Тема. Что такое родственные слова?
Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
Организационный момент
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
Успешность, понимание
Сопутствуют нам везде
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите слово по лексическому значению.
Домашнее животное,которое охраняет дом. (Собака.)
Огородное растение со съедобным корнем оранжевого цвета. (Морковь.)
Движение воздуха. (Ветер.)
Детёныш собаки.(Щенок.)
Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)
Работа по теме урока
- С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.) Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)
Работа по учебнику Упр. 80 (с. 59).
Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)
Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.)
Запишите родственные слова, выделите корень.
2. Самостоятельная работа
Подберите родственные слова: вариант I — лес; вариант II — море.
Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родственных слов.)
Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал — хлопок.
У кого записаны еще другие родственные слова?
- Какое условие должно выполняться, чтобы слова были родственными?
Игра «Кто лишний?».Выделите корень в родственных словах.
Водитель,водовоз,вода,водолаз.
Мир,перемирие,мираж,мировой.
Гусь,гусеница,гусёнок,гусыня.
Физкультминутка
Ветер тихо клён качает.
Вправо,влево наклоняет
Раз-наклон.
И два наклон.
Зашумел листвою клён.
Закрепление изученного материала
Упр. 81 (с. 60).
Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)
Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. Выделите в словах корень.
Упр. 82 (с. 60).
Прочитайте первую группу слов.
Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом –то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)
Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень {Лето, летний, летом.)
(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)
Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальные словам.)
Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)
Рефлексия
Найдите однокоренные слова.Выделите в них корень.
Умные совята-
Совята у совушки.
На каждой совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.
(совята, у совушки, совушкин.)
(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока
Какие слова называются родственными?
Домашнее задание
Выполнить упр. 83 (с. 60).