СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход- как его реализовать на уроках в начальной школе. (Презентация для выступления)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация для выступления к докладу по теме "Деятельностный подход - как его реализовать на уроках в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход- как его реализовать на уроках в начальной школе. (Презентация для выступления)»

 Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Татарский педагогический колледж» Деятельностный подход - как его реализовать на учебном занятии? Е.В.Шрейдер Руководитель – Л.М.Гаврилова, преподаватель ВВК

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Татарский педагогический колледж»

Деятельностный подход - как его реализовать на учебном занятии?

Е.В.Шрейдер

Руководитель – Л.М.Гаврилова, преподаватель ВВК

 Глава 1, Статья2, п.29  Качество образования  - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся  , выражающая степень их соответствия ФГОС и потребностям лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов.

Глава 1, Статья2, п.29

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся , выражающая степень их соответствия ФГОС и потребностям лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов.

Деятельностный подход- как его реализовать на учебном занятии?

Деятельностный подход- как его реализовать на учебном занятии?

Профессиональный стандарт Педагога   (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)  Приказ № 544н, «18» октября 2013 г.     Знание основных принципов, видов и приемов деятельностного подхода   современных педагогических технологий.

Профессиональный стандарт Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Приказ № 544н, «18» октября 2013 г.

Знание основных принципов, видов и приемов деятельностного подхода современных педагогических технологий.

Единый квалификационный справочник   «Квалификационные характеристики должностей работников образования» N 761н       учитель планирует и осуществляет учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности  обучающихся  организует самостоятельную деятельность  обучающихся.

Единый квалификационный справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» N 761н  

  • учитель планирует и осуществляет учебный процесс, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся
  • организует самостоятельную деятельность обучающихся.
Федеральный Закон об Образовании РФ – ФЗ-273  глава 1, статья 3, п.7  создание условий для самореализации  каждого человека;  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности .

Федеральный Закон об Образовании РФ – ФЗ-273 глава 1, статья 3, п.7

  • создание условий для самореализации каждого человека;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности .
Деятельностный подход- как его реализовать на учебном занятии?

Деятельностный подход- как его реализовать на учебном занятии?

Задачи: теоретически обосновать сущность деятельностного подхода.   выявить   роль учителя в реализации деятельностного подхода   в начальной школе   определить   пути реализации деятельностного   подхода на учебном занятии   в начальной школе.

Задачи:

  • теоретически обосновать сущность деятельностного подхода.
  • выявить   роль учителя в реализации деятельностного подхода   в начальной школе
  • определить   пути реализации деятельностного   подхода на учебном занятии   в начальной школе.
ФГОС НОО  Планируемые результаты: Предметные  Личностные  Метапредметные Ученик Учитель Системно-деятельностный  подход

ФГОС НОО

Планируемые результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные

Ученик

Учитель

Системно-деятельностный подход

Подход   — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого - нибудь, в изучении чего - нибудь, пробуждении к чему - нибудь. Деятельностный подход  – это организация управления целенаправленной образовательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания.

Подход   — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого - нибудь, в изучении чего - нибудь, пробуждении к чему - нибудь.

Деятельностный подход – это организация управления целенаправленной образовательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания.

 Л.С.Выготский   А.Н.Леонтьев   В.В. Давыдов  Д.Б.Эльконин

Л.С.Выготский

А.Н.Леонтьев

В.В. Давыдов

Д.Б.Эльконин

Субъект  это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности , осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как в другом.

Субъект

это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности , осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как в другом.

