, клички, особенности поведения и речи, планы и намерения.
В момент начала штурма стоит лечь на пол лицом вниз, защищая голову руками, и не делая лишних движений. Если есть возможность двигаться – следует спрятаться подальше от окон и дверей. Категорически запрещается двигаться навстречу сотрудникам спецслужб или наоборот убегать от них, иначе есть риск, что вас примут за террориста. Не следует жаловаться и выражать возмущение действиями правоохранительных органов – они направлены на ваше же благо.
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.
Рефлексия.
Учитель: Давайте поддержим всех людей и нарисуем рисунки на эту тему.
Отчет о проделанной работе по противодействию терроризму. |
Терроризм – это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. |
3 сентября в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом в 5 классе прошел классный час "Терроризм чума XXI века ".
Целью классного часа было донести до детей опасность терроризма как социального явления и призвать к солидарности в противодействии ему. Ребята вместе с классным руководителем обсудили значение этого Дня и его связь с трагическими событиями в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Раяна Тауфиковна рассказала о захвате школы №1 в Беслане, о количестве жертв и о последствиях теракта. Несомненно, такие беседы помогают сформировать у обучающихся понимание того, что терроризм – это насилие, направленное на устрашение общества, и подчеркнуть важность уважения прав человека как основы борьбы с ним.
Целью классного часа было донести до детей опасность терроризма как социального явления и призвать к солидарности в противодействии ему. Ребята вместе с классным руководителем обсудили значение этого Дня и его связь с трагическими событиями в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Татьяна Владимировна рассказала о захвате школы №1 в Беслане,о количестве жертв и о последствиях теракта. Несомненно такие беседы помогают сформировать у обучающихся понимание того, что терроризм – это насилие, направленное на устрашение общества, и подчеркнуть важность уважения прав человека как основы борьбы с ним.
МОЯ
РОССИЯ
БЕЗ
ТЕРРОРА