СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д О К Л А Д на тему «Формирование индивидуальной траектории развития детей с признаками одарённости в условиях дополнительного образования»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается осистеме работы с одарёнными детьми в области ИЗО (использование на уроках нетрадиционных техник и материалов.

Просмотр содержимого документа
«Д О К Л А Д на тему «Формирование индивидуальной траектории развития детей с признаками одарённости в условиях дополнительного образования»»


Коммунальное государственное казённое предприятие

«Детская художественная школа»

ГУ «Отдел образования города Риддера»








Д О К Л А Д



на тему «Формирование индивидуальной траектории развития детей

с признаками одарённости

в условиях дополнительного образования»





Выполнила: педагог дополнительного образования

Мартынова Анастасия Викторовна













г. Риддер

Август, 2019 г.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 В.А. Сухомлинский.




Проблема работы с одаренными детьми  чрезвычайно актуальна для современного общества и, именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в процветание нашего государства.

 Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных.

Раскрытие потенциала одарённого ребенка особенно актуально для системы художественного воспитания. Являясь художественным отображением действительности, изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы.

Гипотеза исследования заключается в том, что приобретённый опыт художественного творчества останется личностным достоянием каждого одарённого ребёнка и поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.

Цель работы – показать, каким образом выстраивается формирование индивидуальной траектории развития детей с признаками одарённости, а также влияние изобразительного искусства  на их самореализацию.

Задачи:

  • рассказать о системе  работы с одарёнными детьми в области ИЗО (использование на занятиях нетрадиционных техник рисования – практические материалы);

  • проанализировать результаты самореализации воспитанников - художественно одарённых детей.

Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

В работе в художественной школе я выделяю следующие основные идеи работы с одаренными детьми:

  • способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

  • одаренность - это лишь внутренние проявления особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

  • основой работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для развития творческого потенциала детей.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

На мой взгляд, главная цель работы педагога с учащимися, имеющими признаки одаренности – создание условий для выявления одаренных детей, оказание психолого-педагогической поддержки процесса  социализации одаренных детей, создание условий для развития потенциала каждого одаренного ребёнка, то есть его самореализации.

Моя функция как педагога - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в художественном творчестве. Для успешного развития одаренности применимы универсальные технологии: личностно-ориентированного обучения; информационно – коммуникационные технологии; технология исследовательской деятельности; проблемное обучение.

На своих занятиях с одарёнными детьми использую личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и необходимо работать с каждым ребёнком лично. При построении уроков учитываю три вида мотиваций.

Социальная. Похвала за успешно выполненную задачу, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей.

Прагматическая. Проявляется в усилении внимания к изобразительному искусству, т. к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения,  в которых основное направление — искусство.

Познавательная. На занятиях вводятся познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях можно разбить учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве.

Для того чтобы повысить эффективность своей педагогической работы с художественно одаренными детьми, мной стал осуществляться индивидуально-персонифицированный подход, при котором я соблюдаю следующие психолого-педагогические условия: доброжелательно относиться к детям и их родителям, поощрять инициативу ребёнка, широко использовать нетрадиционные материалы и техники.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания (см. Приложение).

Нетрадиционные живописные техники рисования побуждают обучающихся к экспериментированию, к поиску оригинальных приемов, которые являются обязательной составной творчества. Детский рисунок, выполненный в «нетрадиционной» технике, поражает своей непосредственностью, эмоциональностью, наблюдательностью, свежестью и остротой восприятия. Нетрадиционные живописные техники рисования на занятиях изобразительной деятельности развивают художественные способности детей, в том числе умения работать красками и другими, порой сподручными, материалами, и в последнее время привлекают внимание многих педагогов.

В ходе обучения руководствуюсь принципом последовательности, тесно связанным с принципом доступности, посильности обучения. Например, при изучении объема и формы использую лепку. Лепка для ребят – наиболее простой способ, им легко понять форму предмета. Здесь важно изготовление изображаемого объекта (животного, геометрической фигуры, транспортного средства и т.д.) по частям. Это позволяет детям определить геометрические формы частей создаваемого предмета. Если не получится лепить из пластилина, то пробуем творить из солёного теста, из бумаги, природного материала.