Три постулата современного урока: человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. урок есть часть жизни ребенка , и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры  урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины  в совместной деятельности детей и учителя

Три постулата современного урока:

человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

урок есть часть жизни ребенка , и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры

урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя

Проблемно-диалогическая технология Технология формирования типа правильной читательской деятельности Технология оценивания   образовательных достижений Технология проектов  и жизненных задач Технологии деятельностного типа  Технология деятельностного метода   обучения (ТДМ)

Проблемно-диалогическая технология

Технология формирования

типа правильной

читательской деятельности

Технология

оценивания  

образовательных

достижений

Технология

проектов

и жизненных задач

Технологии деятельностного типа

Технология

деятельностного метода

  обучения (ТДМ)

Типология уроков: Уроки « открытия » нового знания;  Уроки рефлексии;  Уроки методологической направленности;  Уроки развивающего контроля.

Типология уроков:

  • Уроки « открытия » нового знания;
  • Уроки рефлексии;
  • Уроки методологической направленности;
  • Уроки развивающего контроля.
Деятельностный метод обучения    Учебная деятельность организация учебного процесса , в котором главное место отводится активной и разносторонней , самостоятельной познавательной деятельности школьника. деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач

Деятельностный метод обучения  

Учебная деятельность

организация учебного процесса , в котором главное место отводится активной и разносторонней , самостоятельной познавательной деятельности школьника.

деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач

Структура учебной деятельности учебно‑ познавательные мотивы учебная   задача   учебные   действия   действия   контроля (самоконтроля),   действия   оценки   (самооценки).

Структура учебной деятельности

  • учебно‑ познавательные мотивы
  • учебная   задача  
  • учебные   действия  
  • действия   контроля (самоконтроля),  
  • действия   оценки   (самооценки).
КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия   Действия по формированию умения учится,  умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,  осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать  с педагогами и сверстниками в учебном процессе

КОММУНИКАТИВНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Универсальные учебные действия

Действия по формированию умения учится,

умение принимать, сохранять цели и следовать

им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,

осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать

с педагогами и сверстниками в учебном процессе

Умения учебной деятельности    выделять   и   удерживать   учебную   задачу; самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; адекватно   оценивать   и   контролировать   себя   и   свою деятельность; владеть   рефлексией   и   саморегуляцией   деятельности; использовать   законы   логического   мышления; владеть  разными формами обобщения, в том числе теоретическими; уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Умения учебной деятельности

  • выделять   и   удерживать   учебную   задачу;
  • самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
  • адекватно   оценивать   и   контролировать   себя   и   свою деятельность;
  • владеть   рефлексией   и   саморегуляцией   деятельности;
  • использовать   законы   логического   мышления;
  • владеть  разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
  • уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
  • иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
Раздел 1, Пункт 7 учет индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности;  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;  гарантирование достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

Раздел 1, Пункт 7

  • учет индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • гарантирование достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
Учебная ситуация строится с учетом:  возраста ребенка;  специфики учебного предмета;  меры сформированности  универсальных учебных действий  учащихся.

Учебная ситуация строится с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности

универсальных учебных действий

учащихся.

 Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – « поиск сокровищ » … ролевые – « пишем инструкцию », « учитель » … Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: « Пишем книгу » ; « Готовим праздник »  « Делаем подарки » « Сообщаем вам … »  Ежедневно используемые учебные ситуации: Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: « чисто- » и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, « Дневник читателя », повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:

  • соревнования – командные и индивидуальные;
  • сюжетные – « поиск сокровищ » …
  • ролевые – « пишем инструкцию », « учитель » …

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:

  • « Пишем книгу » ;
  • « Готовим праздник »
  • « Делаем подарки »
  • « Сообщаем вам … »

Ежедневно

используемые учебные ситуации:

  • Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение
  • Русский язык и чтение: « чисто- » и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, « Дневник читателя », повествование/описание, обсуждение
  • Окружающий мир: Дневник наблюдений
«Работа в парах сменного состава»  ( инструкция для ученика) Получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.  Выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.  Выслушайте содержание карточки партнера.  Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.  Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.  Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.  Сдайте тетради на взаимоконтроль или произведите самоконтроль.

