1. Актуализация и пробное учебное действие. 2. Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа | Приём «Жокей и лошадь» Описание. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вто- рые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». На данном уроке «жокеям» даются карточки с определением или отдельным признаком части речи, другой группе – карточки с ответом. Задача объединившихся пар – назвать часть речи и ее признаки и объяснить свою точку зрения. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. Работа с текстом на слайде. Ч..рный ворон долго царапал крыльями небо, ... большая косматая туча уп..ралась в со..нце головой. … ветер ра..брасывал п..рины других обл..ков, птица ул..тела, ... туча (не)заметно для глаз спустилась к радуге на землю. Вот тогда над цветочной скатертью поля вновь зас..яло личико неба. В траве застр..котали кузнечики. Послышался шум д..лёкой сельской улицы. (Ф. Нестеров.) – Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. – Какие союзы, как вам кажется, пропущены в этом тексте? (Пока, когда, а.) Охарактеризуйте их. – Для чего служат союзы? – Выполните синтаксический разбор первого или второго предложений. – Перечислите предлоги, использованные в тексте. Для чего они служат? – Разберите по составу слово разбрасывал. – Выполните фонетический разбор слова засияли. – Перечислите наречия, использованные в тексте, определите их смысловые группы1 | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Уст- ные ответы, вопросы для уточнения информации |
Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Выполнение физических упражнений |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам | – Какой частью речи является слово вот в третьем абзаце? – Меняется ли смысл сказанного при исключении из текста данного слова? Слово вот – частица. Можно ли утверждать, что данное слово вносит дополнительный смысловой оттенок в предложение? – Чем частица отличается от самостоятельных и служебных частей речи? Сделайте свои выводы. Организует и сопровождает деятельность учащихся. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют цель урока | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Вопросы для уточнения информации |
4. творчес- кая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися | Запись выводов на доске и в тетради. Образец записи. Частица 1. Нет лексического значения. 2. Нельзя поставить вопрос. 3. Не является членом предложения. 4. Придаёт различные оттенки значений словам, предложениям. 5. Может служить для образования форм слова (бы). Чтение материала учебника (с. 164) | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Уст- ные сообщения, ответы на вопросы |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268). Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса | Строят понятные для партнера высказывания, выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации, выполнение заданий в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценива- ние за работу на уроке | – Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложение. Для чего еще служат частицы в речи? – Какие частицы вы будете использовать для образования условного наклонения? (Бы.) – Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (Пусть, пускай, давай, да.) – Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения? (Нет.) – Составьте предложения, используя частицы (1-й вариант – для образования глаголов условного наклонения; 2-й вариант – повелительного). Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий в тетрадях, оценивание рабо- ты учащихся |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Приём «Телеграмма» Вариант 1. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте (обменяться). Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Листы обратной связи |