При изучении темы «Линия и цвет» важна последовательность восхождения от простого к сложному. Цвет для ребенка является необходимым средством для передачи своих ощущений, переживаний, настроения. Каждая краска дает свои возможности изображения задуманного: яркость, прозрачность, блеск.

Считаю очень важным условием в работе с одарёнными детьми использование различных материалов для рисования. Это позволяет создать ситуацию новизны.

В работе с одарёнными детьми использую технику «Пластилинографии», которая представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются  с помощью пластилинографии. В данном случае дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации а также развитию творческих способностей детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. У них воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта каждого ребенка.

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью провожу в классе  выставки творческих работ учащихся, а также дети принимают активное участие в различных конкурсах по изобразительному искусству, в которых занимают призовые места.

За последние три года мои воспитанники - одарённые дети участвовали в более 30 конкурсах, в 25 из них занимали призовые места.

Несколько выпускников выбрали профессии художественной направленности. Это дизайнеры и преподаватели ИЗО.

Основная педагогическая цель художественного обучения — способствовать раскрытию художественного дара ребенка. При этом необходимо решить такие задачи, как развитие интереса детей к художественной деятельности, стимулирование творческой деятельности, формирование стремления к расширению познаний, развитие умений и навыков в выбранной области художественного творчества, развитие умения учиться самостоятельно и применять полученные знания, умения и навыки в различных областях жизнедеятельности человека.









































ПРИЛОЖЕНИЕ







Примеры творческих работ учащихся с использованием нетрадиционных техник рисования


Список использованной литературы

  1.  Зеленина Т. В. «Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников». http://fastform.ru/

  2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — Спб.: Питер, 2011, с. 147.

  3. Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути ее развития // «Одаренный ребенок»

  4. Сидорова С. Н. Выявление художественно одаренных детей как цель их предпрофессиональной подготовки в области искусств//2014. Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2011-№6.- С.133-135

  5. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.

  6. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. -  (Электронный ресурс). -http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 

  7. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.

  8. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.

  9. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.

  10. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.

  11. Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.

  12. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.

  13. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.

  14. Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.

  15. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.

  16. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.

  17. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.



















































Актуальность

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие одаренных обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Одна из главных задач дополнительного образования – создание условий для выявления и развития одаренных детей. В последнее время понятие «одаренный» заменяется понятием – «ребенок, мотивированный» к той или иной деятельности. Как бы подразумевается, что, если ребенок хочет, то значит, он и сможет успешно овладеть конкретным видом, в нашем случае, искусства. Между тем по убедительному определению Б.М. Теплова «одаренность» подразумевает наличие качественно-своеобразного сочетания способностей, «от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [1]. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят [2]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Изучение сложившегося опыта в исследуемой области показывает, что творческое развитие ребенка процесс глубоко индивидуальный, требующий участия  педагога, способного выстроить, как теперь принято говорить, траекторию индивидуального руководства процессом развития. Сегодня, когда едва ли не ведущей целью образования, по мнению большинства родителей, как показывают социологические опросы, является успешность детей в учебе, обеспечивающая в дальнейшем карьерный рост, проблема раннего выявления одаренности становится едва ли не приоритетной.

Но в то же время возникают противоречия:

- поступление ребенка в учреждение дополнительного образования по определенному виду искусства определяется не столько мотивацией ребенка, сколько мотивацией родителей, из чего следует, что не только «мотивированные», т.е. предположительно одаренные дети поступают в объединения УДОД;

- значительное уменьшение количества мальчиков в различных учреждениях дополнительного образования в области искусства (между тем большинство успешных профессиональных художников составляют мужчины);

-​ целью для многих детей, вернее родителей и учителей, начиная с дошкольного возраста учащихся, стало формирование портфолио, свидетельствующее об успешности, что формализует содержание художественного образования и противоречит серьезному отношению к процессу художественного творчества.

Исходя из названных противоречий, в настоящее время нельзя утверждать, что в учреждения дополнительного образования поступают одаренные дети или хотя бы мотивированные к занятиям конкретным видом искусства. Следовательно, задача выявления одаренности возлагается на педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования.

