Лисина Алла Владимировна, учитель физической культуры высшей квалификационной категории.
Сравнительный анализ модульного и сорокаминутного урока физической культуры.
Слайд 2
Во время учебы в школе, дети получают умения и знания, проходят школу воспитания, формируется основа морально-волевых качеств, которые необходимы для дальнейшей жизни. Но насколько глубокими и обширными знаниями ни обладал ребенок, какой бы отличной ни была его подготовка ко взрослой, самостоятельной жизни, многое у ребенка скорее всего не получится, если с самого детства не заложить фундамент крепкого здоровья. Потери в этом случае понесет и сам человек, и все общество.
Двигательная активность – это насущная потребность детского организма!
Слайд 3
Она является не только особенностью высокоорганизованной живой материи, но и необходимым условием самой жизни. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Чем больше ребенок будет активен в течение дня, тем лучше у него будут формироваться новые условно — рефлекторные двигательные акты, которые ускоряют образование новых навыков бытового и трудового плана.
Слайд 4
Сложившаяся традиционная система физического воспитания не способствует эффективному формированию потребности в здоровом образе жизни, в физической культуре. Школьники в силу этой системы и условий, ее обеспечивающих, не получают должного физкультурного образования, что наносит непоправимый ущерб их развитию и состоянию здоровья. Если окружающая среда не благоприятна, а в школе не уделяется достаточного внимания на формирования потребности в здоровом образе жизни, тогда у школьников постепенно начинает формироваться пассивный стиль поведения личности. Не придавая значения сохранения ее здоровья, человек постепенно теряет его, предпочитая низкую двигательную активность, а порой и вовсе разрушает, приобщаясь к табакокурению, алкоголю и наркомании. Поэтому обострилась проблема поиска наиболее эффективных путей формированию потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры.
Проведем сравнительный анализ сорокаминутного и модульного урока. Для этого рассмотрим примеры планов – конспектов.
Слайд 5-8
1. План – конспект сорокаминутного урока.
Слайд 9-12
2. План – конспект модульного урока.
Проведя сравнительный анализ модульного и сорокаминутного урока, я пришла к выводу:
1)модульный урок принесёт больше пользы, так как ученик получит достаточную нагрузку;
2)учитель выделит больше времени для индивидуальной работы с учеником;
3)благодаря проверке выполнения домашнего задания во время урока, ребёнок совершенствует свои физические качества.
Слайд 13
На основании выше изложенного открывается возможность деятельности учителя по формированию компетентностного подхода в физкультурном направлении и применения в жизненных ситуациях. Здесь можно применить ключевые компетенции:
- способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках по физической культуре при ходьбе на лыжах, бега на длинной дистанции, плавании);
- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно, когда команда проигрывает);
- способность проявлять инициативу;
- готовность замечать проблемы и искать пути их решения (например, в игровых видах спорта – тактические и психологические проблемы);
- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа (разбор выступления команды в игровых видах спорта, особенно неудачные, разработка новых тактических схем и вариантов);
- способность контактировать (взаимоотношение в команде);
- умение принимать решение на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически (в единоборствах, игровых видах спорта «просчитать слабые места соперников и уметь воспользоваться этой слабостью для победы).
В заключении хочется сказать, что модульный урок физической культуры в современном социуме играет огромную роль в жизни каждого школьника, так как по продолжительности близок к тренировочной деятельности.
Таблица
За счёт длительности модульного урока у нас больше возможностей для развития физических качеств учащихся. Для этого мы проводим мониторинг, где фиксируется уровень двигательной подготовленности каждого ребёнка.