СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет : Русский язык.

Урок № 45

Тема урока: Деепричастие как часть речи

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий,деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделятьдеепричастие среди других частей речи: глагола, причастиянаречия.

Задачи:

Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока:

I.        Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского язы­ка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать напремию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, \ улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части урав­нения.

Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершен­ный - с, несовершенный - н.)

II.        Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее   дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что  и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

-       Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

-       Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми -осыпались и ро­няли, во втором - сказуемым осыпались и добавочным дейст­вием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает дру­гое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для  нас частью речи - деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? -роняя - несовершенный вид.)


Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами {роняя что? - лепестки; роняякуда? - на землю).

Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и под­прыгивая - однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

-     Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

-     Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

-     Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (На­речие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и на­речные признаки; оно не изменяется, в предложении служит об­стоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).

III. Выполнение упражнений

1.           Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим вни­мание на запятые, уже поставленные в тексте.

-           Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

2.          Упражнение 160: устно.

3.          Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание на то, что именно в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуе­мое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу. В некоторых предложениях употребление деепричастий невоз­можно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком  грустным.

Домашнее задание       §26, упражнение