Цель данной работы – обобщение опыта работы педагогов в выявлении и развитии творчески одаренных детей

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать деятельность педагогического коллектива учреждения в выявлении и развитии творчески одаренных детей.

  2. Разработать требования, предъявляемые к педагогам, работающим с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

  2. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.

  3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

  4. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

  5. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.

Основная часть

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме

одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренный ребенок –это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки

для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работу с детьми с явной, а также с потенциальной одаренностью в сфере

общения и лидерства, художественной деятельности в Доме детского творчестваначата в 2006 году. Результатом работы стала целевая

программа «Одаренные дети», в рамках которой мы предоставили

возможность обучающимся участвовать в фестивалях, конкурсах, выставках

декоративно – прикладного и художественного творчества, интеллектуально

деловых играх и др.

Анализируя свою деятельность по программе «Одаренные дети» мы

столкнулись с проблемами, ранжирование которых, предоставило нам

возможность оценить степень остроты проблем самих талантливых детей на

сегодняшний день:

  • Проблема педагогических кадров всегда была и будет проблемой

№ 1. В настоящее время серьезно стоит проблема подбора педагогов–

профессионалов для работы с детьми, проявившими в разных формах

одаренность, для работы в области отбора нового содержания образования и

реализации его на практике. А для полноценного психолого – педагогического сопровождения одаренного ребенка нужны еще и опытные психологи.

  • Проблема отбора нового содержания образования и его

методического обеспечения является системообразующей проблемой, которую по логике вещей можно ставить как проблему № 1, поскольку она охватывает все звенья функционирования и развития Дома детского творчества.

  • Проблема контингента одаренных детей требует соблюдения

нормативно – правовых и организационных мер. Проблема включает в себя

отработку диагностики одаренности и уровня развития этой одаренности.

  •  Проблема мотивации обучающихся на самообразование и

самореализацию.

  • Проблема мотивации родителей к разносторонней поддержке и

участию в процессе выявления и развития одаренности детей.

Что же нужно, чтобы наши дети сумели развить свои способности до

уровня одаренности и достойно реализовали себя в жизни?

Во – первых, мыдолжны знать природу способностей и стимулировать их проявление, во –вторых, создать условия для развития познавательных потребностей ребенка,которые являются важным звеном в процессе развития способностей до уровня одаренности.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, поэтому мы

направляем все свои усилия на постепенный поиск одаренных детей.

Выявление одаренных детей начинается с раннего возраста. В СП ГБОУ СОШ №4-Дом детского творчества уже 7 год работает Школа раннего развития «АБВГДейка», в которой начинается выявление одарённых детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,

логического мышления. В своей работе педагоги используют методики Д.Хаана и Г.Кафа «Карта одаренности», с помощью которой определяют слабые и сильные стороны развития обучающихся, используют тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность обучающихся к той или иной области деятельности. По окончании обучения в Школе раннего развития обучающиеся продолжают заниматься по выбранному им направлению в различных объединениях. Здесь педагоги помогают наиболее полно раскрыть способности детей, создавая при этом благоприятные условия для развития личности ребенка.

К педагогу, работающему с одаренными детьми, должны предъявляться

высокие требования. Современный педагог должен иметь четко

сформулированную позитивную я –концепцию, отличаться зрелостью и

эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного

интеллектуального развития. Кроме высокого профессионализма он должен

обладать способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем

психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными

установками по отношению к людям, особенно к детям. Одна из главных

отличительных черт такого педагога- наличие стремления понимать и

принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и

индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса,

обучать, опираясь на сильные стороны каждого обучающегося.

Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать

сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу

выполнить свою главную задачу – привить ему вкус к серьезной

исследовательской или творческой работе. И если он не сделает этого, ребенок

может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных».

Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах,

районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями. Однако возможности и способности

творческих обучающихся не всегда в полной мере удается реализовать в ШРР.

Работа педагогического коллектива Дома детского творчества

позволила более отчетливо увидеть проблему: невозможно только средствами и возможностями урока в школе развивать творческий потенциал личности.

Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и

развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения

дополнительного образования.

