Конспект урока по истории 7 класс
Тема: Человек, общество, государство
Тип урока: самостоятельная работа с учебником
Инструкция для учащихся с ОВЗ: Прочитай вопрос и постарайся дать на него краткий и точный ответ. Работа с учебником по параграфу 5.
1. Какие две основные задачи были у государства изначально?
2. Откуда король получал основные доходы во времена раздробленности?
3. Что такое «новое государство», которое начало складываться с конца XV века?
Ответ: Это государство, которое активно вмешивается в жизнь страны: регулирует торговлю, поощряет науку, собирает налоги.
4. Как называется форма правления, при которой монарх обладает абсолютной, ничем не ограниченной властью?
5. На кого стали опираться монархи для управления страной вместо старых сеньоров?
6. Перечисли три основных сословия в обществе раннего Нового времени.
Ответ: 1) Духовенство, 2) Дворянство, 3) Все остальное население (третье сословие).
7. Какая была главная привилегия у духовенства и дворянства?
8. Кто такие бюргеры (буржуа)?
Ответ: Состоятельные горожане (купцы, банкиры, владельцы мануфактур) из третьего сословия.
9. Что появилось в домах богатых людей в XVI-XVII веках вместо сундуков?
10. Какая страна стала законодательницей моды в XVII веке?
Часть 1. Государство и власть
1. Назовите две первоначальные основные задачи государства.
Ответ: Защита от внешних врагов и вершение суда.
2. Что было основным источником доходов монарха в период раздробленности?
Ответ: Доходы с его собственных земель (домен).
3. Что такое «новое государство» и чем оно стало заниматься?
Ответ: Это государство, которое с конца XV века начало активно вмешиваться в жизнь страны: регулировать торговлю (через пошлины), поощрять производство и науки, собирать больше налогов.
4. Какая форма правления, при которой власть монарха считается абсолютной и ничем не ограниченной, окончательно сложилась в XVI веке?
Ответ: Абсолютизм.
5. Назовите две новые опоры власти монарха, пришедшие на смену старой знати.
Ответ: 1) Бюрократический аппарат (чиновники). 2) Наёмная армия.
6. Что сдерживало власть абсолютного монарха, несмотря на всю её полноту? (Назовите не менее двух факторов)
Ответ: Традиции, уважение к правам и собственности подданных, а также вольности отдельных городов и сословий.
Часть 2. Общество: сословия и их жизнь
7. Перечислите три основных сословия европейского общества.
Ответ: 1) Духовенство, 2) Дворянство, 3) Третье сословие (все остальные).
8. Какой была главная привилегия первых двух сословий?
Ответ: Освобождение от уплаты большинства налогов.
9. Кто входил в третье сословие? Почему его состав называют неоднородным?
Ответ: В него входили все, кто не был дворянином или священником: от беднейших крестьян и рабочих до богатейших купцов и банкиров. Поэтому оно было очень неоднородным по богатству и образу жизни.
10. Как назывался богатый, образованный слой горожан внутри третьего сословия, который постепенно начинал играть всё более важную роль?
Ответ: Буржуазия (во Франции) или бюргерство (в германских землях).
11. Что изменилось в планировке и обстановке домов богатых людей к XVII веку? (Назовите не менее двух изменений)
Ответ:
Появились коридоры и отдельные комнаты вместо анфилад.
Мебель стала неразборной, более разнообразной и богато украшенной (появились шкафы вместо сундуков).
Дома стали лучше отапливаться и освещаться благодаря удешевлению стёкол.
12. Какая страна стала законодательницей моды в XVII веке?
Ответ: Франция.
13. Как изменилось положение женщины в обществе в XVI-XVII веках?
Ответ: Оно возросло. Женщины стали играть более самостоятельную роль: управляли государствами (королевы), становились хозяйками литературных салонов, участвовали в общественной жизни, помогали мужьям в бизнесе.
14. Почему XVI-XVII века называют «эпохой революции в образовании»?
Ответ: Потому что повсеместно росло стремление к грамотности, увеличивалось число людей, умеющих читать и писать, а также начали формироваться современные принципы обучения (классы, уроки, наглядность), чему способствовал педагог Ян Амос Коменский.
Вопросы
Часть 1. Государство и власть
1. Назовите две первоначальные основные задачи государства.
2. Что было основным источником доходов монарха в период раздробленности?
3. Что такое «новое государство» и чем оно стало заниматься?
4. Какая форма правления, при которой власть монарха считается абсолютной и ничем не ограниченной, окончательно сложилась в XVI веке?
5. Назовите две новые опоры власти монарха, пришедшие на смену старой знати.
6. Что сдерживало власть абсолютного монарха, несмотря на всю её полноту? (Назовите не менее двух факторов)
Часть 2. Общество: сословия и их жизнь
7. Перечислите три основных сословия европейского общества.
8. Какой была главная привилегия первых двух сословий?
9. Кто входил в третье сословие? Почему его состав называют неоднородным?
10. Как назывался богатый, образованный слой горожан внутри третьего сословия, который постепенно начинал играть всё более важную роль?
11. Что изменилось в планировке и обстановке домов богатых людей к XVII веку? (Назовите не менее двух изменений)
12. Какая страна стала законодательницей моды в XVII веке?
13. Как изменилось положение женщины в обществе в XVI–XVII веках?
14. Почему XVI–XVII века называют «эпохой революции в образовании»?
Вопросы для учащихся с ОВЗ
1. Какие две основные задачи были у государства изначально?
2. Откуда король получал основные доходы во времена раздробленности?
3. Что такое «новое государство», которое начало складываться с конца XV века?
4. Как называется форма правления, при которой монарх обладает абсолютной, ничем не ограниченной властью?
5. На кого стали опираться монархи для управления страной вместо старых сеньоров?
6. Перечисли три основных сословия в обществе раннего Нового времени.
7. Какая была главная привилегия у духовенства и дворянства?
8. Кто такие бюргеры (буржуа)?
9. Что появилось в домах богатых людей в XVI-XVII веках вместо сундуков?
10. Какая страна стала законодательницей моды в XVII веке?