«Работа в парах сменного состава» ( инструкция для ученика)

  • Получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
  • Выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
  • Выслушайте содержание карточки партнера.
  • Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
  • Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
  • Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
  • Сдайте тетради на взаимоконтроль или произведите самоконтроль.
Карточки для работы в группе:  Проверить  и  оценить обслуживает гостей ресторана, бара, кафе или кофейни. Обязанности просты и обычны: подойти к занявшим столик посетителям, познакомить с меню, принять заказ и насколько возможно быстро доставить блюда и напитки клиентам. профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения

Карточки для работы в группе:

Проверить

и

оценить

обслуживает гостей ресторана, бара, кафе или кофейни. Обязанности просты и обычны: подойти к занявшим столик посетителям, познакомить с меню, принять заказ и насколько возможно быстро доставить блюда и напитки клиентам.

профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения

 План работы группы 1)Посмотреть картинку 2)Прочитать текст 3) Обсудить в группе 4) Заполнить пустую строчку, т.е. выполнить задание 5)Проверить и оценить

План работы группы

1)Посмотреть картинку

2)Прочитать текст

3) Обсудить в группе

4) Заполнить пустую строчку, т.е. выполнить задание

5)Проверить и оценить

 Эталон проверки выполненного задания Задание: Определи профессию прочитав текст, и запиши в пустую строчку. Официант Учитель обслуживает гостей ресторана, бара, кафе или кофейни. Обязанности просты и обычны: подойти к занявшим столик посетителям, познакомить с меню, принять заказ и насколько возможно быстро доставить блюда и напитки клиентам. профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения

Эталон проверки выполненного задания

Задание: Определи профессию прочитав текст, и запиши в пустую строчку.

Официант

Учитель

обслуживает гостей ресторана, бара, кафе или кофейни. Обязанности просты и обычны: подойти к занявшим столик посетителям, познакомить с меню, принять заказ и насколько возможно быстро доставить блюда и напитки клиентам.

профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения

Критерии эффективности учебного занятия в условиях деятельностного подхода: Активное участие детей в определении темы и цели учебного занятия.  Использование   технологии   диалога,   обучение   учащихся   ставить   и адресовать вопросы. Сочетание репродуктивных и проблемных форм обучения, обучение детей   работать   по   правилу   и   творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Учитель   оценивает   реальное   продвижение   каждого   ученика, поощряет   и   поддерживает   минимальные   успехи. Стиль,   тон   отношений,   задаваемый   на   уроке,   создают   атмосферу сотрудничества,   сотворчества,   психологического комфорта.

Критерии эффективности учебного занятия в условиях деятельностного подхода:

  • Активное участие детей в определении темы и цели учебного занятия.
  • Использование   технологии   диалога,   обучение   учащихся   ставить   и адресовать вопросы.
  • Сочетание репродуктивных и проблемных форм обучения, обучение детей   работать   по   правилу   и   творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
  • Учитель   оценивает   реальное   продвижение   каждого   ученика, поощряет   и   поддерживает   минимальные   успехи.
  • Стиль,   тон   отношений,   задаваемый   на   уроке,   создают   атмосферу сотрудничества,   сотворчества,   психологического комфорта.
   Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010. Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38. Профессиональный   Стандарт   Педагог   (педагогическая деятельность   в   дошкольном,   начальном   общем,   основном общем,   среднем   общем   образовании)   (воспитатель,   учитель). Утвержден   приказом   Министерства   труда   и   социальной   защиты   Российской Федерации   от   «18» октября 2013 г. № 544н Федеральный закон   об образовании в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текс с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение,2011.-33 с.-(Стандарты второго поколения). Библиография:

  • Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
  • Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.
  • Профессиональный   Стандарт   Педагог   (педагогическая деятельность   в   дошкольном,   начальном   общем,   основном общем,   среднем   общем   образовании)   (воспитатель,   учитель). Утвержден   приказом   Министерства   труда   и   социальной   защиты   Российской Федерации   от   «18» октября 2013 г. № 544н
  • Федеральный закон   об образовании в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текс с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение,2011.-33 с.-(Стандарты второго поколения).

Библиография: