Четыре школы менеджмента
- Работа выполнена слушателем курсов «Формирование информационно-коммуникативной компетентности педагога» Мацепура О.Р., учитель экономики ГБОУ № 166
- Санкт-Петербург
- Февраль-апрель 2014
Менеджмент
- Менеджмент – наука об управлении людьми, материальными средствами и другими ресурсами, применительно к поставленной цели.
Менеджмент
Функции менеджмента :
- Производство результатов — обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте.
- Администрирование — поддержание порядка в организационных процессов
- Предпринимательство — это вид деятельности людей, направленный на создание материальных благ и услуг с целью получения прибыли, но с большим риском потери первоначального капитала.
- Интеграция — создание системы ценностей, стимулирующих людей действовать сообща, обеспечение жизнеспособности и эффективности организации в долгосрочной перспективе .
Школа научного управления
- Школа научного управления - первый формальный подход к управлению.
- Ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным.
Основные принципы школы научного управления
- Рациональная организация труда
- Разработка формальной структуры организации.
- Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего
Школа научного управления
Основатель школы научного менеджмента Фредерик Тейлор (1856—1915) — американский инженер:
Задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении потребностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может): необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников
Школа научного управления
- Цель менеджмента по Тейлору - повышение производительности труда. Достичь этой цели можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего.
- Цель менеджмента по Тейлору - повышение производительности труда. Достичь этой цели можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего.
Основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие.
Школа научного управления
Генри Форд основатель американской автомобильной промышленности, крупная фигура в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависел от его теории, получившей название «фордизм».
Школа научного управления
Форд полагал, что правильная организация производства предполагает:
- замену ручного труда машинным,
- заботу о работниках, заключающуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют), а также
- повышение качества продукции и
- развитие сети сервисного обслуживания.
Школа научного управления
- Научное управление наиболее тесно связано с работами Фрэнка и Лилии Гилбрет, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий , затраченных на их производство.
Школа научного управления
Основные направления деятельности школы:
- анализ элементов трудовых процессов;
- разработка принципов подбора работников;
- разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда;
- разработка систем стимулирования труда.
Административная школа
- Административная, или классическая, школа управления основывается на создании универсальных принципов управления, реализация которых ориентирована на успех.
Административная школа
Основные направления деятельности школы:
- развитие принципов управления;
- описание функций управления;
- систематизация управления организацией.
Административная школа
Анри Файоль (1841-1925) французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.
Административная школа
В качестве важнейших функций управления А. Файоль выделял:
- техническая
- коммерческая
- финансовая
- страховая
- учетная
- административная.
Административная школа
- Техническая функция охватывает технические операции, такие как производство, выделка, обработка и т.п. Без этих операций невозможно производство.
- Коммерческая функция включает операции по покупке, продаже и обмену
- Финансовая функция подразумевает привлечение средств и распоряжение ими. Ни одно предприятие не может существовать без этой функции. Необходимо искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, извлечь максимальную выгоду из имеющихся средств
Административная школа
- Страховая функция — это, прежде всего, страхование и охрана имущества предприятия. По мнению А. Файоля, страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу — необходимое ему душевное спокойствие.
- Учетная функция охватывает бухгалтерские операции, калькуляцию, учет, статистику и др.
- Административная функция предусматривает выработку общей программы (плана) работы предприятия, формирование персонала, координацию усилий и обеспечение взаимодействия всех подразделений предприятия.
Административная школа
общая административная функция состоит из:
- предвидения или предсказания (включая планирование); - организации; - распорядительства; - согласования или координации; - контроля. «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Школа человеческих отношений
Школа человеческих отношений стала применять приемы управления к межличностным отношениям. Положения науки о человеческом поведении использовались для формирования организации таким образом, чтобы каждый ее работник мог быть полностью использован в соответствии с его потребностями .
Школа человеческих отношений
Джордж Элтон Мэйо
американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений».
Школа человеческих отношений
Э. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и, хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к повышению производительности.
Количественная школа
Появление данной школы — следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически.
Количественная школа
- Леонид Витальевич Канторович — советский математик и экономист, пионер и один из создателей линейного программирования.
Количественная школа
Достижения Л.В.Канторовича:
- Развил идею оптимальности в экономике.
- Установил взаимозависимость оптимальных цен и оптимальных производственных и управленческих решений. Каждое оптимальное решение взаимосвязано с оптимальной системой цен.
- Выдвинул тезис о взаимопроникновении математики и экономики и стремился к синтезу гуманитарных и точных технологий знания
Количественная школа
Цели деятельности предприятия :
- Сохранить лидирующее положение на рынках города
- Увеличить объем производства.
- Добиться увеличения объема продаж.
- Увеличить рентабельность продаж.
- Выявить новые возможности предприятия, т.е. начать производить наиболее востребованную на рынке продукцию.
Краткосрочные цели: 1) Увеличение объемов производства; 2) Снижение издержек на изготовление продукции; 3) Поиск новых заказчиков продукции.