СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность младшего школьника как планируемый результат, формирование и оценивание (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность младшего школьника как планируемый результат, формирование и оценивание (презентация)»

  Читательская грамотность - планируемый результат начального обучения   в соответствии с требованиями ФГОС   учитель начальных классов:  Красникова И.Н.

Читательская грамотность - планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС учитель начальных классов: Красникова И.Н.

 Чтение  –  это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.  В.А. Сухомлинский

Чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В.А. Сухомлинский

Умение читать - это  постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которые совершенствуются на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Умение читать - это

постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которые совершенствуются на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

«Грамотность»  - Означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» - чтение и письмо.

«Грамотность» -

Означает владение инструментом (культурным средством),

позволяющим получать

и передавать информацию в виде письменного текста.

Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» - чтение и письмо.

 Международные исследования  грамотности чтения   (Качества чтения и понимания текста позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира...)   PIRLS (начальная школа) –   Progress in International Reading Literacy Study - Прогресс в международном исследовании грамотности чтения    PISA (основная школа) –  Programfor International Student Assessment –   Программа международной оценки студентов

Международные исследования грамотности чтения (Качества чтения и понимания текста позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира...) PIRLS (начальная школа) Progress in International Reading Literacy Study - Прогресс в международном исследовании грамотности чтения PISA (основная школа) Programfor International Student Assessment –   Программа международной оценки студентов

 В последнее время много говорят о читательской грамотности. Что имеется в виду?   Что такое читательская грамотность?  PIRLS (цит. По Цукерман Г. А.):  « Читательская грамотность– это способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия ».

В последнее время много говорят о читательской грамотности. Что имеется в виду?

Что такое читательская грамотность?

PIRLS (цит. По Цукерман Г. А.):

« Читательская грамотность– это способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия ».

Читательская грамотность - это возможность размышлять  о прочитанном и использовать прочитанное инструментально,  для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.  \1991г. PIRLS\

Читательская грамотность -

это возможность размышлять

о прочитанном и использовать

прочитанное инструментально,

для достижения личных и

общественных целей,

в первую очередь

для дальнейшего обучения.

\1991г. PIRLS\

Три этапа читательской грамотности   Грамотным читателем сразу не становятся. Для каждого этапа – своя грамотность. ТРИ ЭТАПА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕРВЫЙ ЭТАП – обучение чтению, он заканчивается к концу 4-го года обучения (готовы ли школьники к тому, чтобы использовать письменные тексты на следующем уровне) ВТОРОЙ ЭТАП – чтение для обучения. Он заканчивается к тому времени, когда молодым людям предстоит перейти к следующей ступени образования – профессионального или общего. (Основная ступень). ТРЕТИЙ ЭТАП – чтение для жизни, т.е. для решения бытовых, социальных, профессиональных, образовательных задач, чтение для саморазвития и самореализации. Без этого никуда в современном мире.

Три этапа читательской грамотности

  • Грамотным читателем сразу не становятся.
  • Для каждого этапа – своя грамотность.
  • ТРИ ЭТАПА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
  • ПЕРВЫЙ ЭТАП – обучение чтению, он заканчивается к концу 4-го года обучения (готовы ли школьники к тому, чтобы использовать письменные тексты на следующем уровне)
  • ВТОРОЙ ЭТАП – чтение для обучения. Он заканчивается к тому времени, когда молодым людям предстоит перейти к следующей ступени образования – профессионального или общего. (Основная ступень).
  • ТРЕТИЙ ЭТАП – чтение для жизни, т.е. для решения бытовых, социальных, профессиональных, образовательных задач, чтение для саморазвития и самореализации. Без этого никуда в современном мире.
Читательские действия  (включают умения )   1) Вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте. 2) Сделать прямые умозаключения из этой информации. 3) Интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста. 4) Оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Читательские действия (включают умения )

  • 1) Вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте.
  • 2) Сделать прямые умозаключения из этой информации.
  • 3) Интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста.
  • 4) Оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
   У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:   умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:   умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:  

  У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

  • умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

 

  • умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

 

Кого можно назвать «грамотным» читателем? Грамотность чтения – это способность  понимать письменные тексты  рефлексировать  - размышлять над содержанием  - оценивать прочитанное  - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.д.)

Кого можно назвать «грамотным» читателем?

Грамотность чтения – это способность

  • понимать письменные тексты
  • рефлексировать

- размышлять над содержанием

- оценивать прочитанное

- излагать свои мысли о прочитанном

  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.д.)

 Уровни понимания текстов (PIRLS)   Высокий уровень понимания текста  характерен для читателей, в основном готовых к предстоящему образовательному переходу. Они уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те  составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Уровни понимания текстов (PIRLS)

Высокий уровень понимания текста

характерен для читателей, в основном готовых к предстоящему образовательному переходу. Они уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те

составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Уровни понимания текстов (PIRLS)  Средний уровень понимания текста   характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи двух видов. Во-первых, в отличие от читателей, достигших высокого уровня, им все еще нужна помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, укладываются в их собственную картину мира, не требуют ее перестройки. Во-вторых, так же, как и читателям, достигшим высокого уровня, им нужна помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с опытом юных читателей.

Уровни понимания текстов (PIRLS)

Средний уровень понимания текста

характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи двух видов. Во-первых, в отличие от читателей, достигших высокого уровня, им все еще нужна помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, укладываются в их собственную картину мира, не требуют ее перестройки. Во-вторых, так же, как и читателям, достигшим высокого уровня, им нужна помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с опытом юных читателей.

Уровни понимания текстов (PIRLS)  Низкий уровень понимания текстов  делает невозможным приня тие помощи педагога в этом главном читательском труде: в использовании письменных форм сообщения о человеке

Уровни понимания текстов (PIRLS)

Низкий уровень понимания текстов

делает невозможным приня тие помощи педагога в этом главном читательском труде: в использовании письменных форм сообщения о человеке

В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова           ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ     учебно-методическое пособие

В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова       ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   учебно-методическое пособие

Технологии, используемые для развития читательской грамотности Игровая технология Групповая технология Технология критического мышления Проектная технология Информационно-коммуникативная технология Технология оценивания

Технологии, используемые для развития читательской грамотности

  • Игровая технология
  • Групповая технология
  • Технология критического мышления
  • Проектная технология
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Технология оценивания
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках Приём смыслового чтения по тексту Приём «свёртывания» информации Приём «развёртывания» информации Приём устного словесного рисования Синквейн Кластер Элементы драмотизации Пятиминутка чтения Чтение перед сном Чтение в форме скороговорки Многократное чтение Дерево вопросов и т. д.

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках

  • Приём смыслового чтения по тексту
  • Приём «свёртывания» информации
  • Приём «развёртывания» информации
  • Приём устного словесного рисования
  • Синквейн
  • Кластер
  • Элементы драмотизации
  • Пятиминутка чтения
  • Чтение перед сном
  • Чтение в форме скороговорки
  • Многократное чтение
  • Дерево вопросов и т. д.
Формы и виды работы по формированию читательской грамотности Урок Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ Ведение читательских дневников Создание классной библиотеки Подготовка сообщений по творчеству писателей Тесное сотрудничество со школьной библиотекой Беседы, дискуссии Семейное чтение

Формы и виды работы по формированию читательской грамотности

  • Урок
  • Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ
  • Ведение читательских дневников
  • Создание классной библиотеки
  • Подготовка сообщений по творчеству писателей
  • Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
  • Беседы, дискуссии
  • Семейное чтение
   Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами  И.Г. Песталоцци  

Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами

И.Г. Песталоцци

 

СПАСИБО ЗА внимание!

СПАСИБО ЗА внимание!