Но существует проблема «нераскрытости» детей, которая заключается в

том, что система образовательного процесса в школе не позволяет

«рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в

общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен

соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.

Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет интеграцию основного и дополнительного образования, целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая

детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не

проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть

серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их

способностей, является одним из главных направлений работы нашего

учреждения.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает

разработку и реализацию специальных программ. В эти программы включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

 СП ГБОУ СОШ №4-Дом детского творчества осуществляет образовательную деятельность через организацию специальных занятий, которая включает в себя

следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по

индивидуальным образовательным маршрутам

2) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, соревнований

3) научно-практические конференции и семинары.

Проведение данных мероприятий не является самоцелью, а служит

инструментом диагностики образовательного процесса.

Образовательные программы нового поколения, которые используют

наши педагоги, дают возможность построения в ее рамках для каждого

воспитанника индивидуального маршрута развития. Индивидуальные

образовательные маршруты разрабатываются как для одаренных детей, так и

для детей, имеющих особенности развития и здоровья, для обучающихся в

рамках проектной деятельности, выразивших желание изготовить авторское,

оригинальное изделие.

Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному

ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий, а

ребенку, имеющему особенности развития и здоровья, почувствовать свою

значимость. Ребятам, работающим в рамках проектной деятельности, позволит

изготовить эксклюзивное изделие повышенной трудности и выйти за границы обучения, проникая в любые образовательные области.

И, наконец, педагоги Дома детского творчества всегда помнят, что -

индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей

осуществляется и со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

В ДДТ сформирована система сбора и анализа определения уровня знаний, умений, навыков, развития личностных  качеств обучающихся через анкетирование, портфолио, индивидуальные карты.

Это необходимо для выявления, развития и стимулирования творческих достижений воспитанников. Для поддержки сформировавшихся талантливых воспитанников ежегодно проводятся творческие встречи, проблемные конференции, тематические семинары, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности.

Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех

этапах реализации Программы отслеживались по следующим критериям:

наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.

Одной из позиций оценки качества образования является оценка

индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные

возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого творчески

одаренного обучающегося должен быть и индивидуальный образовательный

маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих

образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов ребенка.

Таким образом, можно отметить, что процесс выявления, развития и

обучения одаренных детей образует единую систему.

Многие воспитанники Дома детского творчества имеют портфолио

достижений за участие и победы в конкурсах, выставках, соревнованиях,

конференциях различного уровня. Задачей педагогического коллектива стала

разработка иных подходов к составлению портфолио, наглядно и доказательно демонстрирующего личностный рост и развитие ребенка в избранной им деятельности.

Педагоги пришли к выводу: во-первых, в учреждении дополнительного

образования целесообразно оформлять портфолио творческих работ и

портфолио отзывов; во-вторых, имеет смысл пополнять уже имеющиеся

школьные портфолио результатами занятий ребенка в учреждении

дополнительного образования детей.

Воспитанники Дома детского творчества достойно представляют

город Чапаевск на областных, всероссийских и международных конкурсах.

Успехи обучающихся Дома детского творчества в областных, всероссийских, международных мероприятиях говорят о положительном опыте работы с творчески одаренными детьми, что подтверждает необходимость продолжения деятельности по данному направлению с целью дальнейшей поддержки талантливых детей.

                                               заключение

            Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно - обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

                 Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми, на этом этапе неоценима работа  педагога.  Необходимо подчеркнуть, что работа педагога с

одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

 Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки,

Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.

Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям: o разработка гибких, индивидуализированных программ; o создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения; o стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей; o использование различных стратегий обучения и воспитания; o уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки; o поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.

Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми.

Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей.

Список информационных  источников

Использованные источники:

Нормативно-правовая база

  1. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

  2. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М.: Про-Пресс, 2009.

  3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

Основная литература.

1. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — Спб.: Питер, 2011, с. 147.

3.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

4.Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24,- с. 37-39.

5. Дополнительное образование», «Опыт работы с одаренными детьми», с. 21; ООО «Витязь-М», 9/2007 г.





































Возможности системы дополнительного образования

для развития творческой и интеллектуальной одарённости.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка:

например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п.

При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу».

Могут быть выделены следующие виды одаренности:

- В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

- В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

- В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

- И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Принципы, цели, содержание и методы обучения одарённых детей.

Общие принципы обучения к основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

-Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

-Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения – специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Обучение детей в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1)индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.








































ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ТРАЕКТОРИЯ  РАЗВИТИЯ  РЕБЁНКА

НА  УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ

«Обучение должно  быть построено так, чтобы  оно

стало нужным  человеку для  продолжения  развития

профессиональной  дальнейшей деятельности».

Д.Б. Эльконин

В нашей школе учатся  дети  с  разным потенциалом. Это  не  только  накладывает на  учителя дополнительную ответственность, но  и  открывает перед учителем большие  перспективы  в реализации личностно-ориентированного подхода в  обучении. В своей  работе  я  столкнулась  с  проблемой: учеников с  разным опытом и уровнем знаний необходимо обучать в  одном коллективе и нацеливать каждого ученика на  достижения результата. Поэтому цель моей деятельности - повысить эффективность обучения каждого ученика с учетом способности к обучению, дифференцировать учебный процесс в  интересах ученика путём предоставления условий и мотиваций на  основе  выстроенных индивидуальных  траекторий.

Индивидуальная образовательная  траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции выбора, разработки реализации образовательного стандарта при  осуществлении учителем педагогической  поддержки, самоопределения и самореализации.

      Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии и дифференцированный подход к обучению.

    В основу организации индивидуальной работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся школьным психологом, его  рекомендации в отношении каждого ребенка.

      При этом в процессе работы я использую:

  •  дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • опорные  конспекты;

  •  рабочие  тетради на  печатной  основе;

  • карточки – помощницы;

  • тестовые задания различного  уровня  сложности;

  • дифференцированные домашние  задания;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные);

  •  оценивание  деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.  

  •  поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Технология индивидуальных образовательных траекторий(ТИОТ) помогает организовать коррекционную работу как по  ликвидации пробелов в знаниях, так и осуществлять работу с детьми имеющими различную математическую подготовку, поскольку даётся  возможность учащимся  выбирать уровень, содержания предметного знания(не  ниже  базового), информационные источники для усвоения, способ учения в  соответствии с индивидуальными особенностями, темп продвижения по  теме, форма, время  и вид  контроля по  согласованию  с учителем.









































Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений  МБОУДОД «ДДТ №2»

                                                                              Трепп М.Г., методист

      Государственные документы последних лет – Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ (05.11.2008), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», материалы заседания президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию (22.04.2010), – один из основных акцентов делают на то, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.    В нашем учреждении реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных траекторий обучающихся, создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных образовательных программ. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по реализации педагогического сопровождения и отслеживанию личностного развития обучающихся на всех этапах взаимодействия педагога и ребенка как необходимого условия достижения качества образования в МБОУ ДОД «ДДТ №2».

    Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении специфики одаренности.  Этому предшествовала огромная напряженная работа. Перед педагогическим коллективом была поставлена цель – разработать индивидуальный  маршрут развития ребенка, профиля его интересов. Поскольку каждое творческое объединение имеют свою специфику, педагогами были разработаны различные параметры успешности детей. В течение периода обучения по образовательной программе заполняется индивидуальная карта на каждого ребенка.

    Индивидуальная карта освоения образовательной программы

                             (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Возраст_____________________________

Вид и название детского объединения    «Мастер»

Ф.И.О. педагога Фраш Нелла Михайловна

Дата начала наблюдения___________________________________________________________

                                                                         

             Сроки диагностики

               

Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения





 Октябрь

                г.

Май

            г.

 Октябрь

              г.

Май

            г.

 Октябрь

              г.

Май

            г.

1.Теоретическая  компетентность:

 1.1. Знания в области техники безопасности

1.2. Знание специальной терминологии.

1.3. Знание различных видов декоративного творчества.







2.Практическая  компетентность

2.1. Владение основами цветоведения.

2.2. Владение основами перспективы при составлении композиции.

2.3. Владение навыками художественной росписи.

2.4. Владение навыками работы с бумагой.

