Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Татарский педагогический колледж»
Деятельностный подход - как его реализовать на учебном занятии?
Е.В.Шрейдер
Руководитель – Л.М.Гаврилова, преподаватель ВВК
Глава 1, Статья2, п.29
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся , выражающая степень их соответствия ФГОС и потребностям лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов.
Деятельностный подход- как его реализовать на учебном занятии?
Профессиональный стандарт Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Приказ № 544н, «18» октября 2013 г.
Знание основных принципов, видов и приемов деятельностного подхода современных педагогических технологий.
Единый квалификационный справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» N 761н
- учитель планирует и осуществляет учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся
- организует самостоятельную деятельность обучающихся.
Федеральный Закон об Образовании РФ – ФЗ-273 глава 1, статья 3, п.7
- создание условий для самореализации каждого человека;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности .
Деятельностный подход- как его реализовать на учебном занятии?
Задачи:
- теоретически обосновать сущность деятельностного подхода.
- выявить роль учителя в реализации деятельностного подхода в начальной школе
- определить пути реализации деятельностного подхода на учебном занятии в начальной школе.
ФГОС НОО
Планируемые результаты:
Предметные
Личностные
Метапредметные
Ученик
Учитель
Системно-деятельностный подход
Подход — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого - нибудь, в изучении чего - нибудь, пробуждении к чему - нибудь.
Деятельностный подход – это организация управления целенаправленной образовательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания.
Л.С.Выготский
А.Н.Леонтьев
В.В. Давыдов
Д.Б.Эльконин
Субъект
это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности , осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как в другом.
Три постулата современного урока:
человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
урок есть часть жизни ребенка , и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры
урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя
Проблемно-диалогическая технология
Технология формирования
типа правильной
читательской деятельности
Технология
оценивания
образовательных
достижений
Технология
проектов
и жизненных задач
Технологии деятельностного типа
Технология
деятельностного метода
обучения (ТДМ)
Типология уроков:
- Уроки « открытия » нового знания;
- Уроки рефлексии;
- Уроки методологической направленности;
- Уроки развивающего контроля.
Деятельностный метод обучения
Учебная деятельность
организация учебного процесса , в котором главное место отводится активной и разносторонней , самостоятельной познавательной деятельности школьника.
деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач
Структура учебной деятельности
- учебно‑ познавательные мотивы
- учебная задача
- учебные действия
- действия контроля (самоконтроля),
- действия оценки (самооценки).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Универсальные учебные действия
Действия по формированию умения учится,
умение принимать, сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать
с педагогами и сверстниками в учебном процессе
Умения учебной деятельности
- выделять и удерживать учебную задачу;
- самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
- адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
- владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
- использовать законы логического мышления;
- владеть разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
- уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
- иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
Раздел 1, Пункт 7
- учет индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- гарантирование достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
Учебная ситуация строится с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности
универсальных учебных действий
учащихся.
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
- соревнования – командные и индивидуальные;
- сюжетные – « поиск сокровищ » …
- ролевые – « пишем инструкцию », « учитель » …
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
- « Пишем книгу » ;
- « Готовим праздник »
- « Делаем подарки »
- « Сообщаем вам … »
Ежедневно
используемые учебные ситуации:
- Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение
- Русский язык и чтение: « чисто- » и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, « Дневник читателя », повествование/описание, обсуждение
- Окружающий мир: Дневник наблюдений
«Работа в парах сменного состава» ( инструкция для ученика)
- Получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
- Выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
- Выслушайте содержание карточки партнера.
- Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
- Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
- Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
- Сдайте тетради на взаимоконтроль или произведите самоконтроль.
Карточки для работы в группе:
Проверить
и
оценить
обслуживает гостей ресторана, бара, кафе или кофейни. Обязанности просты и обычны: подойти к занявшим столик посетителям, познакомить с меню, принять заказ и насколько возможно быстро доставить блюда и напитки клиентам.
профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения
План работы группы
1)Посмотреть картинку
2)Прочитать текст
3) Обсудить в группе
4) Заполнить пустую строчку, т.е. выполнить задание
5)Проверить и оценить
Эталон проверки выполненного задания
Задание: Определи профессию прочитав текст, и запиши в пустую строчку.
Официант
Учитель
обслуживает гостей ресторана, бара, кафе или кофейни. Обязанности просты и обычны: подойти к занявшим столик посетителям, познакомить с меню, принять заказ и насколько возможно быстро доставить блюда и напитки клиентам.
профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения
Критерии эффективности учебного занятия в условиях деятельностного подхода:
- Активное участие детей в определении темы и цели учебного занятия.
- Использование технологии диалога, обучение учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Сочетание репродуктивных и проблемных форм обучения, обучение детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
- Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
- Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.
- Профессиональный Стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текс с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение,2011.-33 с.-(Стандарты второго поколения).
Библиография: