Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года (с последними изменениями на 01.02.2023).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287.
Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом министерства просвещения РФ №370 от 18.05.2023
Федеральная рабочая программа по учебному предмету.
Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС ООО и ФООП (утверждена приказом №240 от30.08.2023г.)
Положение о рабочей программе школы.
Цель программы: научить школьников читать и выполнять чертежи, приобщать их к графической культуре.
Задачи программы:
-формировать основные знания о правилах оформления чертежей и
требованиях ГОСТов;
- развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
-формировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей, аксонометрических проекций, сборочных чертежей различной степени сложности;
- содействовать привитию школьникам графической культуры и грамотности;
- развивать глазомер, умение на глаз определять размеры детали;
-формировать познавательный интерес и потребность к творчеству.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся научатся читать чертежи;
- учащиеся научатся выполнять комплексные чертежи;
- учащиеся разовью глазомер.
Личностные: учебно-познавательный интерес к материалу; способность к
самооценке.
Регулятивные: планировать цели и задачи деятельности, свои действия в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: рационально организовывать рабочее место, правильно
использовать инструменты, приобретают навык работы с материалами и
инструментами, осваивают приемы работы.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции.
Учебная литература
А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.
Учебник «Черчение»;
Тетрадь в клетку формата 48 листов;
Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка деревянная 30 см;
Чертежные угольники с углами: 90, 45, 45 - градусов; 90, 30, 60 - градусов.
7. Транспортир;
8. Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
9. Ластик для карандаша (мягкий)
10. Инструмент для заточки карандашей.
Планируемые результаты
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Содержание курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Основные содержательные линии |
1 | Правила оформления чертежей | 9 | История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом. Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр. |
2 | Способы проецирования | 15 | Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. |
3 | Чтение и выполнение чертежей деталей | 10 | Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей. Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей. Эскизы деталей с натуры. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | дата | Название темы | Вид контроля | Кол-во часов |
По плану (нед) | По факту |
Правила оформления чертежей |
1 | 1 н | | Чертежные инструменты и материалы | Беседа | 1 |
2 | 2н | | Правила оформления чертежа | Беседа | 1 |
3,4 | 3-4н | | Шрифт чертежный | Практическая работа | 2 |
5 | 5н | | Правила нанесения размеров | Беседа | 1 |
6 | 6н | | Чертеж плоской детали | Практическая работа | 1 |
7,8 | 7-8н | | Геометрические построения | Практическая работа | 2 |
9 | 9н | | Сопряжение | Беседа | 1 |
10 | 10н | | Внешнее и внутреннее сопряжение | Беседа | 1 |
Способы проецирования |
11 | 11н | | Проецирование | Беседа | 1 |
12,14 | 12-14н | | Прямоугольное проецирование. | Практическая работа | 3 |
15 | 15н | | Расположение видов на чертеже. Местные виды | Беседа | 1 |
16 | 16н | | Моделирование по чертежу | Беседа | 1 |
17 | 17н | | Получение и построение аксонометрических проекций | Практическая работа | 1 |
18-19 | 18-19н | | Аксонометрические проекции плоских фигур. | Практическая работа | 2 |
20-21 | 20-21н | | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | Практическая работа | 2 |
22-23 | 22-23н | | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | Практическая работа | 2 |
24-25 | 24-25н | | Способы построения аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности. | Практическая работа | 2 |
26 | 26н | | Технический рисунок | Практическая работа | 1 |
Чтение и выполнение чертежей деталей |
27-28 | 27-28н | | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | Беседа, практическая работа | 2 |
29-31 | 29-31н | | Проекции вершин, ребер и граней предмета | Практическая работа | 3 |
32 | 32н | | Порядок построения изображений на чертежах | Беседа | 1 |
33 | 33н | | Эскизы. Выполнение эскизов деталей | Практическая работа | 1 |
34 | 34-н | | Повторение сведений о способах проецирования. | Практическая работа | 1 |
Итого : 34ч
Список литературы
1. Бартенев И.А. «Основы архитектурных знаний для художников», М., 2017 г.
2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2015.
3. В.А. Гербер « Творческие задачи по черчению».
4. И.А. Воротников «Занимательное черчение».
5. Маклакова Т.Г., «Архитектура гражданских и промышленных зданий», М., Стройиздат, 2016 г.
6. Н.С. Николаев «Проведение олимпиад по черчению
7. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна», М., 2008 г.
8. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2015.
9. Черчение: Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. Под ред.В.В.Степаковой. - М.: Просвещение,2017.