2.5. Владение специальным оборудованием и оснащением







3. Личностное развитие

1. Коммуникативность

2. Толерантность

3. Трудолюбие

4. Креативность







4. Личностные достижения обучающихся

 







                        Таблица отслеживания образовательных результатов

                                                 Т.о. «Мастер»

                                  1. Теоретические знания ребенка











 Параметры оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.1. Знания в области техники безопасности











- самостоятельно формулирует правила техники безопасности, противопожарной защиты  и личной гигиены при работе в творческом объединении.











1.2. Знания специальной терминологии











 - знает основные цвета, основы цветоведения;

-  знает основные понятия: пейзаж, натюрморт, эскиз, симметрия, силуэт, объем, композиция и т.д.;

- знает правила перспективы;

- знает  правила рисования  фигуры человека, животного;

- знает различные изобразительные технологии;

-  знает виды работы с бумагой.











1.3. Знание различных видов декоративного творчества











-  знает виды орнаментов;

- знают особенности различных видов художественной росписи.











                                   2. Практическая подготовка ребенка











2.1. Владение основами цветоведения.











- владеет основными навыками использования красного, синего, желтого цветов, их смешивания;

-  умеет подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом рисунка;

- умеет работать в определенной цветовой гамме.











2.2. Владение основами перспективы при составлении композиции.











-  умеем составлять композицию пейзажа, натюрморта применяя правила линейной и воздушной перспективы;

- умеет  рисовать портрет человека, фигуру человека;

- умеет рисовать животных.











2.3. Владение навыками художественной росписи.











 - умеет выполнять орнамент в полосе, квадрате, круге;

- умеет изображать русский народный костюм, отдельные его элементы;

- выполнять элементы различных видов художественной росписи и составлять композиции из них.











2.4. Владение навыками работы с бумагой











- умеет выполнять разные виды аппликаций;

- умеет выполнять плетение из полосок бумаги;

- умеет складывать фигурки в технике оригами;

- умеет склеивать  и конструировать геометрические тела.











2.5. Владение специальным оборудованием и оснащением











-  свободно владеет приспособлениями и инструментами для росписи, выжигания, рисования, работы с бумагой и картоном;

- свободно владеет художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, кисть.











                               

                                               3. Личностное развитие ребенка











3.1. Коммуникативность











- ребенок при затруднениях обращается за помощью к другим детям и педагогу;

- выражает готовность к коллективной деятельности;

- проявляет организаторские способности;











3.2 Толерантность











- легко разрешает конфликты;

- способен к сопереживанию и взаимопомощи;

- демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения.











3.3. Трудолюбие











- умеет организовывать рабочее место и соблюдать культуру труда;

- ребенок регулярно и охотно посещает занятия;

- стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов;

- стремится к совершенству и законченности в работе;

- выполняет работу качественно и аккуратно.











3.4. Креативность











- проявляет фантазию и творческий подход, художественный вкус  при  создании своей работы;

- демонстрирует творческие способности при  создании коллективной работы.











                                      Способы проверки результатов

    В таблице помещены основные измеряемые параметры и  оценочная шкала (от 1 до 10 баллов) Педагогу напротив каждого уровня необходимо поставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества ( например: минимальному уровню (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой)  может соответствовать 1 - 4 баллов, среднему (Объем усвоенных знаний составляет более ½)  – 5- 6 баллов, максимальному (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

7-10 – баллов.

Из данной карты видно степень освоения образовательной программы ребенком

Все достижения  обучающегося заносятся в следующую таблицу:

                                  Личностные достижения ребенка

Название мероприятия

Уровень

Результат

Сроки






 После этого создается «Портфолио обучающихся».

На основании данных мониторинга  переход обучающихся  на обучение по индивидуальному образовательному маршруту  осуществляется по правилам, которые предусматривают:

  • оценку педагогическим коллективом готовности ребенка к переходу и целесообразности такого перехода,

  • желание самого ребенка перейти на индивидуальное обучение и осознание им ответственности принимаемого решения;

  • согласие родителей.

