Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нагорно-Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Тарского муниципального района Омской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________А. В. Жаркова от 30.06. 2020г. | УТВЕРЖДЕНА Директор ОУ Е.А. Гордеев от 30.06.2020г. № ______ |
Программа внеурочной деятельности
"Читательская грамотность - ключ к успеху в жизни"
Направление программы: интеллектуальное
Кузнецова Н.В.
учитель высшей категории
С. Нагорное - 2020
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету "Читательская грамотность - ключ к успеху в жизни"
для 7 классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- Устава школы;
- Учебного плана по внеурочной деятельности;
– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом;
– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Рабочая программа является локальным нормативным документом и адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 7-х классов, продолжающих осваивать курс русского языка и литературы, и предполагает предоставление равных, но разнообразных возможностей освоения программы.
Программой учитывается направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы:
- образовательные потребности детей;
- особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
- состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской деятельности школьников,
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 8 часов, изучается в 7 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Срок реализации программы- 8 учебных недель
Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности
Изменение отношения к чтению
Рост читательской активности
Развитие мотивации к чтению
Воспитание уважения к книге
2. Планируемые результаты изучения дисциплины «Читательская грамотность - ключ к успеху в жизни»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Задавать вопрос
Составлять план текста
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Учащийся должен:
-ответить на контрольные вопросы;
- задать вопрос к тексту;
- интерпретировать текст или эпиграф;
- выделить и определить основную идею текста;
- отразить в графической схеме логические и смысловые связи фрагментов текста ;
-составить план, продолжение развития сюжета
-просмотреть текст с целью нахождения информации;
- воспроизвести содержание текста с опорой на план;
- составить алгоритм действий или сводную таблицу;
- продолжить обсуждение прочитанного в парах
- применить знания на практике и др.
Система оценки достижений учащихся 7 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме итоговой аттестации
Виды контроля:
Итоговая промежуточная аттестация
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
3.Содержание программы
І. Поэтический текст.(1ч.)
Вводное занятие. Цели и задачи занятий по внеурочной деятельности. Тема и идея текста.
Поэтический текст как источник информации.
ІІ. Работа с текстом: оценка информации (7ч.)
1.Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?
2. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?
3. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
4. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
5. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
6. Работа с несплошным текстом информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
8. Итоговая промежуточная аттестация (Приложение).
4. Календарно-тематическое планирование курса:
Модуль «Основы читательской грамотности»
7 класс
№ | Тема занятия | Всего часов (в неделю 1 ч) | Дата П | Дата ф | Формы деятельности |
1 | Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности Тема и идея текста. Поэтический текст как источник информации. | 1 | | | Беседа, кейс |
2 | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | 1 | | | Беседа, круглый стол, ролевая игра |
3 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Как работать с текстом собственного сочинения. | 1 | | | Квест , круглый стол, |
4 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | 1 | | | Деловая игра |
5 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. . | 1 | | | квест |
6 | «Весёлые уроки русского языка» | 1 | | | квест |
7 8 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты Итоговая промежуточная аттестация | 1 1 | | | Деловая игра Тестирование. |
| Итого | 8 | | | |