Выбор индивидуального образовательного маршрута осуществляется  после проведения следующих мероприятий


Мероприятие

Периодичность

Информация для обучающихся и родителей о возможности выбора образовательных маршрутов и необходимых для этого основаниях

в начале учебного года

Анализ жизненных планов обучающихся

1 раз в полугодие

Педагогическая диагностика уровня образованности ребенка (результаты констатирующей диагностики, наличие учебных достижений

1 раз в полугодие

Анализ творческих и социальных достижений обучающегося

1 раз в полугодие

Собрания для обучающихся и родителей по процедуре окончания учебного года

в конце учебного года

   

   Работа педагогов по индивидуальным образовательным маршрутам строится с учетом индивидуальных способностей обучающихся и использованием различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

По индивидуальным образовательным маршрутам в нашем учреждении  работают ТО  «Мастер» (декоративо-прикладное творчество), танцевальная студия «Ритм», ТО «Шахматы-шашки», ТО «Юный гитарист». 

Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся (как документ) в детском объединении дополнительного образования   включает следующие составляющие:

                     Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ___________________

Дата рождения____________

Год поступления______        

Творческое объединение_________

Ф.И.О. родителей___________

Адрес___________телефон______________

                                       Самоанализ обучающегося

  1. Мои сильные стороны (что меня отличает от других людей)

  2. Что я умею делать хорошо____________

  3. Мои увлечения

  4. Мои перспективные цели__________________

  5. Что мне нужно сделать по достижению собственных перспектив  (чему научиться, что посетить, в чем принять участие).

  • Лист

индивидуального маршрута обучения

на ___________учебный год

Ф.И. обучающегося _________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

                Тема направления занятия

Кол-во часов

Сроки выполнения

Форма отчета,

Результат

1




Обучение по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет  обучающимся добиваться хороших результатов.  Подъезжева Кристина победитель районного конкурса «Минута славы» в номинации «Цирковое искусство», победитель областного конкурса хореографических коллективов. Черепанова Анна победитель районного проекта «Танцы без границ», Поморцев Евгений и  Понкратенко Игорь  призеры районных соревнований по шахматам и шашкам, Малышкина Аделина и Попова Дарья  занимают призовые места   в конкурсах декоративно-прикладного творчества районного и всероссийского уровня. Обучающиеся – выпускники поступают учиться по своим профилям.

                        Выпускники

Год выпуска

Фамилия, имя выпускника

Наименование учебного заведения

специальность

2009

Петрова Яна

Мариинский педагогический колледж

педагог дополнительного образования

2012

Черепанова Анна

Кемеровское областное училище культуры

хореография

2012

Доцук Анна

Кемеровское областное училище культуры

хореография

Обучающиеся  достойно представляют  Дом детского творчества на районных, областных и Всероссийских   конкурсах.

Уровень мероприятий

Количество кол-во конкурсов/победителей, призеров, лауреатов





2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

Итого

Районный

13/12

16/29

 15/21

44/63

Областной

3/2

4/2

7/7

 14/11

Всероссийский

12/10

 13/7

12/15

37/32

Анализ деятельности Дома детского творчества  показал, что условиями успешной и результативной работы являются:

  • организация учебного процесса, направленного на развитие личности и формирующего механизм самовоспитания и самообучения;

  • взаимодействие педагога и ребенка на учебных занятиях, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества;

  • соответствие целевых установок содержанию образовательной модели учреждения.

                     

                                    Библиографический список

  1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.

  2. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. -  (Электронный ресурс). -http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 

  3. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.

  4. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.

  5. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.

  6. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.

  7. Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.

  8. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.

  9. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.

  10. Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.

  11. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.

  12. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.

  13. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.

Индивидуальная траектория обучения

  1. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.

  2. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.

  3. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.

  4. Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.

  5. Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.

  6. Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.

  7. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

 

 













«Изобразительное искусство как средство самореализации одарённых детей»

Кудряшова Наталия Алексеевна

педагог дополнительного образования

 СП ДШИ ГБОУ СОШ №1 ж.-д. ст. Шентала

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 В.А. Сухомлинский.

Проблема работы с одаренными детьми  чрезвычайно актуальна для современного российского общества и, именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в процветание нашего государства.

 Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных.

Раскрытие потенциала одарённого ребенка особенно актуально для системы художественного воспитания. Являясь художественным отображением действительности, изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы.

Гипотеза исследования заключается в том, что приобретённый опыт художественного творчества останется личностным достоянием каждого одарённого ребёнка и поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.

Цель работы – показать влияние изобразительного искусства  на самореализацию одарённых детей.

Задачи:

  • рассказать о системе  работы с одарёнными детьми в области ИЗО;

  • проанализировать результаты самореализации воспитанников - художественно одарённых детей.

Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

В своей работе в художественной школе я выделяю следующие основные идеи работы с одаренными детьми:

  • способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

  • одаренность - это лишь внутренние проявления особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

  • основой работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для развития творческого потенциала детей.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

На мой взгляд, главная цель работы педагога с учащимися, имеющими признаки одаренности – создание условий для выявления одаренных детей, оказание психолого-педагогической поддержки процесса  социализации одаренных детей, создание условий для развития потенциала каждого одаренного ребёнка, то есть его самореализации.

Моя функция как педагога - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в художественном творчестве. Для успешного развития одаренности применимы универсальные технологии: личностно-ориентированного обучения; информационно – коммуникационные технологии; технология исследовательской деятельности; проблемное обучение.

На своих занятиях с одарёнными детьми использую личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и необходимо работать с каждым ребёнком лично. При построении уроков учитываю три вида мотиваций.

Социальная. Похвала за успешно выполненную задачу, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей.

Прагматическая. Проявляется в усилении внимания к изобразительному искусству, т. к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения,  в которых основное направление — искусство.

Познавательная. На занятиях вводятся познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях можно разбить учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве.

Для того чтобы повысить эффективность своей педагогической работы с художественно одаренными детьми, мной стал осуществляться индивидуально-персонифицированный подход, при котором я соблюдала следующие психолого-педагогические условия: доброжелательно относиться к детям и их родителям, поощрять инициативу ребёнка, широко использовать нетрадиционные материалы и техники.

В ходе обучения необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связанным с принципом доступности, посильности обучения. Например, при изучении объема и формы использую лепку. Лепка для ребят – наиболее простой способ, им легко понять форму предмета. Здесь важно изготовление изображаемого объекта (животного, геометрической фигуры, транспортного средства и т.д.) по частям. Это позволяет детям определить геометрические формы частей создаваемого предмета. Если не получится лепить из пластилина, то пробуем творить из солёного теста, из бумаги, природного материала.

При изучении темы «Линия и цвет» важна последовательность восхождения от простого к сложному. Цвет для ребенка является необходимым средством для передачи своих ощущений, переживаний, настроения. Каждая краска дает свои возможности изображения задуманного: яркость, прозрачность, блеск.

Считаю очень важным условием в работе с одарёнными детьми использование различных материалов для рисования. Это позволяет создать ситуацию новизны.

В работе с одарёнными детьми использую технику «Пластилинографии», которая представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются  с помощью пластилинографии. В данном случае дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации а также развитию творческих способностей детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. У них воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта каждого ребенка.

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью провожу в классе  выставки творческих работ учащихся, а также дети принимают активное участие в различных конкурсах по изобразительному искусству, в которых занимают призовые места.

За последние три года мои воспитанники - одарённые дети участвовали в более 30 конкурсах, в 25 из них занимали призовые места.

Более 10 выпускников выбрали профессии художественной направленности. Это дизайнеры и преподаватели ИЗО.

Основная педагогическая цель художественного обучения — способствовать раскрытию художественного дара ребенка. При этом необходимо решить такие задачи, как развитие интереса детей к художественной деятельности, стимулирование творческой деятельности, формирование стремления к расширению познаний, развитие умений и навыков в выбранной области художественного творчества, развитие умения учиться самостоятельно и применять полученные знания, умения и навыки в различных областях жизнедеятельности человека.



Список использованной литературы

  1.  Зеленина Т. В. «Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников». http://fastform.ru/

  2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — Спб.: Питер, 2011, с. 147.

  3. Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути ее развития // «Одаренный ребенок»

  4. Сидорова С. Н. Выявление художественно одаренных детей как цель их предпрофессиональной подготовки в области искусств//2014. Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2011-№6.- С.133-135